Лучший педагог года

Проект «Коррекция неречевых нарушений у детей»

Надежда Орлова
Проект «Коррекция неречевых нарушений у детей»

Актуальность

Обследование детей старшего и подготовительного к школе возраста показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у многих из них в той или иной степени нарушены познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление.

Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»).

Публикация «Проект „Коррекция неречевых нарушений у детей“» размещена в разделах

Достаточно распространены у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста у разных членов семьи и других временных понятий.

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Цель проекта : коррекция неречевых нарушений у детей – внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных представлений.

Задачи:

- развитие внимания, памяти, мышления, восприятия;

- развитие пространственно-временных представлений;

- развитие мотивации к учебной деятельности.

Тип проекта : социально-личностный

Сроки подготовки и реализации проекта : сентябрь-апрель

Участники:

- учитель-логопед

- дети с нарушениями речевых и неречевых функций и их родители

- воспитатели детей 5-7лет

Формы работы: индивидуальная работа с детьми.

Новизна проекта : комплексный подход и психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Планируемый результат: сформированность неречевых и речевых функций у детей в соответствии с возрастной нормой развития.

Целевые ориентиры:

Ребенок в 6-7 лет должен уметь:

1. Внимание

-выполнять задание, не отвлекаясь около 8-10 минут;

- находить 5-6 отличий между предметами;

- удерживать в поле зрения 8-10 предметов;

- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу;

- копировать в точности узор или движение.

2. Память

- запоминать 8-10 картинок;

- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины;

- повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

3. Мышление

- определять последовательность событий;

- складывать разрезную картинку из 9-10 частей;

- находить и объяснять несоответствия на рисунках;

- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

- находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

4. Познавательные мотивы - принцип «хочу все знать обо всем»

- с удовольствием играет и учится читать;

- сочиняет сказки и рисует, считает, рассуждает о явлениях;

- жадно впитывает все новое, задает десятки вопросов и сам готов отвечать на них;

- пытливый, любознательный, активный ребенок.

5. Пространственные представления

- знать определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела;

- иметь представления о последовательности смены явлений и состояний материи;

- временные понятия (это смена времени суток, времен года, смен поколений)

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме)

1. Подготовка теоретического и практического материала;

2. Сбор данных по проблеме и их анализ;

3. Поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области;

4. Планирование работы с воспитателями;

5. Планирование работы с родителями.

План взаимодействия с родителями:

• Ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи и психических процессов у детей логопункта (начало года);

• Регулярное индивидуальное консультирование – в течение года;

• Подготовка и проведение анкетирования с родителями - Анкета для самооценки родителями поведения ребенка «Выявление двигательной активности, импульсивности, дефицита внимания»

• Советы логопеда – «Игры, которые помогают развить внимание, память, мышление и речь» (стенд в старшей и подготовительной группе) – март;

«Играем дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития неречевых и речевых процессов для занятий дома - сентябрь-апрель

План взаимодействия с педагогами:

• мониторинг развития неречевых процессов у детей (воспитатели, учитель-логопед) – сентябрь;

• отбор детей с нарушениями неречевых процессов - составление списка (воспитатели, учитель-логопед)- сентябрь;

• подбор игр и дидактического материала – сентябрь;

• консультирование педагогов по работе с детьми – сентябрь-апрель;

• совместная работа по коррекции и развитию неречевых функций у детей.

2. Основной этап - коррекционно-развивающий

Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с использованием дидактических игр и игровых приемов с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

Картотека игр по развитию неречевых функций у детей

№ Название игры (содержание) Цель игры

1 Найди все предметы и сосчитай их Развитие внимания и закрепление

математического счета

2 Найди пару каждому мячику Развитие внимания и зрительного восприятия

3 Найди такой же предмет Развитие внимания и зрительного восприятия

4 Повтори рисунок Развитие внимания, зрительного и пространственного восприятия

5 Найди отличия Развитие внимания и зрительного восприятия

6 Да и нет Развитие слухового внимания

7 Повтори движения Развитие зрительного внимания

8 Какое слово встречается чаще других? Развитие слухового внимания

9 Запомни-назови Развитие зрительной памяти

10 Какие игрушки на каких полках нарисованы? Запомни и назови. Развитие внимания и памяти

11 Запомни пары картинок Развитие зрительной памяти

12 Запомни и перескажи Развитие слухового внимания и памяти

13 Запомни и повтори слова, пары слов Развитие слухового внимания и памяти

14 Найди лишний предмет и объясни почему Развитие словесно-логического мышления

15 Найди заплатку для коврика Развитие мышления и зрительного восприятия

16 Что сначала? Что потом? Развитие словесно-логического мышления

17 Назови одним словом Развитие мышления

18 Назови слова- противоположности Развитие словесно-логического мышления

19 Логические задачки Развитие словесно-логического мышления

20 Что где находится? Развитие пространственной ориентации, закрепление предлогов

21 Чем похожи и чем отличаются предметы? Развитие словесно-логического мышления

22 Закончи предложение: После дождя бывает… Развитие словесно-логического мышления

23 Чего не стало? Развитие внимания, памяти

Игры проводятся в течение всей коррекционной работы на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели.

3. Этап - заключительный

Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта : аналитическая справка по итогам проекта - май

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (проведение оценки поведения ребенка)

Уважаемые родители, если утверждение подходит к вашему ребенку, то обведите цифру данного пункта в кружок.

Выявление двигательной активности:

1. ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;

2. он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;

3. все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;

4. спит намного меньше, чем другие дети;

5. очень говорлив.

Выявление дефицита внимания:

1. ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);

2. с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

3. испытывает трудности в организации;

4. трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;

5. легко отвлекается на посторонние стимулы;

6. часто теряет вещи и забывает их;

7. избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявление импульсивности:

1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;

2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса;

3. плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;

4. не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;

5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;

6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя- то спокоен, то импульсивен;

7. успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Коррекция неречевых нарушений у детей»
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 16:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД