Папки-передвижки

Проект «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с дикими животными»

ЯНА
Проект «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с дикими животными»

Основные положения

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является обесценивание таких нравственных качеств, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.

Причина этого – серьёзные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессии, жестокости. Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т. е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения. Я считаю, что формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Проект „Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с дикими животными“» размещена в разделах

Вопросам экологического образования дошкольников посвящено множество работ. Проблема образования детей дошкольного возраста разработана в трудах И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Н. М. Мамедова, Л. П. Салеевой, Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой. В них доказано, что в дошкольном возрасте можно сформировать у детей знания о разных формах жизни, о связях в природе, осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям на эмоционально- чувственной основе.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста (3-4года) c дикими животными является важной задачей педагогического процесса дошкольной организации.

Значение ознакомления младших дошкольников с дикими животными заключается в том, что у детей расширяется кругозор, появляются новые знания и возможности их применения в разнообразной продуктивной деятельности. Формирование элементарных экологических представлений расширяет представления детей о животных. Дети с большим желанием знакомятся с дикими животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Объектом исследования является познавательная образовательная деятельность по ознакомлению с дикими животными детей младшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является ознакомления с дикими животными детей младшего дошкольного возраста.

Цели исследование: создание условий для формирования представлений о диких животных у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- изучить проблему ознакомления младших дошкольников с дикими животными;

- проанализировать уровень представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста;

- проектировать образовательную деятельность по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с дикими животными.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, проектная деятельность.

Теоретическое обоснование проблемы

Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой.

Наблюдение животных является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.

Организованная образовательная деятельность помогает детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У детей формируется позиция "не проходи мимо". Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.

При ознакомлении с животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой.

Знакомство детей с особенностями животных с взаимосвязями, существующими в природе, имеют большое значение для умственного воспитания: развивает познавательный интерес к природе, мышление, развивает связную речь и обогащает словарь.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет разорять гнезда, муравейники, обижать животных, птиц, насекомых.

Многообразие форм живой природы, имеющиеся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Осознанно-правильное отношение детей строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существование живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направления на сохранение и улучшение жизни животных.

Процесс становление осознано-правильного отношения к живому сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными.).

Педагог не только знакомит ребенка с животным, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Побуждать у детей, с самого раннего возраста, интерес и любовь к животным, необходимо, во-первых, для формирования правильного отношения к фауне, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предлагающие активную действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектом природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ним. Важным условием возникновения у детей сложных эмоций и чувств является взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов двух наиболее важных сфер психологического развития дошкольников.

Описание проекта

Тип проекта : образовательный.

Вид проекта : краткосрочный.

С целью расширения представлений детей младшего дошкольного возраста о диких животных :

- организовать с детьми рассматривание муляжей - фигурок диких животных, предусмотренное программой дошкольного образования «От рождения до школы» по младшей возрастной группе : медведя, лисы, белки, ежа;

- познакомить детей с дикими животными через рассказ, чтение, игры;

- предусмотреть работу с детьми по данной тематике в ходе образовательной деятельности, на прогулке, играх и в свободное время.

Все специально подобранные приемы нацелить на формирование основ экологического воспитания у младших дошкольников в процессе ознакомления с дикими животными.

Проектная работа строится по трё м направлениям: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен опытом с коллегами.

Цель проекта. Познакомить дошкольников с дикими животными средней полосы : медведь, лиса, белка, ёж, их неповторимостью и значимостью в природе.

Задачи проекта.

Познакомить детей с внешним видом и некоторыми особенностями диких животных.

• Изучать некоторые повадки диких животных, особенности обитания и питания.

• Способствовать проявлению и развитию у детей интереса и бережного отношения к живой природе средней полосы России.

• Показать связь между природными объектами.

• Развивать мышление, воображение, речь.

В процессе ознакомления младших дошкольников с дикими животными учитывать следующие принципы:

• Принцип доступности изучаемого материала.

• Принцип наглядности.

• Принцип интегрированности - подразумевает, что ознакомление дошкольника с дикими животными взаимодействует (интегрируется) в различных видах детской деятельности.

Наблюдая за тем, чем интересуются дети младшего дошкольного возраста, был сделан вывод о том, что современный ребёнок ориентирован на расширение информационного поля и ему необходимы некоторые сведения о жизни животных в условиях дикой природы. Ребёнок получает знания о диких животных, начиная с младенческого возраста в сказках, песенках, потешках, через игрушки и другие доступные средства. Учитывая значимость приобщения детей к родной природе, необходимо расширять представления детей.

Этапы

І. Подготовительный

- Определение цели и его мотивация;

- Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций;

- Беседы о домашних и диких животных.

- Экскурсия на выставку «Домашние и дикие животные».

- Дидактическая игра «Угостим животных», «Чудесный мешочек».

ІІ. Организационный

- Проведение образовательной деятельности.

- Лепка «Орех».

- Разукрашивание «Мишка».

- Чтение и рассказывание о диких животных.

ІІІ. Итоговый

- Оформление альбома.

План работы с детьми:

1. Экскурсия на выставку «Домашние и дикие животные».

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с домашними и дикими животными;

- учить детей различать и называть животных;

-воспитывать бережное отношение к животным.

2. Подбор русских народных сказок:

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

«Снегурочка и лиса»;

«Лиса и заяц», обр. В. Даля;

«Теремок», обр. Е. Чарушина.

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;

«Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни;

«Пых», белорус., обр. Н. Мялика;

«Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

«Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой.

3. Подбор произведений для чтения детям:

И. Токмакова. «Медведь».

Т. Александрова. «Медвежонок Бурик».

В. Бианки. «Купание медвежат».

Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»).

К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна».

А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса».

А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой.

Д. Хармс. «Храбрый еж».

Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима.

П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;

К. Чуковский. «Ежики смеются».

4. Рассматривание альбома «Дикие животные».

5. Рассматривание иллюстраций, открыток о диких животных.

6. Консультация на тему: «Как надо знакомить с дикими животными детей 3-4 лет».

7. Анкетирование «Что знают дети о диких животных» с целью привлечения внимания родителей к поставленной проблеме и взаимному сотрудничеству.

Вопросы анкеты:

- считаете ли вы, что детей нужно знакомить с дикими животными?

- что знают ваши дети о диких животных?

- когда последний раз вы были в зоопарке?

- что вы читаете детям о диких животных?

- хотели бы вы, чтобы ваши дети знали больше о медведе, лисе, белке, ёжике?

(Приложение 1).

8. Рассматривание народных игрушек «Медведь», «Белочка», «Лиса».

9. Разукрашивание на тему: «Шишка для Мишки».

10. Рисование на тему: «Орех для белочки».

11. Дидактические игры «В гостях у Мишки», «В гостях у белочки», «В гостях у ёжика».

12. Образовательная деятельность по темам:

- Ознакомление детей с медведем.

- Ознакомление детей с лесным обитателем ежом.

- Прогулка в лес. (Приложение 2)

Цель:

- учить детей знать и называть диких животных, различать их по главным признакам;

-воспитывать бережное отношение к животным;

- вызывать интерес к лесным обитателям.

13. Создание уголка «Дикие животные».

14. Использование русского фольклора.

Слушание:

«Плясовая», рус. нар. мелодия;

«Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной;

«Медведь», муз. Е. Тиличеевой;

«Лесные картинки», муз. Ю. Слонова;

Музыкально-ритмические движения. Игровые упражнения:

«Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой;

«Медвежата», муз. М. Кра- сева, сл. Н. Френкель;

«Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова;

Музыкально-дидактические игры

- на развитие звуковысотного слуха:

«Три медведя».

- развитие ритмического слуха. «Кто как идет?».

- на развитие тембрового и динамического слуха: «Громко — тихо».

15. Подбор загадок:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (ёж).

К. Чуковский

Сверху вдруг упала шишка.

Это кто-то (шалунишка)

Заготавливает впрок

Зимний корм в свой теремок. (белка).

Ю. Чичев

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребенок был у них

Очень тихий. (ежик)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной. (медведь).

16. Подбор игр: «Бегите к нам с Мишкой!», «С кочки на кочку», «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».

Целевая аудитория (контингент)

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов.

К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Описание проектируемого продукта

Целью психолого-педагогического проекта была организация работы с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с дикими животными.

Для реализации данной цели было необходимо разработать и апробировать комплекс мероприятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с дикими животными.

Интеграция образовательных областей:

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей раннего возраста «Знакомство с дикими животными» Конспект НОД для детей раннего возраста 2-3 года Гаврилова Олеся Александровна, МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» г. Жердевка. Тема: «Знакомство.

Конспект НОД по окружающему миру во второй младшей группе «Знакомство с дикими животными» ГБОУ Школа № 1161корпус № 6 Конспект НОД по окружающему миру во 2-й младшей группе № 2 «Солнышки» Тема: «Знакомство с дикими животными».

Конспект НОД по теме «Использование регионального компонента при ознакомлении детей среднего возраста с дикими животными» Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким животным. Способствовать воспитанию эмоциональной.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Знакомство с дикими животными» Познавательно- игровое занятие «Знакомство с дикими животными.» Цель: Познакомить детей с дикими животными. Дать представления о внешнем.

Мастер-класс по аппликации из салфеток «Лиса» в рамках проекта по ознакомлению с дикими животнымиМастер-класс по аппликации из салфеток «Лиса» в рамках проекта по ознакомлению с дикими животными В осеннее время мы с детьми решили узнать о жизни диких животных нашего леса. Интересно было очень,информацию собирали вместе с родителями,получился.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природой Цель: - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности. Задачи: - развитие трудовых.

Ознакомление с правилами дорожного движения детей младшего дошкольного возраста Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Этапы работы по теме самообразования. 3. План работы по теме самообразования. 1. Пояснительная.

Перспективное планирование по ознакомлению с домашними и дикими животными в младшей группе Перспективное планирование по ознакомлению с домашними и дикими животными в младшей группе Домашние животные Дикие животные октябрь Птичий.

Презентация «Фотоотчет об ИЗО выставке «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народной игрушкой» Фото отчет о выставке к проекту Знакомство с народной игрушкой в 2 младшей группе. Презентация опыта работы с детьми 2 младшей группы.

Проект «Почемучки — экспериментаторы. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы» Проект: «Почемучки – экспериментаторы» Тема: «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с объектами неживой природы: песок, воздух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с дикими животными»
Опубликовано: 14 марта 2018 в 10:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД