Анастасия Ларионова
Проект «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Интеллектуальная мозаика»
по использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.
Публикация «Проект „Интеллектуальная мозаика“ по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Палочки Кюизенера
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.
В МДОУ Д/С №95 был разработан и реализован проект, направленный на интеллектуальное развитие дошкольников посредством внедрения логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Интеллектуальная мозаика».
Цель проекта : развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Задачи:
•анализ и выявление приоритетных направлений в современной педагогике;
•изучение новых технологий и различных теоретических подходов к развитию интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
•выявление более эффективных методов совместной деятельности с детьми.
В работе с детьми по методу проекта целесообразно использовать такие формы организации педагогического процесса:
•НОД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
•Включение интеграции в образовательные области («Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»);
•Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, конструирование из палочек, моделирование по рисунку по схеме;
•В развивающей среде «Игротека»;
•Круглый стол «Смекалочка» (логические игры с блоками и палочками);
•Папки-передвижки советы родителям по организации игр с блоками и палочками;
•Семинар-практику для родителей по использованию блоков и палочек в домашних условиях;
•Интеллектуальные соревнования «Давайте вместе поиграем».
Участники проекта : воспитатели, дети старшего возраста, родители.
Конечный результат: ребенок, умеющий
•ориентироваться в новой нестандартной ситуации,
•решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту,
•планировать этапы своей деятельности,
•устанавливать причинно-следственные связи,
•использовать способы преобразования,
•принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях,
•ориентироваться в некоторых источниках информации,
•делать выводы из полученной информации,
•задавать вопросы на интересующую тему,
•понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем,
•вести простой диалог,
•выбирать способы действия из усвоенных ранее.
Сроки реализации проекта : два учебных года.
План реализации проекта
Палочки Кюизенера
1. Тема: «Цвет, формы, размер».
Задачи: - Различать и группировать палочки по цвету;
- Осваивать эталоны цвета и их названия;
- Определять, что все одноцветные палочки одинаковы
по длине;
- Развивать зрительный глазомер.
Игры: «Ленточки в подарок», «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки»,
«Построим мост», «Палочка мерка».
2. Тема: «Понятия высокий – низкий, широкий – узкий, длинный
–короткий».
Задачи: - Учить детей измерять объекты;
- Развивать ориентировку в пространстве, зрительный
глазомер;
- Развивать представления о высоте, ширина, длине;
- Развивать умение конструировать.
Игры: «Играем с цветом», «Поезд», «Заборы», «Мосты», «Плоты»,
«Лесенки».
3. Тема: «Составление ковриков».
Задачи: - Различать умение выбирать полоски по длине;
- Развивать зрительный глазомер;
- Формировать навык составления фигур из палочек.
Игры: «Коврики для зверят», «Собери рисунок», «Цветные коврики», «Составление рисунков».
4. Тема: «Развитие у детей количественных представлений».
Задачи: - Углубить знания детей о составе числа из двух
меньших чисел;
- Учить сравнивать рядом стоящие числа;
- Развивать умение соотносить количество предметов с
цифрой;
- Формировать умение строить числовой ряд;
- Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число,
которое оно обозначает;
- Закреплять прямой и обратный счет;
- Формировать навык самоконтроля.
Игры: «Измерение с помощью палочки - мерки», «Дополни»,
«Подбери цифру», «Цветные числа», «Как узнать номера домов
на новой улице», «По порядку становись», «Составь число»,
«Больше – меньше», «Найди дом для палочки»,
«Конструирование цифр»,
«Разведчики», «Число головоломка», «Что пропустили»,«Весы»,
«Магазин игрушек», «Составь поезд», «Считаем ступеньки».
1. Группа: «Выявление и абстрагирование свойств».
Задачи: - Развивать умение выявлять в предметах от одного до
четырех различных свойств (цвет, форма, размер,толщина)
и абстрагировать один из них от других;
-Развитие устойчивой связи между образом свойств и
словом,которое его обозначает;
-Следовать определенным правилам при решении
практических задач;
-Самостоятельно составлять алгоритм простейших
действий (линейный алгоритм);
-Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения
строго следовать правилам при выполнении цепочки
действий (разветвленный алгоритм, выращивание дерева).
Игры: «Найди клад», «Угадай-ка», «Помоги муравьишкам»,
«Автотрасса», «Необычные фигуры», «Где, чей гараж?».
2. Группа: «Сравнения, классификация, обобщения».
Задачи: - Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам;
- Развивать умения по самостоятельно выделенным
свойствам;
- Развивать умение сравнения предметов по заданным
свойствам.
Игры: «Дорожки», «Домино», «Поймай пару», «Две дорожки»,
«Поймай тройку».
3. Группа: «Логические действия и операции».
Задачи: - Развивать умение производить логические операции «не»,
«и», «или»;
- Развивать умение расшифровывать (декодировать)
информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о
предметах по их знаково-символическим обозначениям;
- Развивать логическое мышление, умение кодировать
информацию о свойствах предметов с помощью знаков
символов и декодировать ее;
- Развивать классификационные умения;
- Развивать способность к анализу, сравнению,
обобщению;
- Развивать умения разбивать множества по одному свойству
на два подмножества производить логическую операцию
«не».
Игры: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов»,
«Где спрятался мышонок?», «Угадай, какая фигура?», «Засели
домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?», «Построй
дом», «Раздели блоки», «Рассели утят», «Рассели жильцов по
домам».