МААМ-картинки

Проект: «Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации»

Елена Нефедьева
Проект: «Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации»

ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Ребёнок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Публикация «Проект: „Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации“» размещена в разделах

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в группе ДОУ приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

С помощью фольклора можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребёнка.

Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов считал, что “ едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор” .

Через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

В своей работе я широко применяю малые формы фольклора. Известно, что ребёнок в этом возрасте чутко откликается на потешки – игры взрослого с ребёнком; пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком; заклички – обращения к явлениям природы; приговорки – обращения к животным, птицам, насекомым; скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи; прибаутки, шутки, перевёртышы – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей; уговорушки, и др. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, весёлые - радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. В общем, отвлечься и успокоиться, например, перебираешь пальчики малыша и приговариваешь:

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

А вот этот - наш малыш,

Зовут его (имя малыша!

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

Использование устного народного творчества в работе должно быть постоянным. В русском фольклоре каким- то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, которые способствуют установлению доверительных отношений с окружающими. Для решения этих задач я подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток и др. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках, нежности, любви, рациональности. Разумеется, тексты мной заучиваются наизусть. И, конечно, я ищу соответствующие интонации – колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлый текст - задорно, с юмором, с улыбкой.

Обращаясь к проектной деятельности, я хотела работу по приобщению детей к русскому народному творчеству систематизировать и планировать, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, сделать период адаптации эмоционально комфортным и для детей, и для родителей.

Цель проекта : создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе через приобщение всех участников образовательных отношений к народной культуре.

Задачи:

1. Формирование чувства доверительного отношения к окружающим, обучение навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование у детей интереса к детскому фольклору

3. Создать предметно–развивающую среду, воспитывающую в ребенке чувство национальной принадлежности, духовности, красоты.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

1 этап работы по подготовке проекта

1. Изучение методической литературы по проекту.

2. Провести встречу с родителями в форме круглого стола и обсудить цель, задачи и этапы реализации проекта;

3. Составление плана-схемы проекта совместно с родителями.

4. Сбор, накопление материала.

5. Мероприятия по реализации проекта

6. Презентация проекта, музыкальный досуг.

Совместная деятельность с родителями:

1. Презентация для родителей: «Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству»

2. Мастер-класс «Учим потешки вместе с детьми»

3. Оформление книжного уголка «Наши любимые потешки».

4. Изготовление макета: «Кубанский дворик».

5. Рукоделие: «Нарядный фольклорный костюм», «Вязание масок для театрализованной игры»

6. Совместное участие в хороводных играх, обыгрывании потешек, сказок.

7. Совместный музыкальный досуг и презентация по итогам проекта.

Совместная деятельность с детьми

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Игровая деятельность Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке» ,Кукла идет на прогулку», развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати».

Подв. игры: «Солнышко и дождик», «Воронята» «Шла коза по лесу», «Мышки шли, шли.», «Идет дождик», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».

Народные хороводные игры «Летели две птички.», Как на тоненький ледок», «Каравай», «Ходит Маша…», «Воронок», «Галка и сокол».

Рисование «Спрячем божью коровку в траве» «У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки» (пальчиками, «Петушок» (ладошкой, «Чашки для самовара», «Валенки для зайчика», «Рукавичка».

Лепка «Испечем оладушки», «Угощение для котика», «Заборчик у домика Петушка», «Крендельки», «Угостим Петушка горохом», «Улитка», «Дождик».

Конструирование «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»

Ознакомление с худ. литературой Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка».

Театрализованная деятельность Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Хлопья снежные кружат», «Катание на санках», «Калачи из печи», «Мишка-косолапый», «Зайка беленький сидит…», «Водичка, умой мое личико».

Познавательное развитие Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках». Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?»

Пальчиковая гимнастика «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «У кошечки нашей.», «Семья», «Оладушки», «Я хочу построить дом»

Физическое развитие Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает», «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси веселые гуси»

Музыкальное развитие Попевки: «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом». Ритмика «На бабушкином дворе». Песни: «Серенькая кошечка», «В траве сидел кузнечик…», «Жили у бабуси два веселых гуся».

Игры с музыкальными инструментами.

3 -й этап презентация проекта

Родители приняли участие в музыкальном досуге «В гости к бабушке». Итоговая презентация проекта для родителей «Значимость народного творчества в процессе адаптации ребенка в детском саду»

Полученные результаты по проекту :

- дети эмоционально откликаются на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками;

- дети вслушиваются в слова потешек, в их ритм, музыкальность, делают ладушки, притопывают, приплясывют, двигаются в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует, организует их поведение;

- дети вступают в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий;

- потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к воспитателю;

- потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.

- проект помог мне установить конструктивные отношения с родителями, создать развивающую среду в группе, способствующую развитию у детей интереса и любознательности к народной культуре.

Публикации по теме:

Фольклор как один из нетрадиционных подходов в работе с детьми Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского.

Исследовательская работа «Сотрудничество ДОО с родителями как залог успешной адаптации детей раннего возраста» Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование нетрадиционных форм в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста "Использование нетрадиционных форм в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста" Девиз-Здоровье – высшая награда Оно.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРИспользование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование оттиска как одного из нетрадиционных способов рисования в работе с детьми дошкольного возраста Добрыйдень уважаемые колегги! Тема моей презентации «Использование оттиска, как одного из нетрадиционных способов рисования в работе с детьми.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия и использования.

Конспект НОД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду «Путешествие в осенний лес»Конспект НОД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду «Путешествие в осенний лес» Конспект НОД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду «Путешествие в осенний лес» Подготовила: Филиппова Светлана Николаевна,.

Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» АКТУАЛЬНОСТЬ Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрос- лому надо знать особенности раннего.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: «Фольклор — как один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста и залог благополучной адаптации»
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 08:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД