Лучший педагог года

Проект по формированию навыков безопасного поведения на дороге «Школа безопасности для Маши»

Надежда Хакова
Проект по формированию навыков безопасного поведения на дороге «Школа безопасности для Маши»

Краткосрочный проект по формированию навыков безопасного поведения на дороге посредством театрализованной деятельности «Школа безопасности для Маши»

Авторы: Осипова Наталья Аркадьевна, Хакова Надежда Андреевна, Корюкова Любовь Алексеевна.

Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный, творческий.

Участники: воспитанники 3-5 лет, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный – октябрь-ноябрь 2017 года.

Публикация «Проект по формированию навыков безопасного поведения на дороге „Школа безопасности для Маши“» размещена в разделах

Цель проекта: создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах через театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

1. Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам безопасного поведения на дорогах.

2. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

3. Развивать воображение, творческие способности дошкольников.

4. Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

5. Обеспечить активное участие детей, родителей и педагогов.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный: Подборка информационных материалов для воспитанников, педагогов и родителей. Определение содержания и последовательности деятельности.

2 этап – практический, познавательно-творческий: Организация познавательно-творческих мероприятий для детей и родителей. Создание банка данных по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

3 этап – заключительный: Создание методического продукта. Анализ результатов работы, определение направлений следующей работы по ДД.

Представление опыта работы.

Важнейшими задачами нашего общества являются: защита жизни и сохранение здоровья детей, обучение их правилам безопасного поведения и культуре поведения в общественных местах.

Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый вне семейный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребёнка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьёзно не продумывались формы и методы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания. Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики, нарушители.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы используем это в своей работе по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

В основу нашего опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Новизна опыта заключается в том, что формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников в процессе театрализованной деятельности решается на основе комбинации элементов известных методик.

Педагогические технологии, используемые в работе:

1. Имитационная (моделирующая) технология обучения

Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Воспитанники должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Воспитанники должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется «защита» решений, коллективное обсуждение.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Использование мультимедийных презентаций по обучению дошкольников правилам дорожного движения позволяет обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Преимущества компьютера: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

3. Проблемно-диалогическая технология

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

В нашем проекте главными героями являются веселая и невнимательная Маша, которая постоянно попадает в опасные ситуации, а Инспектор Постовой учит ее и рассказывает о безопасном поведении на дорогах.

Образовательная деятельность строится на основе познавательно-поисковой деятельности. Вначале ООД перед детьми ставится цель в виде проблемы. Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов: вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?.); вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта); проблемная ситуация (Нужно перейти дорогу, а светофора нет. Что делать); вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал).

Встреча с героями сказок несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение элементов театрализованной игры в структуру организованной образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка. Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с развитием безопасных действий на дороге, помогает проигрывать различные ситуации и возможные события.

В своей работе по формированию знаний о правилах дорожного движения у дошкольников, начиная со средней группы, мы используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр игрушек, театр картинок. Для обобщения знаний детей (со старшей группы) по правилам дорожного движения мы используем следующие формы работы: беседа-диалог, игра-драматизация, спектакль, инсценировка, кукольный театр, пантомима и другие.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные ситуации на дорогах города. Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра. Воспитание будущих пешеходов как часть общей культуры закладывается в детстве.

Полученные знания дети закрепляли в театрализованных играх: «В гостях у инспектора ГИБДД», «Пешеходы», «Светофор – лучший друг», «Автошкола»; представлениях: «Школа светофорных наук», «Правила дорожные детям знать положено»; инсценировании сказок «на новый лад» «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д. с использованием элементов ПДД; также в игровых тренингах на различные темы, например, «Если ты потерялся на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь?» и т. д.

Совместно с родителями и детьми сочинены сказки с главными героями проекта, где рассмотрены разные ситуации на дороге.

Результат проекта

Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:

* Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (познавательную, игровую, художественно-творческую).

* Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на поведение знаковых сказочных героев, обсуждение, а как бы я поступил в данной ситуации. Дети с желанием и интересом рассматривали и изучали познавательную литературу, охотно делились информацией дома с семьей.

*Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на развитие связной и диалогической речи в игровой и образовательной деятельности детей.

* У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к разным театрализованным играм по дорожному движению.

* Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.

* Продуктивная совместная деятельность в рамках проекта помогла еще крепче сплотить членов семей и коллектив родителей.

* Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

* Изготовлены макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для театрализованных игр.

Мероприятия по реализации проекта

Для педагогов: Формулировка проблемы и цели проекта. Учет запросов родительской общественности группы.

Создание проблемной ситуации для воспитанников по обсуждению проекта.

Подготовка буклетов о проекте.

Информирование родителей о реализации данного проекта.

Разработка конспектов познавательно - творческих мероприятий с воспитанниками.

Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников.

Поиск сценариев спектаклей для театрализованных игр по правилам дорожной безопасности.

Создание картотеки сказок по дорожному движению.

Оформление дайджеста для родителей.

Для детей: Вхождение в проблему проекта (Модель трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать).

Рассматривание иллюстраций, наглядно - дидактических пособий.

Знакомство и закрепление загадок, считалок, стихотворений по данной теме.

Цикл познавательно - тематических бесед:

"На неведомых дорожках…" (почти сказочные истории)

с использованием разного вида театров.

- чтение детской художественной литературы;

- художественно-творческая деятельность: сочини сказку «Старая сказка на безопасный лад», театрализованные игры по мотивам сказок.

Изготовление книжек по дорожному движению.

Акции «По безопасной дороге в безопасный мир», «Автокресло – детям!».

Музыкальное развлечение – по правилам дорожного движения.

Для родителей: Информация для родителей о предстоящем проекте.

С целью включения родителей в проект знакомство с буклетом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность).

Анкетирование по данной теме

Индивидуальные беседы

Информация для родителей в информационном дайджесте.

Семейное речетворчество – изготовление семейных сказок «Старая сказка на новый лад»

Литература для чтения детям:

• О. Емельянова. Стихи про правила безопасности на дороге. Загадки.

• А. Гангов. Кто храбрей?

• О. Бедарев. Азбука безопасности.

• В. Берестов. Про машину.

• А. Дмоховский. Чудесный островок.

• А. Иванов. Азбука безопасности.

• В. Кожевников. Светофор.

• А Кривицкая. Тайны дорожных знаков.

• С. Маршак. Мяч. Милиционер.

• С. Михалков. Должен помнить пешеход: перекрёсток – переход (заучивание). Шагая осторожно. Скверная история. Велосипедист.

• Сказка «Бездельник Светофор».

• Я. Пишумов. Машины.

• Н. Носов. Автомобиль. Приключения Незнайки.

• В. Семернин. Запрещается – разрешается.

• И. Серяков. Машина, которую рисовать научили. Улица, где все спешат.

Улица полна неожиданностей.

• Новейшие правила для воспитанных детей.

• А. Усачев. Правила дорожного движения.

• А. Раскин. Как папа бросил мяч под автомобиль.

• С. Фангинштейн. Наша улица.

Публикации по теме:

«Четвероногие спасатели». Конспект НОД в подготовительной группе по формированию навыков безопасного поведения Цель: • Продолжать знакомить детей с профессией «спасатель МЧС», популяризировать деятельность МЧС России и героическую профессию спасатель.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на дороге посредством использования игрового макета улицыФормирование навыков безопасного поведения дошкольников на дороге посредством использования игрового макета улицы Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида ПРОЕКТ "Формирование.

Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения Формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице, дороге, в транспорте. Уважаемые коллеги! Мы.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» (средняя группа)Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» (средняя группа) Я хотела бы представить вам фотоотчет на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге». Знакомить.

Инновационные подходы к формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Инновационные подходы к формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Мы живем в современном.

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения в незнакомых ситуациях «Один дома» Цель: Познакомить детей с опасными для жизни и здоровья ситуациями и правилами поведения в них. Задачи: 1) Научить детей правилам безопасности.

Педагогический проект по формированию основ безопасного поведения дошкольников на дороге «Удивительный лего-город» Паспорт проектной деятельности «Удивительный Лего- город» Автор: воспитатель МАДОУ «Радость» д/с№121 Тетюева Евгения Леонидовна Возраст:.

Проект по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города «Красный, жёлтый, зелёный» "Красный, жёлтый, зелёный" 1. Паспорт проекта: Тема: "Игра, как средство формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах города. ".

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Елистратова И. В. Воспитатель МБДОУ «ДС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию навыков безопасного поведения на дороге «Школа безопасности для Маши»
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 14:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД