Ирина Казакова
Проект «Ознакомление детей 6–7 лет с чувашским орнаментальным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно – практико – ориентированный.
Тема: «Ознакомление детей 6-7 лет
с чувашским орнаментальным искусством»
Возраст 6-7 лет
Актуальность проекта :
1. В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традициям своего народа с раннего возраста. Именно в этом возрасте, как отмечает Б. Н. Неменский необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа.
Публикация «Проект „Ознакомление детей 6–7 лет с чувашским орнаментальным искусством“» размещена в разделах
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
2. Художественно – образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребёнка нравственно – эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает осмыслить своеобразие и миропонимание народа. Всё это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций взрослого.
Проблематика.
Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить ряд проблем:
- отсутствие устойчивого интереса детей к чувашской национальной культуре;
- недостаточная развивающая среда.
Данные проблемы выявили следующую ключевую проблему: отсутствие интереса у детей к чувашской национальной культуре. Данная проблематика позволила определить цели проекта.
Цель проекта : развитие у детей интереса к чувашскому национальному орнаментальному искусству, воспитание духовно – нравственных, культурных, образованных граждан отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа, накопленных поколениями и отражённых, заключённых в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, декоративно – прикладном искусстве, творчестве и т. д.)
2. Содействие развитию у детей :
- начал исторического и гражданского самосознания;
- ощущение причастности к чувашской культуре.
3. Ознакомление с изделиями чувашского орнаментального искусства (вышивки).
Срок реализации: октябрь – ноябрь 2012
Этапы реализации
1 этап. Подготовительный
Мероприятие Содержание. Материал.
Где найти, у кого спросить. срок ответственный
Сбор информации и материала по проблеме. 1. Изучение историко – этнографической литературы.
2. Оформление стенда «Народные промыслы».
3. Оформление альбома «Народная вышивка», «Народные орнаменты».
4. Подбор иллюстративного материала – вышивка чувашских народных умельцев
5. Разработка конспекта открытого мероприятия по теме: «Изображение домашних животных в чувашском орнаменте».
6. Установление связи с краеведческим музеем г. Цивильска.
7. Постановка цели перед детьми и родителями.
Мероприятия по областям Содержание. Материал. Где найти, у кого спросить срок Ответственные и участники
1. Область - познание 1. Непосредственно – образовательный процесс по ознакомлению детей с чувашским орнаментальным искусством.
2. Посещение микромузея ДОУ.
3. Посещение краеведческого музея г. Цивильска.
4. Совместно с родителями провести встречу и беседу с пожилыми людьми, занимавшимися чувашской народной вышивкой. ноябрь Воспитатели
дети
экскурсовод музея
2. Область - безопасность При вышивании осторожно и бережно обращаться с иголкой. Воспитатели
и дети
3. Область – чтение художественной литературы Рассматривание книг, альбомов, фотографий с изображением чувашских народных промыслов, чувашской народной вышивки, её узоров. ноябрь Воспитатели и дети
4. Область - коммуникация Ознакомление детей с чувашской речью на занятиях по чувашскому языку. Октябрь - ноябрь Воспитатели дети
5. Область – художественное творчество Ознакомление с изображением элементов чувашского узора : солнце, звезда, животные, дом, двор и изображение их детьми (украшение чувашского головного убора «Масмак). Изображение чувашского узора Животные» способом лепки. ноябрь Воспитатели, родители, дети
6. Область - музыка Разучивание элементов чувашского народного танца.
ноябрь Воспитатели, музыкальный руководитель.
7. Область - труд Изготовление дидактической игры «Домино» с изображением элементов чувашского узора. октябрь Воспитатели и дети
8. Область – физическая культура Ознакомление с чувашскими народными подвижными играми: «Тилирам», «Луна и солнце», «Сирелер». ноябрь Воспитатели. Инструктор по физкультуре, дети
II этап. Основной. План проекта и пути его реализации
Мероприятия по областям Содержание. Материал. Где найти, у кого спросить срок Ответственные и участники
1. Область - познание 1. Непосредственно – образовательный процесс по ознакомлению детей с чувашским орнаментальным искусством.
2. Посещение микромузея ДОУ.
3. Посещение краеведческого музея г. Цивильска.
4. Совместно с родителями провести встречу и беседу с пожилыми людьми, занимавшимися чувашской народной вышивкой. ноябрь Воспитатели
дети
экскурсовод музея
2. Область - безопасность При вышивании осторожно и бережно обращаться с иголкой. Воспитатели
и дети
3. Область – чтение художественной литературы Рассматривание книг, альбомов, фотографий с изображением чувашских народных промыслов, чувашской народной вышивки, её узоров. ноябрь Воспитатели
и дети
4. Область - коммуникация Ознакомление детей с чувашской речью на занятиях по чувашскому языку. Октябрь - ноябрь Воспитатели
и дети
5. Область – художественное творчество Ознакомление с изображением элементов чувашского узора : солнце, звезда, животные, дом, двор и изображение их детьми (украшение чувашского головного убора «Масмак). Изображение чувашского узора Животные» способом лепки. ноябрь Воспитатели, родители, дети
6. Область - музыка Разучивание элементов чувашского народного танца.
ноябрь Воспитатели, музыкальный руководитель.
7. Область - труд Изготовление дидактической игры «Домино» с изображением элементов чувашского узора. октябрь Воспитатели и дети
8. Область – физическая культура Ознакомление с чувашскими народными подвижными играми: «Тилирам», «Луна и солнце», «Сирелер». ноябрь Воспитатели. Инструктор по физкультуре, дети
III этап. Заключительный.
Презентация проекта.
1. Открытое мероприятие для педагогов ДОУ:
Образовательная область «Познание» интегрированное занятие по ознакомлению с чувашским орнаментальным искусством (интеграция с изучением чувашского языка и лепкой) на тему: «Изображение домашних животных в чувашском орнаменте».
2. Представление проекта для обсуждения на педагогическом совете ДОУ.
3. Представление дидактической игры на конкурс в рамках ДОУ.
Предполагаемый результат.
1. Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ, понимание национальных ценностей.
2. Повышение уровня этнокультурных знаний в области чувашского орнаментального искусства.
3. Эмоционально – эстетическое развитие ребё нка: видение красоты изделий чувашской национальной вышивки.
Литература
1. Альбом «Чувашское народное искусство» / сост. Меджитова и Трофимов Ч. 1981.
2. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Пособие для воспитателей детских садов /З. А. Богатеева. – М. 1986.
3. Васильева Л. Декоративная аппликация // Дошкольное воспитание / Васильева Л. Г. – 1987. - № 10.
4. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. / Л. Г. Васильева. – Чебоксары, 2002.
5. Васильева Л. Г. Средствами чувашского народного искусства. // жур. «народная школа» / Л. Васильева. - №1 1993.
6. Изобразительное искусство Советская Чувашия / сост. Воронов, Трофимов. - М. – 1980. (альбом)
7. Программа художественно – творческого развития ребёнка – дошкольника средствами чувашского декоративно – прикладного искусства / сост. Л. Г. Василева. – Чебоксары, 1994.
8. Трофимов А. А. К вопросу о художественном образе чувашской вышивки. – сборник «Чувашское искусство». – М. – 1973.
9. Трофимов А. А. Космогоническое представление древних чувашей и отражение их в орнаментальной вышивке. / сборник «Чувашское искусство». – М. – 1976.
10. Трофимов А. А. Древний язык чувашского орнамента. / Сборник «Чувашское народное творчество» - Чебоксары. 1985.
11. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. / Л. Г. Васильева. – Чебоксары. 2006.