Проект «Коляда-коляда, отворяй ворота» для детей 5–6 лет с ОНР — III уровня

Нина Коновалова
Проект «Коляда-коляда, отворяй ворота» для детей 5–6 лет с ОНР — III уровня

Без памяти - нет традиций,

Без традиций - нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности…» Г. Н. Волков

Цель

Развитие у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с рождественскими праздниками (Коляда, Сочельник, Святки)

Актуальность проекта

Во многих семьях повышается интерес, и возрождаются традиции подготовки к празднованию Рождества. Особенно эта тенденция просматривается в сельской местности.

Уникальные возможности фольклора, способствующие развитию ребенка, доказаны многими исследователями. Простые формы и образы народного творчества особенно доступны восприятию детей, в том числе имеющих речевые нарушения. Фольклор является одним из уникальных, эффективных и эмоционально-окрашенных средств с огромными дидактическими, коррекционными и воспитательными возможностями. Сама природа произведений устного народного творчества располагает к тому, чтобы главное было подчеркнуто голосом, паузой, выразительной интонацией. Фольклор предлагает образцы оборотов русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Произведения устного и музыкального народного творчества вызывают чувство радости и стимулируют силы и возможности ребенка. Они легко доступны для восприятия, запоминания и воспроизведения даже дошкольникам с тяжелой патологией.

Кроме этого, я как педагог, должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к русским уже в дошкольном возрасте. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды.

Проект имеет огромное воспитательное и нравственное значение.

Тематическое поле

Каждый год, после новогодних каникул, у нас проходит рождественская неделя: проводятся веселые колядования. Дети рядятся, надевают маски, устраивая настоящий маскарад, и под сопровождение шумовых народных музыкальных инструментов (трещетки, бубенцы, ложки, дудочки, бубны и др.) отправляются колядовать по возрастным группам. Во время колядования устраивают мини-представления для детей младшего возраста, веселые розыгрыши и забавные соревнования с детьми, а в благодарность за это, как в старые добрые времена, дети получают угощения. После окончания колядок колядовщики (дети, педагоги) собираются вместе и устраивают пир-чаепитие. Надо отметить, что и родители принимают участие в подготовке рождественской недели: закрепляют разучиваемые в детском саду стихи о Новом годе, Рождестве, беседуют с детьми о проведенных колядках. В результате праздник получается веселый, добрый и озорной.

Вид проекта – творческий

Планирование

Задачи:

1. Расширять кругозор детей, имеющих речевые нарушения, развивать их познавательные, коммуникативные и социальные способности через проектную деятельность.

2. Познакомить детей с русскими зимними праздниками (Коляда, Сочельник, Святки, активно используя русский народный фольклор (стихи, сказки, песенки, заклички и пр.).

3. Развивать творческую активность в театрализованных играх по сказкам и артистические способности детей, предоставлять им возможность интерпретировать роль, давать выход импровизационным качествам.

4. Формирование у детей навыков интонационной выразительности речи (просодики).

5. Создание условий по социальной адаптации в среде сверстников: повышать самооценку, поощрять инициативу и самостоятельность при взаимодействии не только с друзьями своей группы, но и с воспитанниками детского сада разного возраста;

6. Формировать навыки ориентирования внутри здания дошкольного учреждения, закреплять имена сотрудников и названия мест их нахождения.

Ожидаемые результаты:

• приобщение воспитанников к русским народным праздникам и играм;

• воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое помнит и дорожит своим прошлым, как культурным достоянием;

• повышение самооценки у детей, имеющих тяжелые нарушения речи;

• закрепление понятия о добре и дружбе, воспитание желания делиться положительными эмоциями, получаемыми от участия в музыкально-театрализованной деятельности;

• развитие просодики, как сложного комплекса элементов, включающего мелодику, ритм, интенсивность, тембр и логическое ударение, позволяющий выразить в предложении различные синтаксические значения и категории, а также экспрессию и эмоции;

• ориентировка детей внутри здания дошкольного учреждения, знание имен сотрудников и названий мест их нахождения.

Сроки реализации проекта: январь

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I этап - подготовительный (2-я неделя января)

№ Мероприятия Ответственные

1 Разработка плана достижения цели проекта: Учитель- логопед

Обсуждение плана с коллегами

Составление плана-схемы проекта

Распределение ответственности

2 Подбор фольклора: Учитель-логопед воспитатели

Русская народная сказка «Репка» музыкальный руководитель

Заклички: «Коляда-коляда, отворяй ворота…»,

«Уродилась коляда…»

Стихи о Новом годе и зиме

Музыкальная игра «Карусели»

Гадание «Мешочек желаний»

3 Собеседование с коллегами других групп

введение в тему проекта, приглашение

к сотрудничеству: воспитатели

Приглашение колядовщиков в группы

Ведение с колядовщиками соответствующего диалога

Одаривание гостей подарками

4 Подбор дидактического материала и пособий: воспитатели

Костюмы для колядования и драматизации специалисты

Шумовые музыкальные инструменты

Зерно, цветное конфетти для обсыпания хозяев

5 Создание соответствующей предметно-развивающей среды

в музыкальном зале, логопедическом кабинете

и группе

6 Консультация для родителей «Приобщение детей

к народным традициям» (письменная) логопед

II этап - основной (3-я неделя января)

Организационно-педагогическая работа с детьми

Мероприятия Ответственные

1 Рассказ «Как на Руси Рождество встречали» воспитатели

2 Просмотр презентаций о празднике воспитатель

3 Разучивание текстов закличек, стихов

Коляда- Коляда!

А бывает коляда

На кануне Рождества

Коляда пришла учитель- логопед, воспитатели

Рождество принесла.

родители

Коляда, Коляда, отворяй-ка ворота,

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, Коляда, подай пирога!

Подавай, не ломай, а по целому давай

Мы к Вам в гости пришли,

Долгожданные, да желанные.

Угощенье просим! и др.

4 Музыкальное занятие «Рождественские святки» Музыкальный руководитель

5 Драматизация сказки «Репка»: Учитель - логопед

Распределение ролей

Разучивание и отработка ролевых текстов

Репетиции спектакля

6 Колядки: учитель-логопед

Колядование по детскому саду (пищеблок, воспитатели

медицинский кабинет, прачечная, кабинет заведующей,

группы)- проговаривание закличек, чтение стихов о Новом годе и зиме

Показ сказки «Репка» для детей младшей группы

Показ сказки «Репка» для детей средней группы

7 Рассматривание собранных подарков воспитатель, учитель-логопед

8 Чаепитие (пир) воспитатель, родители

III этап работы – завершающий (4-я неделя января)

№ Мероприятия Ответственные

1 Рисование «Наши колядки» (цветные карандаши, восковые мелки) воспитатели

2 Размещение новостей на сайте ДОУ логопед

3 Фотоколлаж (оформление в раздевалке) воспитатели

Прикреплённые файлы:

koljada_umimq.ppt | 4532,11 Кб | Скачан: 4
 
Публикации по теме:

«Коляда идёт!» Развлечение для детей старшей группы и их родителей РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «КОЛЯДА ИДЕТ» ВЫСТАВКА Звучат звукозаписи русских народных песен. Дети и взрослые.

Сценарий праздника «Коляда-открывай ворота» Те, кому принесли вечерю, должны встретить гостей на пороге следующими словами: «Христос рождается». -Мы колядушки споем, Счастье принесем.

«Приходила коляда». Сценарий театрализованного развлечения для детей старшего возраста Приходила коляда (театрализованное развлечение для детей старшего возраста) Составитель: Воспитатель первой квалификационной категории.

Фольклорный праздник «Пришла коляда-отваряй ворота» (подготовительная группа) Программное содержание: - воспитывать в детях чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее. - Учить.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Игрушки
  • Детские писатели
Автор публикации:
Проект «Коляда-коляда, отворяй ворота» для детей 5–6 лет с ОНР — III уровня
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 19:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

13 декабря. Выставка новогодних открыток на МААМ

Первая новогодняя открытка была напечатана к Рождеству 1843 года в Англии. Картинку для нее нарисовал двадцатишестилетний художник Джон Хорсли. На открытке были изображены три поколения празднующей семьи...

Проект «Семья и семейные традиции» с родителями и детьми средней группы
Актуальность Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет, развивается, формируется его характер. Важную роль в формировании...
Фотоотчёт «Зимнее оформление окон в ДОУ»
Фотоотчёт «Зимнее оформление окон в ДОУ» Мороз рисует на окне Чудесные узоры: Сплетенье веточек, цветов, Резные листья, море, Перо жар-птицы, веера И...
Мастер-класс «Рождественская свеча» для детей второй младшей группы»
Мастер-класс «Рождественская свеча» для детей второй младшей группы Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель муниципального бюджетного...