Лучший педагог года

Проект парциальной образовательной программы «Секреты тестопластики»

Воеводина Людмила Александровна
Проект парциальной образовательной программы «Секреты тестопластики»

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с деть-ми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.

Публикация «Проект парциальной образовательной программы „Секреты тестопластики“» размещена в разделах

Существенную роль в этом направлении играет совместная художе-ственно-творческая деятельность дошкольника. Особое влияние на развитие личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности оказывают за-нятия декоративной лепкой (лепка - самый осязаемый вид художественного творчества).

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благо-даря лепке. Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: вообра-жение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же инте-ресно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображени-ем, а название этому "танцу" рук –лепка! Занимаясь лепкой, ребенок не толь-ко овладевает практическими навыками, необходимыми для успешного обу-чения в школе, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, формирует эстетические вкусы, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приуча-ется творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Специфику лепки определяет материал. Процесс лепки из глины значи-тельно отличается от процесса лепки из пластилина, воска или бумажного те-ста. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в со-временном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сде-ланное своими руками. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Мучное тесто – это такой материал, который успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непри-нужденно. Этот материал для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою самобытность, помогает реализовать свой творче-ский потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Парциальная образовательная программа «Секреты тестопластики» реализуется в рамках образовательной области «Художественно – эстетиче-ское развитие», в рамках которой происходит, удовлетворение потребности в освоении новых техник художественно-творческой деятельности, новых впечатлениях, желания сделать что-либо своими руками и стремления позна-вать окружающий мир, свойства предметов.

Программа обеспечивает учёт специфики условий осуществления об-разовательной деятельности, потребностей и интересов детей.

1.2. Цель и задачи Программы

Цель: формирование художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе тестопластики.

Задачи:

1) формировать у детей старшего дошкольного возраста потреб-ность в освоении новых техник художественно-творческой деятельности;

2) развивать эстетическое восприятие, навыки анализа объемных форм и их отображения в лепке;

3) формировать представления о свойствах нового материала и осо-бенностях техники создания творческих образов.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

Основополагающими подходами к построению и реализации образова-тельной деятельности по Программе стали :

1. Системно – деятельный подход (реализация потребности в практиче-ской деятельности, направленной на запланированный результат, достиже-ние цели и оценка как результата, так и процесса деятельности, деятельность выступает в роли средства субъектности ребенка.

2. Культурологический подход (создание культурной среды, форми-рующей творческую личность, способную создавать материальные и духов-ные ценности, способную к культурному саморазвитию и самосовершенство-ванию, где человек выступает субъектом культуры; это означает, что он яв-ляется существом творческим, стремящимся к культурному преобразованию окружающей реальности.

В основу программы заложены следующие принципы из п. 1.4 Феде-рального государственного образовательного Стандарта дошкольного об-разования.

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, об-щества и государства (лепка сувениров новогодние, рождественские, обере-гов, подарков для членов семьи, друзей; ознакомление старших дошкольни-ков с трудом взрослых);

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (ком-муникативной, изобразительной, познавательно – исследовательской);

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (экспериментальной, познаватель-но - исследовательской, продуктивной);

- принцип природосообразности : постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом природных задатков, возрастных особенностей и индивидуальных способностей, формирование творческого потенциала личности.

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана про-грамма

Программа рассчитана на реализацию в группах старшего дошкольно-го возраста (от 5 до 6 лет) и основывается на особенностях развития до-школьников указанной возрастной группы.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ин-теллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Раз-витие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребе-нок не наблюдал непосредственно. К старшему дошкольному возрасту за-метно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.

Происходит постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, развитие самостоя-тельности в познании интересного, развитие процесса общения, самосозна-ния.

Общение для старшего дошкольника имеет самостоятельную ценность, это вид деятельности, который отражает стремление ребенка к сопережива-нию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстниками. Занятия различными видами художественной деятельности становятся основой для полноценного и содержательного общения детей с взрослыми и сверстника-ми.

Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может моделировать предметы окружающего мира, создавать реальный продукт, в котором пред-ставление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в объекте. Созданный в ходе художественной деятельности продукт отражает представление ребенка об окружающем его мире и эмоциональное отноше-ние к нему, нацеливает ребёнка на поиск новых, творческих решений.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей, формируется познавательная активность и социальная мотивация.

В старшем дошкольном возрасте процесс заинтересованности и резуль-тативности ребенка в деятельности становится наиболее выраженным. Старшим дольникам присущи навыки в собственной практической деятель-ности.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного воз-раста Программы

Освоение детьми Программы предполагает достижение следующих ре-зультатов:

1) ценностное отношение к продуктам творческой деятельности как своим, так и своих товарищей;

2) устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности и навыки общения по поводу процесса и по результатам этой деятельности;

3) способность к самостоятельному замыслу и реализации замысла, навыки планирования собственной деятельности; умение сформулировать вопрос или просьбу о помощи в случае затруднения;

4) владение приемами работы с материалом и различными техниками создания творческих образов для дальнейшего их использования в самостоя-тельной деятельности, в быту;

5) потребность вовлечения в исследовательскую, дизайнерскую дея-тельности сверстников, членов семьи.

1.6. Обоснование выбора содержания Программы

Содержание программы «От рождения до школы» не предполагает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с новым материалом для детского творчества и новой техникой - тестопластикой, как одного из видов декоративно – прикладного творчества. Между тем, именно художе-ственно – творческая деятельность, способствует развитию зрительного вос-приятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе; расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками, содействует духовному и интеллек-туальному развитию дошкольников.

Содержание парциальной программы разработано в контексте инва-риантной части основной образовательной программы, содержит техноло-гии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечиваю-щая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Разно-образие видов деятельности (изобразительная, художественно - речевая, те-атрализованная) позволяет формировать ценностные ориентиры: любовь к декоративно – прикладному искусству, приобщение их к богатому культур-ному наследию русского народа, гуманное отношение к человеку и его тру-ду.

1.7. Формы подведения итогов реализации Программы

Изучение результатов освоения детьми Программы осуществляется в процессе:

1) наблюдения художественно-творческой деятельности детей, резуль-таты наблюдения фиксируются в Карте наблюдения;

2) изучения качества продуктов творческой деятельности детей;

3) наблюдения процесса общения детей со сверстниками по поводу ре-зультатов творческой деятельности.

Результативность образовательной деятельности по Программе оцени-вается по результатам участия в конкурсе «Мы фантазеры» на уровне ДОУ.

Участие детей в организации выставки продуктов творческой деятель-ности и проведение экскурсий для посетителей выставки (родителей, сотруд-ников ДОО, детей других групп детского сада).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ Модуль/Тема Объём ОД (в мин.) Способы реализации Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1. Секреты тестопластики

1.1 Эксперименты по изучению свойств муки (соли, воды). 25 мин Работа в малых подгруппах:

Проведение экспериментов по изучению свойств элементов теста для лепки в малых подгруппах детей (по 4 человека). Коллек-тивное обсуждение результатов эксперимен-тов.

Подгрупповое экспериментирование по определению необходимой дозировки эле-ментов в составе теста.

Групповая деятельность: работа с альбомом

«Декоративно- прикладное творчество» Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление страничек для группового альбома «Секреты мастерства» (приёмы и способы лепки из солёного теста).

Коммуникативная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек из солёного теста, обмен собранной информации (краткие фрагменты) и обсуждение информации.

Экспериментальная деятельность детей по изуче-нию свойств составляющих тесто материалов, определению оптимальной дозировки для изго-товления теста для лепки

Коммуникативная деятельность - диалоги «Как правильно замесить тесто», о свойствах муки, со-ли, воды (по результатам экспериментов).

Игровая деятельность – дидактическая игра «Ка-кая, какое, какой».

Познавательно-исследовательская деятельность: изучение состояния готового теста.

1. 2 Осенние дары: овощи и фрукты (замешивание теста и изготовление объемных форм) 25 мин Групповая деятельность: обследование му-ляжей, описание детьми приемов лепки раз-личных объемных форм.

