МААМ-картинки

Проект по финансовой грамотности для детей подготовительного возраста «Детям о фининсах»

Ирина Липатова
Проект по финансовой грамотности для детей подготовительного возраста «Детям о фининсах»

ПРОЕКТ

по финансовой грамотности для детей подготовительного возраста

«Детям о финансах»

Выполнил воспитатель :

Липатова И. В

Пермь – 202 год

Пояснительная записка

Публикация «Проект по финансовой грамотности для детей подготовительного возраста „Детям о фининсах“» размещена в разделах

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима

Актуальность.

Актуальность и необходимость экономического воспитания на этапе дошкольного образования отмечают многие отечественные и зарубежные педагоги: Л. И. Гакина, Л. А. Голуб, Л. Д. Глазырина, М. Ф. Грищенко, Е. А. Курак.

Сложившаяся экономическая ситуация сама указала на объективную необходимость формирования у дошкольников элементов экономических знаний, умений, навыков. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребенок, прежде всего познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

Если у ребенка не сформировать первичное правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком?

Проблемой данного проекта то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея программу развития финансовой грамотности дошкольников.

сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Принципы реализации проекта :

• принцип наглядности;

• принцип доступности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип прочности;

Цель: формирование интереса к экономическим явлениям, а также расширение экономических понятий и представлений, которые будут служить основой для воспитания таких качеств как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи:

• уточнение и формирование представлений детей о деньгах

• воспитание правильного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;

объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

• уточнения понятия рекламы как неотъемлемой части современного миры, как двигателя торговли ;

Формы работы: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, квесты, экскурсии, показ презентаций, тематические занятия, беседы с привлечением родителей, просмотр мультфильмов, чтение рассказов и сказок, пословиц и поговорок.

Участники проекта :

дети подготовительной к школе группы;

воспитатели группы;

старший воспитатель;

родители.

Сроки реализации проекта : долгосрочный (в течение 2020-2021 учебного года).

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.

Продукты проекта для педагогов :

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Портфолио с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;

Дипломы победителей и участников мероприятий;

Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).

Основные формы реализации проекта :

Чтение художественной литературы;

Интегрированная НОД;

Продуктивная деятельность;

Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность;

Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;

Экскурсии в банк, магазин;

Участие в квесте «В поисках клада»

Этапы проекта :

1этап – Организационный:

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме проекта.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Сроки реализации программы : сентябрь 2020 год - май 2021 год

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Месяц Тема занятия

1. Сентябрь

Октябрь Родительское собрание «Юный фининсист»

«Откуда берутся деньги?»

«Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»

«Сколько стоит моя игрушка?»

(понятие цены, стоимости)

2. «На что тратится семейный бюджет?»

«Хочу и надо, или разумно тратим деньги»

«В магазин или супермаркет?»

«Все профессии нужны, все профессии важны?»

(о важности труда, разнообразии профессий)

3. Ноябрь Деловая игра «Покупай выгодно и с пользой»

«Где хранятся деньги» (Экскурсия в банк)

«Услуги и товары»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

4. Декабрь «Наука Экономика»

«Дорогой или дешевый, что выбрать? Проблема выбора»

«Моя копилка»

«Выбираем подарок на день рождение»

5. Январь «Накопить и приумножить»

«Производители и ресурсы»

6. Февраль «Как сберечь ресурсы Планеты?»

«Какая бывает валюта?»

Деловая игра «Финансовая безопасность»

«Копейка рубль бережет»

7. Март «Как заработать миллион?»

«Зачем родителям кредит, и что это такое»

«Школа гнома Эконома»

«Что? Где? Почем?»

8. Апрель Деловая игра «Аукцион идей»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

«Ты – мне, я - тебе!»

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

9. Май «Что нужно человеку для жизни?»

«Учимся экономить»

«Веселая реклама»

Квест «В поисках клада»

«Что мы купим в магазине»

Ожидаемые результаты:

В конце реализации программы сформировали первичные понятия и представления о финансах :

- Знает и называет разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя

- .Знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия

-Знаком с понятием «банк», назначением банка.

-Знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.)

— имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.

— ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.

— имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.

- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; - Умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки)

Список литературы:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в РФ/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5. Табих Е. Н. Дошкольникам об экономике [Текст] : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. - Минск : Вышэйшая школа, 2007. - 45, [2] с. : цв. ил. ;

Приложение

Конспект беседы

«Кто же продает нам нужные товары?»

Ну конечно продавец.

Продавец – это человек, который продаёт нам различные вещи и продукты. Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров) и продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, хлебобулочных, кондитерских и других товаров).

Продавец работает в магазине. Он должен хорошо знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память.

В обыкновенном магазине продавец стоит за прилавком. Он взвешивает товары на весах, сообщает покупателю цену. Покупатель оплачивает стоимость товара в кассе, даёт продавцу чек, получая взамен нужный товар. Продавец помогает упаковывать продукты.

Есть новые магазины – супермаркеты. Там все товары стоят на полках открыто, покупатель ходит и самостоятельно выбирает нужные, а при выходе расплачивается. В супермаркетах продавцы выполняют роль консультантов: помогают покупателям с выбором, разъясняют назначения продуктов, показывают в каком месте лежит нужный товар.

У продавцов есть своя спецодежда, которая должна быть чистой и аккуратной. Но главное для продавца – доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.

Словарная работа: продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек, тактичность, обаятельный, консультант.

Названия действий: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает…

Названия качеств личности: вежливый, внимательный, тактичный, добрый, терпеливый…

Загадка

Кто продукты продает –

Молоко, сметану, мед?

Кто нам продает сапожки,

Туфельки и босоножки?

Все они товары знают,

Даром время не теряют

В магазинах молодцы.

Кто же это? …

(Продавцы)

Продавцы

Все мы ходим в магазины. В магазинах продавцы

Продают нам апельсины, кофе, чай и леденцы.

И картошку, и морковку, свеклу, лук и огурцы

Быстро, вежливо и ловко нам завесят продавцы.

Вот профессия какая, и не зря, в конце концов,

Наши девочки играют в «Магазин» и «Продавцов».

«Что желаете?» - узнают, - «Вам капусты? Огурцов?

Может, кофе или чая? Есть колбаска, ветчина…».

Вот профессия какая, всем всегда она нужна.

Виды магазинов.

Какие виды магазинов вы знаете? Если вам понадобятся продукты в какой магазин вы пойдете?

Загадки.

В каком магазине не купим игрушки,

А купим коньки, и ботинки, и клюшки? (В магазине спорттоваров)

Кто товары покупает,

Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

Где на прилавке товары лежат,

Все разложенные в ряд? (В магазине)

В каком магазине продают игрушки —

Мишек и кукол, заек и хрюшек? (В магазине игрушек)

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Проект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группеПроект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группе С целью формирования представлений о рекламе – как продукте деятельности человека, как средства сообщения информации о различных товарах,.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Автор публикации:
Проект по финансовой грамотности для детей подготовительного возраста «Детям о фининсах»
Опубликовано: 11 августа 2021 в 05:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД