Папки-передвижки

Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»

Светлана Богуш
Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»

Математический проект «Сказочный калейдоскоп».

Номинация «Дошкольный возраст».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность проекта.

Одним из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющих решать проблему развития не только творческих способностей детей, но и развитие умственных, познавательных, интеллектуальных способностей, является проектный метод.

Публикация «Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста „Сказочный калейдоскоп“» размещена в разделах

Любой проект - это продукт сотрудничества детей, педагогов и родителей воспитанников.

Данный проект направлен на развитие логического мышления, а логика, как известно – это один из важнейших элементов математического мышления: (сообразительность, логичность, инициативность, гибкость и критичность ума). Занимательный математический материал представленный в проекте, очень разнообразен по характеру мыслительных операций, содержанию и значению.

Для большинства взрослых математика - очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятного. Эту нелюбовь и страх перед математикой родители часто передают и своим детям. Как же сделать так, чтобы изучение математики стало интересным? Что же нравится детям? Конечно же разнообразные по содержанию игры, сказки, загадки, занятия продуктивной познавательно-исследовательской деятельностью и т. д.

В данном проекте представлены разнообразные формы работы, которые будут интересны детям.

Проблема:

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё больше значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой детей к обучению в школе. Однако математическое образование в дошкольном возрасте, бесспорно, направлено не на формирование первичных счётных навыков, как считают многие родители. Оно способствует развитию логического мышления, сенсорных каналов восприятия, всех первичных базовых навыков: письма, рисования и др.

Современные дети в повседневной жизни достаточно рано начинают встречаться в быту и играх с ситуациями, требующими элементарных математических решений (поделиться игрушками, разделить сладости поровну, расставить столовые приборы и пр., дошкольникам необходимы элементарные математические знания. На первых порах с помощью взрослого, а затем и самостоятельно дети учатся решать подобного рода задачи. У них формируется собственное представление о содержании математического объекта. Математические отношения представляют инструмент самопознания математики самим ребёнком. Этот этап в развитии ребёнка нуждается в поддержке.

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

В связи с этим, в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов русских народных и авторских сказок. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и мы пришли к выводу, что именно сказки опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений. В связи с этим был разработан проект «Сказочный калейдоскоп».

Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.

Вид проекта : образовательно-творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Цель проекта : Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.

Задачи проекта :

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• увеличение объема внимания и памяти;

• формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);

• развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС)

• Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

• Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Ожидаемый результат: Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

• у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;

• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

• самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

• стремятся к достижению поставленной цели;

• умеют переносить усвоенный опыт в жизненные ситуации.

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный.

• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

• Выявление проблемы.

• Создание условий для организации и проведения проекта.

• Подбор материалов для реализации проекта, изготовление картотек загадок, ребусов, сказок по математике, выставка рисунков детей «Королева Математика», изготовление дидактических игр.

2 этап. Реализация проекта.

• Беседы с детьми по сказкам. Закреплять математические знания детей через сказку.

• Рассматривание иллюстраций, картинок, где кругозор пополняется математическими знаниями.

• Чтение сказок, загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок, песен.

• Использование физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр во всех видах деятельности.

Проведение дидактических и настольно-печатных игр: «Сколько?», «Найди пару», «Арифметика на магнитах», «У кого столько же?», «Утро, день, вечер, ночь».

Проведение интеллектуальных игр: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи».

• Рисование и раскрашивание сказочных героев в свободной деятельности.

• Развлечение «Математический калейдоскоп».

3 этап. Завершающая часть.

Выставка детских работ на тему: «Королева Математика».

• Изготовление в совместной деятельности с родителями и детьми развивающей книжки-малышки «Счет от 1 до 10».

Итог проекта :

1. В конце проекта количество вопросов возросло, потребность получить ответы методом проб укрепилось, действия детей стали более целенаправленными.

2. Появились попытки работать самостоятельно.

3. Формируются такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое.

4. Развиваются объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.

5. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

6. Формируются умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.

7. Учатся переносить усвоенные математические знания в новые жизненные ситуации.

Список используемой литературы:

1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка-М., 2004.

2. Шумакова О. В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- М., 2004.

3. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5- 7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

4. Белошистая А. В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников»-М. : Владос, 2003.

5. https://www.maam.ru/upload/blogs/post188918/prezentacija-puteshestvie-po-skazke_7uo69.pptx

1. Упражнения по сказке «Гуси-лебеди».

- Упражнение «Поделись пирожком».

Цель: совершенствовать умение детей делить целое на равные части.

Ход упражнения: Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути?..

( Ответы детей: «Печку!»).

— Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а поделись с мамой, папой и братиком.

Задание: разделение целого на части.

На сколько частей нужно разделить пирожок?

(Дети складывают, затем разрезают).

Воспитатель: Сколько получилось частей? (4)

-Упражнение «Яблочное варенье».

Цель: закрепление счета до 10.

Ход упражнения: Воспитатель: Бежит девочка, видит, стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька ей в ответ.

Решение задачи.

Яблонька говорит: — Я скажу, если ты решишь мою задачу:

С яблоньки упало 3 яблока,

А на яблоне осталось висеть 5 яблок.

Сколько яблок было на яблоне?

(Дети повторяют условие задачи, вопрос, выкладывают решение: 3+5=8.)

- Упражнение «Строим мост».

Цель: развить конструкторские способности, совершенствовать знания геометрических фигур.

Воспитатель: А дальше встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Но девочка не знает, как через нее перебраться. Давайте ей поможем!

(Дети высказывают свои предположения – построить мост через реку.)

Воспитатель: Правильно, речку можно перейти с помощью моста. Я вам предлагаю построить мост из блоков Дьенеша.

(Дети самостоятельно выполняют задание. Затем педагог приглашает проверить правильность выполнения.)

- Упражнение «Цветы для Бабы Яги».

Цель: совершенствоватьумение работать по схеме, знание форм и размеров.

Воспитатель: Перебралась Аленушка через реку, а за речкой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси–лебеди братца. Что же увидела девочка?

Дети: Избушку!

Педагог: А в избушке сидит Баба Яга сердитая.

Ребята, а давайте ей подарим волшебные цветы, которые мы сделаем из цветных палочек Кюизенера.

(Выкладывание цветов из палочек Кюизенера. Дети выкладывают на столах цветы, согласно схеме).

2. Упражнения по сказке «Заюшкина избушка».

- Упражнение «Математические бусы».

Цель: совершенствовать знание форм, цвета, размера, порядкового счета.

Ход упражнения: Воспитатель: - Ребята, у меня рассыпались бусинки, соберите их правильно. Какой бусинки нет? Назовите её «соседей». Молодцы, дети! Вы справились с первым заданием. За это получаете первую часть нашей картины-подарка.

(Дети должны назвать соседей числа, которое называет воспитатель).

- Упражнение «Подели яблоко поровну».

Цель: совершенствовать знание понятий «часть» и «целое».

Ход упражнения: Воспитатель: - Ребята, кто помог выгнать хитрую лису из заюшкиной избушки? (Петух.)

В знак благодарности зайчик решил поделиться со своим спасителем большим яблоком. Но у него было только одно яблоко. Что делать зайчику? Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).

- Сколько частей получилось? (Две части.)

- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна вторая.)

- Что больше: целое яблоко или его половина?

- Что меньше: половина или целое яблоко?

- Итак, выполнено и это задание. Получаете вторую часть нашей избушки.

- Упражнение «Геометрическая мозаика».

Цель: совершенствовать знание геометрических фигур, умения работать по схеме.

Ход упражнения: (Дети за столом составляют из геометрических фигур портрет зайчика по образцу.)

Воспитатель: - Выполнено и это задание. Получаете третью часть нашей избушки.

- Упражнение «Состав числа 5 из единиц».

Цель: закрепление знаний состава чисел.

Ход упражнения: Воспитатель: - Ребята, назовите, пожалуйста, всех, кто приходил помочь нашему бедному зайчику из сказки «Заюшкина избушка?» (Собака, медведь, волк, бык, петух). (Выставляю картинки.)

- Сколько друзей приходило к зайчику? (5 друзей).

- Какие это друзья? (Одна собака, один волк, один медведь, один бык, один петух).

- Сколько всего друзей? (Всего 5 друзей).

- Сколько единиц составляет число 5? (Число 5 – это 1 1 1 1 и ещё 1).

(За выполненное задание получают четвёртую часть картины).

3. Упражнения по сказке «Три поросенка».

Воспитатель: — Ребята, посмотрите к нам в гости пришли поросята. Давайте вспомним их имена (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф). А что нужно сделать, чтобы узнать сколько их? (Посчитать)

Воспитатель напоминает, как посчитать поросят, как сделать обобщающий жест и сказать «три поросенка». Предлагает нескольким детям посчитать поросят.

- Дидактическая игра «Поиграем».

— Ребята, давайте поиграем с поросятами. Сколько у нас поросят? (три) Сколько у нас желудей? (Три) Слушайте внимательно: Мы присядем столько раз, сколько поросят у нас. Встанем на носочки столько раз, сколько желудей у нас.

(Дети выполняют задание под музыку из мультфильма «Три поросенка).

- Упражнение «Хитрая яблонька».

Цель: совершенствовать умение счета до 10.

Ход упражнения: Воспитатель: -Как вы помните домики поросят оказались непрочными, и волк их разрушил. Когда развалился дом, поросята побежали к Наф-Нафу, и их чуть было не поймал волк. Но поросят спасла яблоня. (Вношу яблоню). -Но посмотрите, это какая-то необычная яблоня: на ней рядом с яблоками выросли цифры разного цвета…Да здесь еще и записка (Делаю вид, что читаю). -…Нужно срывать цифры и выполнять разные задания.

Дети срывают цифры и выполняют задания:

-кто сорвет красную цифру: называет ее(1) и хлопает в ладоши на 1 раз больше(2);

-кто сорвет синюю, называет сказку, в названии которой встречается эта цифра(3 поросенка);

- кто сорвет желтую цифру, называет её соседей (цифра4 ,соседи 3 и 5; цифра2,соседи 1 и 3).

- Упражнение «Забор для поросят».

Цель: совершенствовать умение выполнения графического диктанта при помощи счетных палочек.

Ход упражнения: Воспитатель: -А потом поросята спрятались в доме Наф-нафа, и волк не смог добраться до них. Для большей безопасности они начали строить забор. Поможете им его закончить? (Графический диктант из счетных палочек).

Использование ИКТ в формировании элементарных математических представлений.

Упражнения по мультимедийной презентации «Путешествие по сказке».

- Упражнение «Собираем урожай».

Цель: закрепление порядкового счета.

Ход упражнения: На слайде изображение 5 овощей: капуста, лук, помидор, перец и огурец.

Воспитатель: «Дети, что вы видите?» Дети: «Овощи».

Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько овощей растет на грядке. «Один, два, три, четыре, пять».

Воспитатель: «А теперь давайте посчитаем по-другому, так, чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ».

«Первый, второй, третий…»

Воспитатель: «Какой овощ третий?» … : «Помидор».

«Какой овощ второй, четвертый, пятый?» … : «Лук, перец, огурец».

Ребята, посмотрите, баба яга поменяла местами овощи и предлагает поиграть в игру «Что изменилось?»

«Который теперь огурец?»

«Который по счету помидор?»

«Помидор?»

- Упражнение «Радужные рыбки».

Цель: закрепление умения ориентации в пространстве.

Ход упражнения: Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить задание. Перед вами лежат листы цветного картона, на котором находятся контуры рыб. Вам надо раскрасить этих рыб песком. Но не просто раскрасить, а так, как я скажу. Приготовьтесь слушать задание и выполнять:

• в левом верхнем углу насыпьте на рыбку синего песочка;

• в правом нижнем на рыбку насыпьте песочек зеленого цвета;

• в центре на рыбку насыпьте красный песок;

• в левом нижнем фиолетовый песок;

• в правом верхнем желтый песочек.

Публикации по теме:

«Телевизионный калейдоскоп». Сценарий утренника 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Дети под музыку заходят в зал и садятся на стульчики. Вход детей Ведущий: Здравствуйте, любимые бабушки и мамы! Начинаем мы.

Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Сказочный мир» Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Сказочный мир». Авторы-составители:.

Итоговая НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Программное содержание: Образовательные:.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп» (эмоция «удивление») Автор: Кароль Юлия Ивановна, педагог-психолог ГУО "Ясли-сад № 397 г. Минска" Задачи: - создать максимально спокойную и доброжелательную.

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект ОД по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста «В лесу» Образовательная область: «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений Тема: «В лесу» Цель: закрепить.

Конспект занятия «Осенний калейдоскоп» по развитию речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №23 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга Конспект.

НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «В стране сказок» НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста на тему «В стране сказок» Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые.

Проект «Сказочный калейдоскоп» Проект «Сказочный калейдоскоп» (1 часть) Состав проектной группы: • Воспитатель Зарубина А. В. • Дети второй младшей группы (3-4 года) •.

Занятие по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Занятие по КРД (по математике) с детьми 6-7 лет Закрепление цифр до 5 и состава числа 5, геометрические фигуры. Цели: закрепить знание цифр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Сказочный калейдоскоп»
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 21:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД