Оксана Денисова
«Я и моя семья». Творческий проект
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Тема проекта «Я и моя семья».
Цель проекта : Формирование у детей понятие
«семья» и повышение роли семейных ценностей
в становлении личности ребенка.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей представление о семье.
2. Формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных изменений.
Публикация «„Я и моя семья“, Творческий проект» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
3. Формировать представление о родственных отношениях между «близкими» ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, бабушка, дедушка).
4. Обогащать детско–родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
5. Воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
6. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
Ожидаемый результат:
1. Владеть понятием «семья».
2. Иметь представление о родственных отношениях.
3. Знать информацию о своей семье, профессии родителей.
4. Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
5. Определять свою гендерную принадлежность.
Проблема:
1. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.
2. Утрата функции семьи передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
3. Разобщенность между семьей и детским садом.
Участники проекта : дети, родители, педагоги группы, специалисты.
Реализация проекта : с 22 по 26 октября.
Вид проекта : творческий, групповой, кратковременный.
Актуальность проблемы:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Вернувшись в детский сад, после летних каникул дети стали наперебой рассказывать о совместном отдыхе с родителями, встречах в кругу семьи, о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта - «Я и моя семья». Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом». Дети смогут больше узнать о себе, о своей гендерной принадлежности. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, и эта принадлежность к полу. не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.
Реализация проекта «Я и моя семья».
Подготовительный этап: (вхождение в тему).
• Опрос детей на тему «Что я знаю о семье?».
• Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».
• Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье.
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Основной этап:(продуктивный, совместная деятельность с детьми).
Познавательная деятельность:
• Д. игра «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало).
• Д. игра «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений).
• Д. игра «Собери портрет из деталей».
• Д. игра «Составь семью из фигурок».
• Д. игра «Радость - или огорчение?» (родителям, от поступков детей; с черными и
• белыми фишками).
• Д. игра «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
• Д. игра «Свой, чужой, знакомый».
• Просмотр презентации на тему «Семья».
• Рассматривание фотографий членов семьи, альбома «Профессии наших родителей».
• Рассматривание коллекций детей, собранных совместно с родителями.
• Рассматривание репродукций картин по теме «Мать и дитя».
• Решение проблемной ситуации «Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку. ?».
• Познавательное занятие «Я и моя семья».
Художественно – продуктивная деятельность:
• Изготовление подарков родителям из бумаги, способом оригами (по выбору).
• Создание коллажа портретов «Фоторобот».
• Создание портретов своих родителей (подрисовать глаза, волосы нужного цвета).
Коммуникация:
• Чтение художественной литературы: р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси –лебеди», Д. Габбе «Моя семья», Н. Артюхова «Трудный вечер".
• Разъяснение пословицы «Когда семья вместе – сердце на месте».
• Рассказы детей о своей семье.
• Рассказ педагога из личного опыта на тему «Моя семья».
• Пальчиковая гимнастика «Наша семья», «Пальчик – мальчик».
• Чтение стихотворений о семье.
• Беседа с детьми «Как мы помогаем своим родным?».
Игровая деятельность:
• Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки – матери».
• Режиссерские игры «Дом Зайчихи», «Дом Барби».
• Строительные игры «Гаражи, сарайчики, дома», «Дом для кукол», «Мебель для дома».
Сотрудничество с семьей :
• Консультации для родителей : «Генеалогическое древо», «Семейные традиции»,
• «Родословная – моя гордость!», «Духовно – нравственное воспитание детей».
• Конкурс – выставка «Генеалогическое древо моей семьи».
• Создание группового альбома «Профессии наших родителей».
• Конкурс – выставка фотографий «Это Я – и моя семья».
• Участие в подготовке музыкального праздника «Осень, осень – в гости просим».
Взаимодействие со специалистами:
• Музыкальный праздник «Осень, осень – в гости просим».
• Музыкальная минутка под песню Р. Паулса «Золотая свадьба».
• Анкета «Знакомство с семьей ребенка».
Заключительный этап:
Презентация детьми «генеалогического древа» своей семьи.
Что мы знаем?
• Что среди нас есть мальчики и девочки.
• Что у всех нас есть «семья».
• Что наши родители работают на «работе».
• Что родители иногда болеют, или уезжают в командировку.
• Из каких частей состоит наше тело.
• Что бывают опасные ситуации в жизни людей.
Что мы хотим узнать?
• Чем мы отличаемся друг от друга?
• Кем мы станем в будущем и кем были раньше?
• Кто является членами нашей семьи? (ближайшее окружение).
• Где и кем работают наши родители?
• Как мы можем помогать взрослым?
• Как составить и нарисовать портрет близких нам людей?
• С кем нельзя общаться на улице без взрослых и почему?
Как мы будем узнавать?
• Спросим у взрослых (родителей, воспитателей).
• Рассмотрим иллюстрации, послушаем рассказы, стихи.
• Сыграем в дидактические игры.
• На занятии.
• Посмотрим презентацию.
Отчет о реализации проекта
в подготовительной группе №3
«Я и моя семья».
Начали мы свою работу с опроса детей по теме «Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. На вопрос «Где работают родители?» отвечают «зарабатывают деньги». Не видят себя с учетом возрастных изменений
(младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Результаты опроса помогли нам определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.
Затем провели анкетирование среди родителей и составили социальный паспорт на каждого ребенка; обсудили с родителями проект и определили содержание деятельности и возможности родителей.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о себе и о семье. Чтобы сформировать представление о гендерной принадлежности, в утренние часы, перед обедом проводили с детьми интересную игру «Кто у нас какой?». Дети рассматривали себя в зеркало и описывали свой внешний вид, это помогло им увидеть сходство и различие между собой. Играя в игру «Разложи по порядку», дети смогли понять и увидеть наглядно рост и развитие человека с учетом возрастных изменений. Для некоторых стало открытием, неожиданностью то, что они раньше были младенцами, а в будущем станут бабушками и дедушками. Очень понравилось детям собирать портрет из деталей, дети легко справлялись с заданием, это помогло им нарисовать портрет родителей по готовому шаблону. Так как наши дети еще не умею рисовать лицо человека, мы дали им готовые трафареты лица взрослого человека с разными прическами. Детям оставалось только дорисовать цвет глаз, длину и цвет волос, которые были бы, как у их родителей. Мы даже предложили, подобрать пуговицы по цвету глаз и приклеить их, это очень заинтересовало детей, восхитило родителей и помогло детям лучше узнать своих близких.
Когда дети получили больше знаний о своем внешнем виде и родителей, мы перешли к изучению ближайшего окружения воспитанников. После ряда бесед, рассказов детей и педагогов из личного опыта, у детей стала складываться правильная картина их ближайшего окружения, их семьи. Посторонние люди отсеялись. Помогла в этом и игра «Составь семью из фигурок», в ней наглядно сразу стало видно из скольких человек у кого состоит семья, у кого семья большая, у кого поменьше. Упорядочили полученные знания через просмотр презентации «Семь Я» и познавательного занятия
«Наша дружная семья».
Еще раньше, работая по теме недели «Профессии» мы начали создавать альбом
«Все работы хороши» о профессиях родителей нашей группы. Продолжив создавать этот альбом, мы постарались воспитывать у детей уважение к труду членов семьи. Так же отметили совместные увлечения членов семьи, рассмотрев совместно собранные коллекции, что помогло сблизить членов семьи, вызвать у детей гордость за своих близких.
Обсуждая с детьми проблемную ситуацию «Что я буду делать, если мам заболеет или папа уедет в командировку. ?», играя в игру «Радость или огорчение?», мы старались подвести детей к тому, что нужно заботиться и помогать своим близким членам семьи, любить их. Помогло нам в этом и разъяснение пословицы детям «Когда семья вместе – сердце на месте» и беседа «Как мы помогаем своим близким?».
Давая детям новые знания о семье, об их ближайшем окружении, мы не могли не затронуть тему безопасности ребенка. Через игру «Свой, чужой, знакомый» мы постарались дать первоначальные знания детям о том, как нужно себя вести с незнакомыми людьми на улице, если ты находишься без присмотра взрослых. По этой теме еще предстоит работа в дальнейшем.
Получив новые знания о себе, о своем ближайшем окружении, о взаимоотношениях в семье, дети стали отражать это в своих сюжетно - ролевых играх, режиссерских, строительных, сюжет игр заметно обогатился, расширился.
Все это время мы работали в тесном контакте с родителями. Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей оказывает нам библиотека, собранная с помощью родителей. Мы разработали тематические консультации и памятки для родителей. Совместно с родителями реализовали конкур – выставку фотографий «Я и моя семья», подготовили и провели музыкальный праздник «Осень, осень – в гости просим». Для формирования у детей и родителей интереса к родословной, дети и родители совместно создали «генеалогическое древо» семьи. Не все родители, к сожалению, приняли в этом участие. Но те семьи, которые подготовили «древо семьи», подготовили своих детей к заключительной презентации по проекту. Презентация прошла успешно, дети были заинтересованы, активны.
На этом реализация нашего проекта закончилась. Нам удалось реализовать поставленные нами цели и задачи, решить проблему разобщенности между семьей и детским садом, наладить функцию передачи семьей детям значимых семейных и жизненных ценностей.