МААМ-картинки

Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»

Светлана Богуш
Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы

Математический проект «Сказочный калейдоскоп».

Номинация «Дошкольный возраст».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность проекта.

Одним из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющих решать проблему развития не только творческих способностей детей, но и развитие умственных, познавательных, интеллектуальных способностей, является проектный метод.

Публикация «Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста „Сказочный калейдоскоп“» размещена в разделах

Любой проект - это продукт сотрудничества детей, педагогов и родителей воспитанников.

Данный проект направлен на развитие логического мышления, а логика, как известно – это один из важнейших элементов математического мышления: (сообразительность, логичность, инициативность, гибкость и критичность ума). Занимательный математический материал представленный в проекте, очень разнообразен по характеру мыслительных операций, содержанию и значению.

Для большинства взрослых математика - очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятного. Эту нелюбовь и страх перед математикой родители часто передают и своим детям. Как же сделать так, чтобы изучение математики стало интересным? Что же нравится детям? Конечно же разнообразные по содержанию игры, сказки, загадки, занятия продуктивной познавательно-исследовательской деятельностью и т. д.

В данном проекте представлены разнообразные формы работы, которые будут интересны детям.

Проблема:

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё больше значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой детей к обучению в школе. Однако математическое образование в дошкольном возрасте, бесспорно, направлено не на формирование первичных счётных навыков, как считают многие родители. Оно способствует развитию логического мышления, сенсорных каналов восприятия, всех первичных базовых навыков: письма, рисования и др.

Современные дети в повседневной жизни достаточно рано начинают встречаться в быту и играх с ситуациями, требующими элементарных математических решений (поделиться игрушками, разделить сладости поровну, расставить столовые приборы и пр., дошкольникам необходимы элементарные математические знания. На первых порах с помощью взрослого, а затем и самостоятельно дети учатся решать подобного рода задачи. У них формируется собственное представление о содержании математического объекта. Математические отношения представляют инструмент самопознания математики самим ребёнком. Этот этап в развитии ребёнка нуждается в поддержке.

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

В связи с этим, в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов русских народных и авторских сказок. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и мы пришли к выводу, что именно сказки опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. В связи с этим был разработан проект «Сказочный калейдоскоп».

Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.

Вид проекта : образовательно-творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Цель проекта : Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.

Задачи проекта :

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• увеличение объема внимания и памяти;

• формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);

• развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС)

• Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

• Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Ожидаемый результат: Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

• у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;

• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

• самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

• стремятся к достижению поставленной цели;

• умеют переносить усвоенный опыт в жизненные ситуации.

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный.

• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

• Выявление проблемы.

• Создание условий для организации и проведения проекта.

• Подбор материалов для реализации проекта, изготовление картотек загадок, ребусов, сказок по математике, выставка рисунков детей «Королева Математика», изготовление дидактических игр.

2 этап. Реализация проекта.

• Беседы с детьми по сказкам. Закреплять математические знания детей через сказку.

• Рассматривание иллюстраций, картинок, где кругозор пополняется математическими знаниями.

• Чтение сказок, загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок, песен.

• Использование физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр во всех видах деятельности.

Проведение дидактических и настольно-печатных игр: «Сколько?», «Найди пару», «Арифметика на магнитах», «У кого столько же?», «Утро, день, вечер, ночь».

Проведение интеллектуальных игр: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи».

• Рисование и раскрашивание сказочных героев в свободной деятельности.

• Развлечение «Математический калейдоскоп».

3 этап. Завершающая часть.

Выставка детских работ на тему: «Королева Математика».

• Изготовление в совместной деятельности с родителями и детьми развивающей книжки-малышки «Счет от 1 до 10».

Итог проекта :

1. В конце проекта количество вопросов возросло, потребность получить ответы методом проб укрепилось, действия детей стали более целенаправленными.

2. Появились попытки работать самостоятельно.

3. Формируются такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое.

4. Развиваются объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.

5. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

6. Формируются умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.

7. Учатся переносить усвоенные математические знания в новые жизненные ситуации.

Список используемой литературы:

1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка-М., 2004.

2. Шумакова О. В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- М., 2004.

3. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5- 7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

4. Белошистая А. В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников»-М. : Владос, 2003.

5. https://www.maam.ru/upload/blogs/post188918/prezentacija-puteshestvie-po-skazke_7uo69.pptx

1. Упражнения по сказке «Гуси-лебеди».

- Упражнение «Поделись пирожком».

Цель: совершенствовать умение детей делить целое на равные части.

Ход упражнения: Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути?..

( Ответы детей: «Печку!»).

— Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а поделись с мамой, папой и братиком.

Задание: разделение целого на части.

На сколько частей нужно разделить пирожок?

(Дети складывают, затем разрезают).

Воспитатель: Сколько получилось частей? (4)

-Упражнение «Яблочное варенье».

Цель: закрепление счета до 10.

Ход упражнения: Воспитатель: Бежит девочка, видит, стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька ей в ответ.

Решение задачи.

Яблонька говорит: — Я скажу, если ты решишь мою задачу:

С яблоньки упало 3 яблока,

А на яблоне осталось висеть 5 яблок.

Сколько яблок было на яблоне?

(Дети повторяют условие задачи, вопрос, выкладывают решение: 3+5=8.)

- Упражнение «Строим мост».

Цель: развить конструкторские способности, совершенствовать знания геометрических фигур.

Воспитатель: А дальше встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Но девочка не знает, как через нее перебраться. Давайте ей поможем!

(Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)

Воспитатель: Правильно, речку можно перейти с помощью моста. Я вам предлагаю построить мост из блоков Дьенеша.

(Дети самостоятельно выполняют задание. Затем педагог приглашает проверить правильность выполнения.)

- Упражнение «Цветы для Бабы Яги».

Цель: совершенствоватьумение работать по схеме, знание форм и размеров.

Воспитатель: Перебралась Аленушка через реку, а за речкой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси–лебеди братца. Что же увидела девочка?

Дети: Избушку!

Педагог: А в избушке сидит Баба Яга сердитая.

Ребята, а давайте ей подарим волшебные цветы, которые мы сделаем из цветных палочек Кюизенера.

(Выкладывание цветов из палочек Кюизенера. Дети выкладывают на столах цветы, согласно схеме).

2. Упражнения по сказке «Заюшкина избушка».

- Упражнение «Математические бусы».

Цель: совершенствовать знание форм, цвета, размера, порядкового счета.

Ход упражнения: Воспитатель: - Ребята, у меня рассыпались бусинки, соберите их правильно. Какой бусинки нет? Назовите её «соседей». Молодцы, дети! Вы справились с первым заданием. За это получаете первую часть нашей картины-подарка.

(Дети должны назвать соседей числа, которое называет воспитатель).

- Упражнение «Подели яблоко поровну».

Цель: совершенствовать знание понятий «часть» и «целое».

Ход упражнения: Воспитатель: - Ребята, кто помог выгнать хитрую лису из заюшкиной избушки? (Петух.)

В знак благодарности зайчик решил поделиться со своим спасителем большим яблоком. Но у него было только одно яблоко. Что делать зайчику? Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).

- Сколько частей получилось? (Две части.)

- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна вторая.)

- Что больше: целое яблоко или его половина?

- Что меньше: половина или целое яблоко?

- Итак, выполнено и это задание. Получаете вторую часть нашей избушки.

- Упражнение «Геометрическая мозаика».

Цель: совершенствовать знание геометрических фигур, умения работать по схеме.

Ход упражнения: (Дети за столом составляют из геометрических фигур портрет зайчика по образцу.)

Воспитатель: - Выполнено и это задание. Получаете третью часть нашей избушки.

- Упражнение «Состав числа 5 из единиц».

Цель: закрепление знаний состава чисел.

Ход упражнения: Воспитатель: - Ребята, назовите, пожалуйста, всех, кто приходил помочь нашему бедному зайчику из сказки «Заюшкина избушка?» (Собака, медведь, волк, бык, петух). (Выставляю картинки.)

- Сколько друзей приходило к зайчику? (5 друзей).

- Какие это друзья? (Одна собака, один волк, один медведь, один бык, один петух).

- Сколько всего друзей? (Всего 5 друзей).

- Сколько единиц составляет число 5? (Число 5 – это 1 1 1 1 и ещё 1).

(За выполненное задание получают четвёртую часть картины).

3. Упражнения по сказке «Три поросенка».

Воспитатель: — Ребята, посмотрите к нам в гости пришли поросята. Давайте вспомним их имена (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф). А что нужно сделать, чтобы узнать сколько их? (Посчитать)

Воспитатель напоминает, как посчитать поросят, как сделать обобщающий жест и сказать «три поросенка». Предлагает нескольким детям посчитать поросят.

- Дидактическая игра «Поиграем».

— Ребята, давайте поиграем с поросятами. Сколько у нас поросят? (три) Сколько у нас желудей? (Три) Слушайте внимательно: Мы присядем столько раз, сколько поросят у нас. Встанем на носочки столько раз, сколько желудей у нас.

(Дети выполняют задание под музыку из мультфильма «Три поросенка).

- Упражнение «Хитрая яблонька».

Цель: совершенствовать умение счета до 10.

Ход упражнения: Воспитатель: -Как вы помните домики поросят оказались непрочными, и волк их разрушил. Когда развалился дом, поросята побежали к Наф-Нафу, и их чуть было не поймал волк. Но поросят спасла яблоня. (Вношу яблоню). -Но посмотрите, это какая-то необычная яблоня: на ней рядом с яблоками выросли цифры разного цвета…Да здесь еще и записка (Делаю вид, что читаю). -…Нужно срывать цифры и выполнять разные задания.

Дети срывают цифры и выполняют задания:

-кто сорвет красную цифру: называет ее(1) и хлопает в ладоши на 1 раз больше(2);

-кто сорвет синюю, называет сказку, в названии которой встречается эта цифра(3 поросенка);

- кто сорвет желтую цифру, называет её соседей (цифра4 ,соседи 3 и 5; цифра2,соседи 1 и 3).

- Упражнение «Забор для поросят».

Цель: совершенствовать умение выполнения графического диктанта при помощи счетных палочек.

Ход упражнения: Воспитатель: -А потом поросята спрятались в доме Наф-нафа, и волк не смог добраться до них. Для большей безопасности они начали строить забор. Поможете им его закончить? (Графический диктант из счетных палочек).

Использование ИКТ в формировании элементарных математических представлений.

Упражнения по мультимедийной презентации «Путешествие по сказке».

- Упражнение «Собираем урожай».

Цель: закрепление порядкового счета.

Ход упражнения: На слайде изображение 5 овощей: капуста, лук, помидор, перец и огурец.

Воспитатель: «Дети, что вы видите?» Дети: «Овощи».

Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько овощей растет на грядке. «Один, два, три, четыре, пять».

Воспитатель: «А теперь давайте посчитаем по-другому, так, чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ».

«Первый, второй, третий…»

Воспитатель: «Какой овощ третий?» … : «Помидор».

«Какой овощ второй, четвертый, пятый?» … : «Лук, перец, огурец».

Ребята, посмотрите, баба яга поменяла местами овощи и предлагает поиграть в игру «Что изменилось?»

«Который теперь огурец?»

«Который по счету помидор?»

«Помидор?»

- Упражнение «Радужные рыбки».

Цель: закрепление умения ориентации в пространстве.

Ход упражнения: Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить задание. Перед вами лежат листы цветного картона, на котором находятся контуры рыб. Вам надо раскрасить этих рыб песком. Но не просто раскрасить, а так, как я скажу. Приготовьтесь слушать задание и выполнять:

• в левом верхнем углу насыпьте на рыбку синего песочка;

• в правом нижнем на рыбку насыпьте песочек зеленого цвета;

• в центре на рыбку насыпьте красный песок;

• в левом нижнем фиолетовый песок;

• в правом верхнем желтый песочек.

Публикации по теме:

«Телевизионный калейдоскоп». Сценарий утренника 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Дети под музыку заходят в зал и садятся на стульчики. Вход детей Ведущий: Здравствуйте, любимые бабушки и мамы! Начинаем мы.

Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Сказочный мир» Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Сказочный мир». Авторы-составители:.

Итоговая НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Программное содержание: Образовательные:.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп» (эмоция «удивление») Автор: Кароль Юлия Ивановна, педагог-психолог ГУО "Ясли-сад № 397 г. Минска" Задачи: - создать максимально спокойную и доброжелательную.

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект ОД по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста «В лесу» Образовательная область: «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений Тема: «В лесу» Цель: закрепить.

Конспект занятия «Осенний калейдоскоп» по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №23 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга Конспект.

НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «В стране сказок» НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста на тему «В стране сказок» Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые.

Проект «Сказочный калейдоскоп» Проект «Сказочный калейдоскоп» (1 часть) Состав проектной группы: • Воспитатель Зарубина А. В. • Дети второй младшей группы (3-4 года) •.

Занятие по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Занятие по КРД (по математике) с детьми 6-7 лет Закрепление цифр до 5 и состава числа 5, геометрические фигуры. Цели: закрепить знание цифр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 21:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Богуш (УИ 410311) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД