Светлана Смирнова
Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры со звуками и словами»
▼ Скачать + Заказать документы
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
ЛОГОПЕД: БОЛОТОВА И. М
ВОСПИТАТЕЛИ:
СМИРНОВА С. А
ШАРЫГИНА Л. Е
ДЕТИ
РОДИТЕЛИ
Проект по обучению грамоте
в подготовительной группе
Публикация «Проект по обучению грамоте в подготовительной группе „Игры со звуками и словами“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2017 г.
Актуальность.
В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с несформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то он не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствии этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.
План - проекта «Игры со звуками» построен на следующих положениях:
1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности.
2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения.
3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий.
Паспорт проекта :
Возраст: дети подготовительной группы
Участники проекта :логопед воспитатели, дети, родители,
Цели и задачи проекта :
Цель: Подготовка к обучению грамоте и чтению
Задачи:
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», «текст», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
-воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
-формирование грамматического строя речи
- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Планируемые результаты:
• овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», "слог"
• знать порядок букв и их название «алфавит»;
• различать гласные, твердые и мягкие согласные;
• различать звонкие и глухие согласные звуки
• различать ударные и безударные гласные звуки
• плавно читать по слогам,
• отвечать на вопросы по тексту;
• составлять из букв разрезной азбуки слова,
• писать элементы печатных букв.
Перспективное планирование
Месяц Название мероприятия Задачи Форма
Октябрь Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте» Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте Родительское собрание
Октябрь «Готовность детей к школе» Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок Анкетирование
Ноябрь Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться» Вызвать у детей интерес к обучению Беседа
Сентябрь- Декабрь «Звук слог слово» Продолжать знакомить детей с звукобуквенным анализом Занимательные игры
Январь Игра «Подбери семейку слов»
Игра «Лишнее слово» 1. Учить подбирать однокоренные слова
2. Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию Дидактические игры
Январь «Живое предложение» Закрепить у детей понятие «предложение» Игра
Январь 1. Игра «Придумай название»
2. Игра сложим слово из частей
3. Игра «Исправь ошибки»
4. Игра «Что сначала, что потом» 1. Образование прилагательных от числительных
2. Употребление предлогов
3. Развитие понимания распространенных предложений Дидактические игры
Февраль «Звук и буква»
Д/ И: «Буква потерялась» Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим Игровая деятельность
Февраль Сказка «гласные и согласные»
"Алфавит" Развитие способности узнавать и различать звуки речи и буквы. НОД
Февраль Гласные буквы
(А, Я, У, Ю, Э, Е, О, Ё, Ы, И)
Д/ и: «Слово на букву …» Закрепить умение подбирать слова с определённой буквы Игра
Дидактическая игра
Февраль Согласные буквы
Д/ и: «Слово на букву…» Уточнить знание о согласных буквах, учить правильно подбирать слова с определённой буквы Игра
Дид. игра
Февраль Гласные и согласные звуки «С какого звука начинается слово?» Совершенствовать умение детей правильно подбирать слова с заданны м звуком Занимательные упражнения
Февраль «Что такое слог?» Совершенствовать умение детей читать по слогам. Игры
Март «Сколько звуков в слове?»
Д/ и: «Посчитай звуки…» Закрепить умение детей, на слух определять сколько звуков в слове Игры
Март «Какой слог стоит с начале слова?»
Д/ и: «Придумай слова на определённый слог….» Закрепить умение детей подбирать слово на заданный слог Занимательные упражнения
Дид. игры
Март «Сказка о приключениях буквы Р» Э. Успенский Познакомить со сказкой НОД. Чтение художественной литературы
Март «Читаем слово»
Д/ и: «Слово в картинке»
Д/ И: «Слово в предложении»
Д: И: "Я начну, а ты продолжи" Продолжать учить детей читать слоги и слова, слитно произнося звуки; закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, строить предложения Занимательные упражнения
Дид. игры
Март Посчитаем слоги
Д/ и : «Исправь ошибки» Закрепить умение детей определять, сколько слогов в слове Гимнастика
Игры
Март «Буквы не имеющие звука» Познакомить с буквами, которые не имеют звука Ъ, Ь, Игры
Март «Какая буква заблудилась»
Д/ и: «Слово на слог…» Продолжать учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке Занимательные упражнения
Март «Составляем слова из слогов» Учить детей самостоятельно из данных слогов образовывать новые слова Занимательные упражнения
Март "Готовимся к письму" развитие мелкой моторики, глазомера, подготовки руки к письму
Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению обводки, штриховки, трафареты буквобеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. Занимательные упражнения
Март "Разноцветный алфавит" Учить детей подбирать к любой букве собственное изображение Художественное творчество
Выставка
Апрель «Читаем слова»
Д/ и: «Цепочка слов» Печатание слов Продолжать учить детей соединять слоги в слова, писать печатными буквами Занимательные упражнения
Апрель «Читаем слова по слогам»
Разв. игра «Прочитай по буквам» Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами Занимательные упражнения
Апрель Д: И: "Продолжи слово"
"Сплетем венок из предложений" Совершенствовать умение детей делить слова на слоги.
Упражнять детей в составлении сложныхпредложений, объединенных одной темой, воспитывать речевое внимание. Дид. игры
Апрель Д/ и:«Волшебные кубики» Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. Дид. игры
Апрель "Чтение слов по слогам"
Д/ и: "Угадай слово" Продолжать учить детей соединять слоги в слова, писать печатными буквами
Развивать умение детей делить слова на слоги. Занимательные упражнения
Дид. игры
Май Д/ и: "Предложение в картинке"
"Чтение по слогам" Учить детей составлять предложения по картинке и записывать его печатными буквами.
Продолжить учить читать по слогам Дид. игры
Май "Согласные и гласные звуки"
Д/ и: "Веселый поезд" Закрепить умение различать звуки согласные и гласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные)
Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Игры
Беседа
Май Викторина «Игры со словом» Закрепление звукобуквенного анализа Викторина
Заключение.
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение детей собственного осознания основных закономерностей изменения слов, соединения их в предложениях. Значительно увеличилось употребления в речи детей сложносочинённых и сложноподчинённых предложений
Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует продолжительное время, т. к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.
Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с
детства, и основа его – привычка читать.
Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они делают для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!