Светлана Богуш
Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Математический проект «Сказочный калейдоскоп».
Номинация «Дошкольный возраст».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность проекта.
Одним из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющих решать проблему развития не только творческих способностей детей, но и развитие умственных, познавательных, интеллектуальных способностей, является проектный метод.
Публикация «Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста „Сказочный калейдоскоп“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Любой проект - это продукт сотрудничества детей, педагогов и родителей воспитанников.
Данный проект направлен на развитие логического мышления, а логика, как известно – это один из важнейших элементов математического мышления: (сообразительность, логичность, инициативность, гибкость и критичность ума). Занимательный математический материал представленный в проекте, очень разнообразен по характеру мыслительных операций, содержанию и значению.
Для большинства взрослых математика - очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятного. Эту нелюбовь и страх перед математикой родители часто передают и своим детям. Как же сделать так, чтобы изучение математики стало интересным? Что же нравится детям? Конечно же разнообразные по содержанию игры, сказки, загадки, занятия продуктивной познавательно-исследовательской деятельностью и т. д.
В данном проекте представлены разнообразные формы работы, которые будут интересны детям.
Проблема:
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё больше значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой детей к обучению в школе. Однако математическое образование в дошкольном возрасте, бесспорно, направлено не на формирование первичных счётных навыков, как считают многие родители. Оно способствует развитию логического мышления, сенсорных каналов восприятия, всех первичных базовых навыков: письма, рисования и др.
Современные дети в повседневной жизни достаточно рано начинают встречаться в быту и играх с ситуациями, требующими элементарных математических решений (поделиться игрушками, разделить сладости поровну, расставить столовые приборы и пр., дошкольникам необходимы элементарные математические знания. На первых порах с помощью взрослого, а затем и самостоятельно дети учатся решать подобного рода задачи. У них формируется собственное представление о содержании математического объекта. Математические отношения представляют инструмент самопознания математики самим ребёнком. Этот этап в развитии ребёнка нуждается в поддержке.
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
В связи с этим, в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов русских народных и авторских сказок. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и мы пришли к выводу, что именно сказки опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. В связи с этим был разработан проект «Сказочный калейдоскоп».
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Вид проекта : образовательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Цель проекта : Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.
Задачи проекта :
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• увеличение объема внимания и памяти;
• формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
• развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС)
• Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
• Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Ожидаемый результат: Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
• у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
• самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
• стремятся к достижению поставленной цели;
• умеют переносить усвоенный опыт в жизненные ситуации.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
• Выявление проблемы.
• Создание условий для организации и проведения проекта.
• Подбор материалов для реализации проекта, изготовление картотек загадок, ребусов, сказок по математике, выставка рисунков детей «Королева Математика», изготовление дидактических игр.
2 этап. Реализация проекта.
• Беседы с детьми по сказкам. Закреплять математические знания детей через сказку.
• Рассматривание иллюстраций, картинок, где кругозор пополняется математическими знаниями.
• Чтение сказок, загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок, песен.
• Использование физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр во всех видах деятельности.
• Проведение дидактических и настольно-печатных игр: «Сколько?», «Найди пару», «Арифметика на магнитах», «У кого столько же?», «Утро, день, вечер, ночь».
• Проведение интеллектуальных игр: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи».
• Рисование и раскрашивание сказочных героев в свободной деятельности.
• Развлечение «Математический калейдоскоп».
3 этап. Завершающая часть.
• Выставка детских работ на тему: «Королева Математика».
• Изготовление в совместной деятельности с родителями и детьми развивающей книжки-малышки «Счет от 1 до 10».
Итог проекта :
1. В конце проекта количество вопросов возросло, потребность получить ответы методом проб укрепилось, действия детей стали более целенаправленными.
2. Появились попытки работать самостоятельно.
3. Формируются такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое.
4. Развиваются объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.
5. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
6. Формируются умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.
7. Учатся переносить усвоенные математические знания в новые жизненные ситуации.
Список используемой литературы:
1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка-М., 2004.
2. Шумакова О. В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- М., 2004.
3. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5- 7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
4. Белошистая А. В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников»-М. : Владос, 2003.
5. https://www.maam.ru/upload/blogs/post188918/prezentacija-puteshestvie-po-skazke_7uo69.pptx
1. Упражнения по сказке «Гуси-лебеди».
- Упражнение «Поделись пирожком».
Цель: совершенствовать умение детей делить целое на равные части.
Ход упражнения: Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути?..
( Ответы детей: «Печку!»).
— Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а поделись с мамой, папой и братиком.
Задание: разделение целого на части.
На сколько частей нужно разделить пирожок?
(Дети складывают, затем разрезают).
Воспитатель: Сколько получилось частей? (4)
-Упражнение «Яблочное варенье».
Цель: закрепление счета до 10.
Ход упражнения: Воспитатель: Бежит девочка, видит, стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька ей в ответ.
Решение задачи.
Яблонька говорит: — Я скажу, если ты решишь мою задачу:
С яблоньки упало 3 яблока,
А на яблоне осталось висеть 5 яблок.
Сколько яблок было на яблоне?
(Дети повторяют условие задачи, вопрос, выкладывают решение: 3+5=8.)
- Упражнение «Строим мост».
Цель: развить конструкторские способности, совершенствовать знания геометрических фигур.
Воспитатель: А дальше встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Но девочка не знает, как через нее перебраться. Давайте ей поможем!
(Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)
Воспитатель: Правильно, речку можно перейти с помощью моста. Я вам предлагаю построить мост из блоков Дьенеша.
(Дети самостоятельно выполняют задание. Затем педагог приглашает проверить правильность выполнения.)
- Упражнение «Цветы для Бабы Яги».
Цель: совершенствоватьумение работать по схеме, знание форм и размеров.
Воспитатель: Перебралась Аленушка через реку, а за речкой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси–лебеди братца. Что же увидела девочка?
Дети: Избушку!
Педагог: А в избушке сидит Баба Яга сердитая.
Ребята, а давайте ей подарим волшебные цветы, которые мы сделаем из цветных палочек Кюизенера.
(Выкладывание цветов из палочек Кюизенера. Дети выкладывают на столах цветы, согласно схеме).
2. Упражнения по сказке «Заюшкина избушка».
- Упражнение «Математические бусы».
Цель: совершенствовать знание форм, цвета, размера, порядкового счета.
Ход упражнения: Воспитатель: - Ребята, у меня рассыпались бусинки, соберите их правильно. Какой бусинки нет? Назовите её «соседей». Молодцы, дети! Вы справились с первым заданием. За это получаете первую часть нашей картины-подарка.
(Дети должны назвать соседей числа, которое называет воспитатель).
- Упражнение «Подели яблоко поровну».
Цель: совершенствовать знание понятий «часть» и «целое».
Ход упражнения: Воспитатель: - Ребята, кто помог выгнать хитрую лису из заюшкиной избушки? (Петух.)
В знак благодарности зайчик решил поделиться со своим спасителем большим яблоком. Но у него было только одно яблоко. Что делать зайчику? Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).
- Сколько частей получилось? (Две части.)
- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна вторая.)
- Что больше: целое яблоко или его половина?
- Что меньше: половина или целое яблоко?
- Итак, выполнено и это задание. Получаете вторую часть нашей избушки.
- Упражнение «Геометрическая мозаика».
Цель: совершенствовать знание геометрических фигур, умения работать по схеме.
Ход упражнения: (Дети за столом составляют из геометрических фигур портрет зайчика по образцу.)
Воспитатель: - Выполнено и это задание. Получаете третью часть нашей избушки.
- Упражнение «Состав числа 5 из единиц».
Цель: закрепление знаний состава чисел.
Ход упражнения: Воспитатель: - Ребята, назовите, пожалуйста, всех, кто приходил помочь нашему бедному зайчику из сказки «Заюшкина избушка?» (Собака, медведь, волк, бык, петух). (Выставляю картинки.)
- Сколько друзей приходило к зайчику? (5 друзей).
- Какие это друзья? (Одна собака, один волк, один медведь, один бык, один петух).
- Сколько всего друзей? (Всего 5 друзей).
- Сколько единиц составляет число 5? (Число 5 – это 1 1 1 1 и ещё 1).
(За выполненное задание получают четвёртую часть картины).
3. Упражнения по сказке «Три поросенка».
Воспитатель: — Ребята, посмотрите к нам в гости пришли поросята. Давайте вспомним их имена (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф). А что нужно сделать, чтобы узнать сколько их? (Посчитать)
Воспитатель напоминает, как посчитать поросят, как сделать обобщающий жест и сказать «три поросенка». Предлагает нескольким детям посчитать поросят.
- Дидактическая игра «Поиграем».
— Ребята, давайте поиграем с поросятами. Сколько у нас поросят? (три) Сколько у нас желудей? (Три) Слушайте внимательно: Мы присядем столько раз, сколько поросят у нас. Встанем на носочки столько раз, сколько желудей у нас.
(Дети выполняют задание под музыку из мультфильма «Три поросенка).
- Упражнение «Хитрая яблонька».
Цель: совершенствовать умение счета до 10.
Ход упражнения: Воспитатель: -Как вы помните домики поросят оказались непрочными, и волк их разрушил. Когда развалился дом, поросята побежали к Наф-Нафу, и их чуть было не поймал волк. Но поросят спасла яблоня. (Вношу яблоню). -Но посмотрите, это какая-то необычная яблоня: на ней рядом с яблоками выросли цифры разного цвета…Да здесь еще и записка (Делаю вид, что читаю). -…Нужно срывать цифры и выполнять разные задания.
Дети срывают цифры и выполняют задания:
-кто сорвет красную цифру: называет ее(1) и хлопает в ладоши на 1 раз больше(2);
-кто сорвет синюю, называет сказку, в названии которой встречается эта цифра(3 поросенка);
- кто сорвет желтую цифру, называет её соседей (цифра4 ,соседи 3 и 5; цифра2,соседи 1 и 3).
- Упражнение «Забор для поросят».
Цель: совершенствовать умение выполнения графического диктанта при помощи счетных палочек.
Ход упражнения: Воспитатель: -А потом поросята спрятались в доме Наф-нафа, и волк не смог добраться до них. Для большей безопасности они начали строить забор. Поможете им его закончить? (Графический диктант из счетных палочек).
Использование ИКТ в формировании элементарных математических представлений.
Упражнения по мультимедийной презентации «Путешествие по сказке».
- Упражнение «Собираем урожай».
Цель: закрепление порядкового счета.
Ход упражнения: На слайде изображение 5 овощей: капуста, лук, помидор, перец и огурец.
Воспитатель: «Дети, что вы видите?» Дети: «Овощи».
Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько овощей растет на грядке. «Один, два, три, четыре, пять».
Воспитатель: «А теперь давайте посчитаем по-другому, так, чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ».
«Первый, второй, третий…»
Воспитатель: «Какой овощ третий?» … : «Помидор».
«Какой овощ второй, четвертый, пятый?» … : «Лук, перец, огурец».
Ребята, посмотрите, баба яга поменяла местами овощи и предлагает поиграть в игру «Что изменилось?»
«Который теперь огурец?»
«Который по счету помидор?»
«Помидор?»
- Упражнение «Радужные рыбки».
Цель: закрепление умения ориентации в пространстве.
Ход упражнения: Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить задание. Перед вами лежат листы цветного картона, на котором находятся контуры рыб. Вам надо раскрасить этих рыб песком. Но не просто раскрасить, а так, как я скажу. Приготовьтесь слушать задание и выполнять:
• в левом верхнем углу насыпьте на рыбку синего песочка;
• в правом нижнем на рыбку насыпьте песочек зеленого цвета;
• в центре на рыбку насыпьте красный песок;
• в левом нижнем фиолетовый песок;
• в правом верхнем желтый песочек.