Ирина Липатова
Проект по финансовой грамотности для детей подготовительного возраста «Детям о фининсах»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
по финансовой грамотности для детей подготовительного возраста
«Детям о финансах»
Выполнил воспитатель :
Липатова И. В
Пермь – 202 год
Пояснительная записка
Публикация «Проект по финансовой грамотности для детей подготовительного возраста „Детям о фининсах“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима
Актуальность.
Актуальность и необходимость экономического воспитания на этапе дошкольного образования отмечают многие отечественные и зарубежные педагоги: Л. И. Гакина, Л. А. Голуб, Л. Д. Глазырина, М. Ф. Грищенко, Е. А. Курак.
Сложившаяся экономическая ситуация сама указала на объективную необходимость формирования у дошкольников элементов экономических знаний, умений, навыков. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребенок, прежде всего познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.
Если у ребенка не сформировать первичное правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком?
Проблемой данного проекта то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея программу развития финансовой грамотности дошкольников.
сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Принципы реализации проекта :
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности;
Цель: формирование интереса к экономическим явлениям, а также расширение экономических понятий и представлений, которые будут служить основой для воспитания таких качеств как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи:
• уточнение и формирование представлений детей о деньгах
• воспитание правильного отношения к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
• объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
• уточнения понятия рекламы как неотъемлемой части современного миры, как двигателя торговли ;
Формы работы: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, квесты, экскурсии, показ презентаций, тематические занятия, беседы с привлечением родителей, просмотр мультфильмов, чтение рассказов и сказок, пословиц и поговорок.
Участники проекта :
дети подготовительной к школе группы;
воспитатели группы;
старший воспитатель;
родители.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (в течение 2020-2021 учебного года).
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Продукты проекта для педагогов :
План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;
Портфолио с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;
Дипломы победителей и участников мероприятий;
Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).
Основные формы реализации проекта :
Чтение художественной литературы;
Интегрированная НОД;
Продуктивная деятельность;
Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность;
Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;
Экскурсии в банк, магазин;
Участие в квесте «В поисках клада»
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».
подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Создание развивающей среды по теме проекта.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Сроки реализации программы : сентябрь 2020 год - май 2021 год
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Месяц Тема занятия
1. Сентябрь
Октябрь Родительское собрание «Юный фининсист»
«Откуда берутся деньги?»
«Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»
«Сколько стоит моя игрушка?»
(понятие цены, стоимости)
2. «На что тратится семейный бюджет?»
«Хочу и надо, или разумно тратим деньги»
«В магазин или супермаркет?»
«Все профессии нужны, все профессии важны?»
(о важности труда, разнообразии профессий)
3. Ноябрь Деловая игра «Покупай выгодно и с пользой»
«Где хранятся деньги» (Экскурсия в банк)
«Услуги и товары»
Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
4. Декабрь «Наука Экономика»
«Дорогой или дешевый, что выбрать? Проблема выбора»
«Моя копилка»
«Выбираем подарок на день рождение»
5. Январь «Накопить и приумножить»
«Производители и ресурсы»
6. Февраль «Как сберечь ресурсы Планеты?»
«Какая бывает валюта?»
Деловая игра «Финансовая безопасность»
«Копейка рубль бережет»
7. Март «Как заработать миллион?»
«Зачем родителям кредит, и что это такое»
«Школа гнома Эконома»
«Что? Где? Почем?»
8. Апрель Деловая игра «Аукцион идей»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»
«Ты – мне, я - тебе!»
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
9. Май «Что нужно человеку для жизни?»
«Учимся экономить»
«Веселая реклама»
Квест «В поисках клада»
«Что мы купим в магазине»
Ожидаемые результаты:
В конце реализации программы сформировали первичные понятия и представления о финансах :
- Знает и называет разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя
- .Знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия
-Знаком с понятием «банк», назначением банка.
-Знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.)
— имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.
— ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.
— имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; - Умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки)
Список литературы:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в РФ/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Табих Е. Н. Дошкольникам об экономике [Текст] : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. - Минск : Вышэйшая школа, 2007. - 45, [2] с. : цв. ил. ;
Приложение
Конспект беседы
«Кто же продает нам нужные товары?»
Ну конечно продавец.
Продавец – это человек, который продаёт нам различные вещи и продукты. Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров) и продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, хлебобулочных, кондитерских и других товаров).
Продавец работает в магазине. Он должен хорошо знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память.
В обыкновенном магазине продавец стоит за прилавком. Он взвешивает товары на весах, сообщает покупателю цену. Покупатель оплачивает стоимость товара в кассе, даёт продавцу чек, получая взамен нужный товар. Продавец помогает упаковывать продукты.
Есть новые магазины – супермаркеты. Там все товары стоят на полках открыто, покупатель ходит и самостоятельно выбирает нужные, а при выходе расплачивается. В супермаркетах продавцы выполняют роль консультантов: помогают покупателям с выбором, разъясняют назначения продуктов, показывают в каком месте лежит нужный товар.
У продавцов есть своя спецодежда, которая должна быть чистой и аккуратной. Но главное для продавца – доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.
Словарная работа: продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек, тактичность, обаятельный, консультант.
Названия действий: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает…
Названия качеств личности: вежливый, внимательный, тактичный, добрый, терпеливый…
Загадка
Кто продукты продает –
Молоко, сметану, мед?
Кто нам продает сапожки,
Туфельки и босоножки?
Все они товары знают,
Даром время не теряют
В магазинах молодцы.
Кто же это? …
(Продавцы)
Продавцы
Все мы ходим в магазины. В магазинах продавцы
Продают нам апельсины, кофе, чай и леденцы.
И картошку, и морковку, свеклу, лук и огурцы
Быстро, вежливо и ловко нам завесят продавцы.
Вот профессия какая, и не зря, в конце концов,
Наши девочки играют в «Магазин» и «Продавцов».
«Что желаете?» - узнают, - «Вам капусты? Огурцов?
Может, кофе или чая? Есть колбаска, ветчина…».
Вот профессия какая, всем всегда она нужна.
Виды магазинов.
Какие виды магазинов вы знаете? Если вам понадобятся продукты в какой магазин вы пойдете?
Загадки.
В каком магазине не купим игрушки,
А купим коньки, и ботинки, и клюшки? (В магазине спорттоваров)
Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
Где на прилавке товары лежат,
Все разложенные в ряд? (В магазине)
В каком магазине продают игрушки —
Мишек и кукол, заек и хрюшек? (В магазине игрушек)