Коммуникативная деятельность: беседы о форме, пропорциях цвете овощей и фруктов.

Чтение художественной литературы: чтение сти-хов о фруктах и овощах

Коллективное обсуждение оптимальных пропорций состава для лепки скульптуры. Создание простейшей скульптурки из приго-товленного теста.

Работа в малых подгруппах:

Самостоятельное изготовление теста для лепки по рецепту (в малых подгруппах). Игровая деятельность – дидактическая игра «Съе-добное, несъедобное».

Сюжетно -ролевая игра «Магазин».

Музыкально -художественная деятельность: про-слушивание музыкальной зарисовки «Что нам осень принесла».

Художественно-творческая деятельность: изготов-ление поделки «Осенний натюрморт».

1.3 Картина из теста на тему :

"Осенний пейзаж" 25 мин Групповая деятельность, прогулка по участ-ку детского сада для рассматривания осен-них деревьев.

Совместная деятельность педагога и детей по определению рациональных средств изго-товление элементов пейзажа

Коммуникативная деятельность: Беседа о деревьях осенью, рассматривание иллюстраций с изображе-нием деревьев.

Чтение художественной литературы: чтение рас-сказа А. Н Плещеев «Четыре художника».

Музыкально- художественная деятельность: разу-чивание песни «Осень» И. Мазнина.

Продуктивная деятельность: поделка из соленого теста «Подарок другу»

Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление страничек для выставки – «Мы фан-тазеры».

Модуль 2. Новогодние сувениры

2.1 Новогодние сувениры (елоч-ки, звездочки, изготовленные с помощью из форм для вы-печки). 25 мин Групповая деятельность: рассматривание те-матических альбомов на тему «Новогодний декор». Обсуждение элементов декорирова-ния.

Познавательно- исследовательская деятельность:

Эксперимент с тестом «Как белое тесто превраща-ется в цветное».

Коммуникативная деятельность:

Беседа об основных способах украшения поделок (пуговицы, бисер и т. д).

Игровая деятельность: Пальчиковые игры.

2.2 Подсвечник (кот, собака, бе-лочка). 25 мин Коллективное обсуждение сходства и разли-чия в строении - кота, собаки, белочки.

Работа в малых подгруппах: изучение под-свечников в образе животных, выделение из образа животного характерных особенностей и характерных черт. Чтение художественной литературы: Игры, по-тешки, загадки.

Художественно- творческая деятельность: Изго-товление и украшение поделок.

Дизайнерская деятельность: Оформление выставки детских поделок «Волшебное тесто».

Игровая деятельность: игровые упражнения «На что это похоже?»

2.3 Новогодние магниты (сне-жинки). 25мин Коллективная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением разных форм снежинок.

Работа в малых подгруппах: обсуждение способа изготовления снежинок (с помощью формочек или картонных шаблонов). Коммуникативная деятельность: беседа о форме, размере, цвете снежинок, разгадывание загадок.

Чтение художественной литературы: стихи М. Клокова «Снежинки», А. Твардовский «Танец снежинок».

Продуктивная деятельность: Изготовление подел-ки.

Игровая деятельность: Дидактическая игра «Что предмет расскажет о себе»

Музыкальная деятельность: прослушивание спо-койной музыки во время изготовления и украше-ния поделки.

Модуль 3. Пасхальные сувениры

3. 1 Пасхальное яйцо 25 мин Работа в малых подгруппах: обсуждение и отбор наиболее выразительных работ для со-здания собственного образа.

Самостоятельное изготовление теста для лепки по рецепту. Создание скульптуры из приготовленного теста. Коммуникативная деятельность: Рассказывание и рассматривание слайдов с изображением разных пасхальных яиц из разных материалов.

Экспериментальная деятельность: Показ изготов-ления овальных форм из соленого теста.

Продуктивная деятельность: Украшение изделий с помощью предметов дающий оттиск (пуговицы, колпачки от фломастеров и ручек).

Игровая деятельность: Народная игра «Катание яиц».

3.2 Подставка для яйца – куроч-ка, цыпленок, петушок. 25мин Совместная деятельность детей: Создание скульптур «курочки, цыплёнка, петушка». Рассматривание их формы и характерных особенностей.

Работа в малых подгруппах: рассматривание разных подставок для яиц изготовленных из разных материалов. Коммуникативная деятельность: беседа «Для чего нужны подставки для яйц».

Познавательско-исследовательская деятельность: Изучения состояния готового теста.

Продуктивная деятельность: организация выстав-ки «Чудо - подставка».

3. 3 Пасхальные куличи 25 мин Коллективное взаимодействие:

Взаимодействие детей с родителями по сбо-ру информации о способах украшения кули-чей.

Работа в малых подгруппах: обсуждение по-лученной информации.

Коммуникативная деятельность:

Рассказывание и рассматривание иллюстраций, фотографий, скульптурных изделий на тему: «Пасха», «Куличи».

Экспериментальная деятельность: Показ приемов изготовления кулича из соленого теста.

Чтение художественной литературы: чтение сти-хов о пасхе, куличе.

Продуктивная деятельность: украшение кулича –печатками, штампиками и т. д.

Игровая деятельность: с. р. игра «Весёлое чаепи-тие».

Дизайнерская деятельность: оформление рецептов приготовления и украшения семейного кулича

3.4 Оформление выставки поде-лок из теста «Сказочное те-сто» Групповая деятельность: Взаимодействие детей с родителями изготовление рамочек для своих работ. Продуктивная деятельность: украшение рамочек

из природного материала из ракушек, желудей, пе-рьев.

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. «Секреты тестопластики»

Тема 1.1. Свойства муки, соли и воды

Содержание темы:

Свойства воды: текучесть, бесформенность, прозрачность, без запаха, принимает любую форму, в которую ее наливают, способность растворять вещества.

Свойства соли: сыпучесть, растворимость, крупная, мелкая, соленая.

Свойства муки: белого цвета, легкость, мягкость, сухость, сыпучесть.

Опыт № 1: Экспериментирование с мукой и солью (растворимость соли в воде; нерастворимость муки в воде) : Вывод: соль растворяется в воде, а мука нет; соль тяжелее муки.

Опыт № 2: Экспериментирование с солью и водой (соль кристаллизирова-лась)

Опыт № 3: Экспериментирование с мукой и водой (Выводы о приобретен-ных свойствах новых материалов. Поиск оптимальной дозировки элемен-тов для изготовления материала для лепки).

Формы, способы, методы

Дизайнерская деятельность детей и родителей - оформление вы-ставки в детском саду «Секреты мастерства» (рецепты и поделки прине-сенные родителями и их детьми из соленого теста).

Коммуникативная деятельность: рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек из солёного теста, обмен собранной ин-формации (краткие фрагменты) и обсуждение информации.

Игровая деятельность – дидактическая игра «Какая, какое, какой».

Познавательно-исследовательская деятельность: экспериментирова-ние (проведение опытов с водой, солью и мукой, изучение свойств гото-вого теста.

Средства образования и развития

Зрительный ряд: иллюстрации с изображением народных игрушек из солёного теста (образцы игрушек, поделок, сувениров из солёного те-ста).

Литературный ряд: загадывание загадок о воде, соли, муке.

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, цикл слайдов иллюстративного материала «Народные игрушки из солёного теста», «чу-десный мешочек» для дидактической игры.

доски, упаковочная пленка, салфетки – бумажные и тканевые для фильтра, измерительная ёмкость, воронка, мерная ложка, стеклянные и одноразовые стаканы.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Совместные действия воспитателя и ребёнка, индивидуальные ответы детей, взаимодействие детей с другими детьми по обмену информации.

Совместное взаимодействие детей и родителей по оформлению стра-нички для группового альбома «Секреты мастерства».

Виды деятельности детей:

Познавательно – исследовательская деятельность (опыты, экспери-менты с водой, солью и мукой, изучение состояния готового теста).

Коммуникативная деятельность (беседы «Как правильно замесить те-сто», о свойствах муки, соли, воды, выводы по результатам эксперимен-тов).

Продуктивная ( подготовка материалов для изготовления сувенира: замешивание соленого теста)

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровое обеспечение

Воспитатель создает благоприятные условия для самореализации каждого ребенка в процессе образовательной деятельности (удовлетворе-ние потребности в познании и создании продукта, в процессе продуктив-ной деятельности, в дизайнерской деятельности (оформление продуктов творческой деятельности для выставок).

Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации программы в детском саду имеются: весь необхо-димый материал для изготовления поделок из соленого теста :(столы, кле-енки, фартуки, салфетки, специальные ножи для резки теста и изготовления рисунков на изделии, компьютер, DVD проигрыватель, электронные но-сители, уголок экспериментирования, дидактический материал: иллюстра-ции, фотоматериалы и изображением работ из солёного теста.

Научно-методическое обеспечение Программы

В процессе разработки программы ориентировалась на содержание нормативно-правового обеспечения современного дошкольного образо-вания. Нормативная база представлена следующими документами:

1. Федеральный государственный образовательный Стандарт приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнау-ки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

2. Образовательная программа Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад «Дарование», разработана на основе комплексной общеобразовательной программы «Из детство в отрочество».

Время и сроки реализации Программы

В течение года, во второй половине дня, 1 раз в неделю, объем 25 минут в старшей группе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Дидактические и наглядные пособия:

- предметы народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, фили-моновская игрушка, матрешки);

- репродукции живописных произведений;

- скульптуры малых форм;

- фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур для вырезыва-ния

шаблоны, формочки для выпечки, формочки для кексов, формочки для игр с песком

- мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрыва-ния (пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.);

- доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;

- салфетки - бумажные и тканевые, клей ПВА;

- различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;

- инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста : расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;

- печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ра-кушки и т. д. ;

- трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, кол-пачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;

- соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;

- природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т. д.);

- бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ни-ток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т. д.);

- кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломасте-ры.

Фотоматериалы:

- Семейные фото с изображением поделок из солёного теста.

Фонотека:

- грамзаписи и аудиозаписи

Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в групповой комнате. Данная стена оформ-ляется работами детей в рамочках.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

(презентация прилагается)

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Секреты воды» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Секреты воды» (для средней группы) Конспект.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Секреты дружбы» Цель: Обобщение и расширение знаний воспитанников о понятиях «друг», «дружба». Задачи: • Закреплять умение осмысливать и оценивать ситуацию,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Секреты растений» Образовательная область: «Познавательное развитие» Тип: интегрированное Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Конспект специально организованной образовательной деятельности в старшей группе «Секреты безопасности от Фиксиков» Воспитательные задачи: воспитать у детей ответственность за личную безопасность, культуру взаимодействия. Образовательные задачи: уточнить.

Мастер-класс «Реализация парциальной программы «Здоровый малыш» Реализация парциальной программы «Здоровый малыш» под редакцией З. И. Бересневой для физического развития детей раннего дошкольного возраста.

Проект адаптированной образовательной программы ребенка с ослабленным зрением Авторы проекта адаптированной образовательной программы: Ежелева Г. А., Лукомская М. А., воспитатели МАДОУ «Детский сад «Дарование» с. Ташла.

Проект парциальной образовательной программы «Родничок» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ) I. Целевой раздел ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность.

Проект «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка 4–5 лет с ОВЗ» Авторы: Ширзай Венера Закиевна, Леонова Наталья Григорьевна Данный проект вызван необходимостью обеспечения права на доступность образования.

Проект «Секреты дружбы» для детей средней группы Название проекта: «Секреты дружбы» Продолжительность проекта: средняя (2 недели). Тип проекта: творческо-информационный, игровой. Участники.

Проект «Секреты знакомых предметов» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект парциальной образовательной программы «Секреты тестопластики»
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 10:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД