Арпик Джавахова
Проект по математике «Математика повсюду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если мы действительно что-то знаем,
то мы знаем это благодаря изучению математики»
П. Гассенди
Тема проекта: «Математика повсюду».
Номинация: «Старший дошкольный возраст».
Пояснительная записка:
1. Вид проекта: информационно-исследовательский.
2. Продолжительность проекта: долгосрочный.
3. Сроки реализации проекта: март – май.
Публикация «Проект по математике „Математика повсюду“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
4. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
5. Актуальность: C математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера. Математика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благо-получного существования в цивилизованном человеческом обществе. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой малыш знает, много или мало у него игрушек, сколько машинок или кукол у его друга или подружки и т. д. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Как сказал советский математик и педагог А. И. Маркушевич: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». И поэтому формировать элементарные математические представления у ребенка надо ещё с дошкольного возраста.
Математика – один из важнейших учебных предметов в школе. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача воспитателей – дать ребёнку понять, что он сможет усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Формирование элементарных математических представлений является важнейшей частью подготовки детей к школе.
Итак, согласно проекту математическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наряду с предусмотренными программой детского сада образовательными ситуациями по средствам проведения других видов мероприятий.
Цель: показать детям значимость математики в жизни человека, её важное участие во всех видах деятельности; создать условия для усвоения и закрепления математических знаний и способностей детей.
Задачи:
- развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
- развивать умение детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности;
- способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления;
- формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в со-вместной с ними деятельности.
Формы реализации проекта:
• сбор информации;
• беседы;
• чтение сказок, рассказов, стихов;
• работа над фольклорными произведениями;
• отгадывание загадок;
• прослушивание песен;
• просмотр мультфильмов;
• театрализованная деятельность;
• продуктивная деятельность;
• игровая деятельность;
• исследовательская деятельность: наблюдения, экскурсии;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• использование ИКТ технологий;
• взаимодействие с родителями.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор средств (материалов) для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- организация развивающей среды в группе;
- ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
II этап – основной (практический):
Математика в беседах с детьми:
«Кому и зачем нужна математика?»;
«Где можно встретить математику?»;
«Как люди научились считать?»;
«Что такое сутки?»;
«Какие бывают часы?» (с использованием презентации);
«Как и почему меняются времена года?»;
Математика в сказках и рассказах:
- русские народные сказки: «Три медведя», «Волк и семеро козлят»;
- сказка С. Маршака «12 месяцев»;
- сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»;
- сказка В. Даля «Старик – годовик»;
- сказка Т. Шорыгина «Как мышка Хитрушка мышат времени научила»;
- рассказы К. Ушинского: «Утренние лучи», «Четыре желания».
Математика в стихах:
- С. Маршак: «Сказка про ноль», «Открываем календарь – начинается январь»;
- Б. Заходер «Два и три»;
- Г. Сапгир «Часы»;
- И. Гурина: «Весёлые цифры», «Сливы», «Соревнование», «Учим названия месяцев», «Весёлый календарь».
Математика в пословицах и поговорках:
«Одной рукой в ладоши не хлопнешь»;
«Один старый друг лучше, чем два новых»;
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»;
«Два сапога – пара»;
«Семеро одного не ждут»;
«Весна да осень – на дню погод восемь».
Математика в приметах:
• Если ласточки летают низко, значит, скоро будет дождь;
• В правом ухе звенит – к хорошим вестям, в левом – к худым;
• Чтобы не сглазить удачу, когда говоришь о ней кому-то, – постучи три раза по чему-то деревянному и сплюнь три раза через левое плечо;
• Начинать утро с правой ноги – к удаче на весь день;
• Если двое одновременно скажут одно и то же слово – значит, скоро будут гости.
Математика в крылатых словах:
• Ноль без палочки;
• Первый блин комом;
• Второе дыхание;
• Плакать в три ручья;
• Заблудиться в трёх соснах;
• Жить в четырёх стенах;
• Как свои пять пальцев;
• С пятого на десятое;
• Пятое колесо в телеге;
• Шестое чувство;
• На седьмом небе;
• Семи пядей во лбу;
• Дело десятое;
• Лучше поздно, чем никогда;
• Между молотом и наковальней.
Математика в загадках:
- загадки про цифры;
- загадки про геометрические фигуры;
- загадки про части суток;
- загадки про месяцы;
- загадки-задачи.
Математика в песнях:
«Облака» (из м/ф «Трям! Здравствуйте!»);
«День рождения» (из м/ф «Чебурашка»);
«Голубой вагон» (из м/ф «Крокодил Гена»);
«Песня кота Матроскина» (из м/ф «Зима в Простоквашино»);
«Ох, рано встает охрана» (из м/ф «Бременские музыканты»);
«Кто ходит в гости по утрам» (из м/ф «Винни-Пух и все, все, все»);
«Три белых коня» (из к/ф «Чародеи»);
«33 коровы» (из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»);
«Песенка Красной шапочки» (из к/ф «Про Красную шапочку»);
«Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электронника»);
Математика в мультфильмах:
- мультфильмы по мотивам сказок:
«Дюймовочка»,
«Царевна-лягушка»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Козленок, который считал до десяти»;
- развивающие мультфильмы.
Математика в театрализованной деятельности детей:
Инсценирование русских народных сказок:
«Колобок»,
«Репка»,
«Теремок».
Математика в продуктивной деятельности детей:
1. Рисование: «Уголок групповой комнаты», «Мальчик с пальчик», «Часики», «Деревья», «Цветущий сад», «Город вечером».
2. Аппликация: «Поезд», «Светофор», «Яхта на море», «Блюдо с фруктами и ягодами», «Петушок», «Чебурашка».
3. Лепка: «Встреча Ивана-царевича с лягушкой», «Фрукты для игры в магазин», «Черепаха», «Петушок с семьёй», «Ребёнок с котёнком», «Корзина грибов».
4. Конструирование: «Дома на моей улице» (из строительного материала, «Автомобиль» (из конструктора «Лего», «Самолёт» (из конструктора «Лего», «Ракета» (из бумаги, «Парусник» (из бумаги и бросового материала, «Бумажный городок».
Математика в играх:
- дидактические игры: «Подбери фигуру», «Матрёшки», «Сложи из палочек», «Поездка», «Расскажи про свой узор», «Встань на своё место», «Когда это бывает?», Каких кружков больше?», «Сколько разных игрушек?».
- сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Шофёры», «Строительство», «Почта».
- конструкторские игры: «Паруса», «Сопоставь», «Создай схему», «Составь из палочек».
Математика в процессе физического развития детей:
1. Физминутки: «Во дворе стоит сосна», «Липы», «Клён», «Луна», «Гром», «Богатыри», «Мы сейчас пойдём направо», «Часы».
2. Подвижные игры: «Ловишки с ленточками», «Чья колонна скорее построится?», «Второй лишний», «Не наступи», «Прыгни – повернись», «Прыгаем по кругу», «Фигурная ходьба».
Математика в исследовательской деятельности:
1. Циклические наблюдения: «Количество, форма, размер, величина в природе», «Кому и зачем нужна математика?» (повар, почтовый работник, продавец).
2. Экскурсии: в кухню детского сада, в почтовое отделение, в магазин.
Математика в опытно – экспериментальной деятельности:
1. «Песочные часы».
2. «Кто в нашей группе самый высокий, а кто – самый низкий?».
3. «Измеряем всё вокруг».
4. «Что тяжелее, а что легче?» (опыт с весами)
5. «Как и почему меняются времена года?» (опыт с глобусом и фонариком).
6. «Что можно успеть сделать за одну минуту?».
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации: «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников», «Игры, которые можно провести дома».
2. Мастер-класс «Как научить ребёнка часам и времени?» (с использованием презентации).
3. Буклет «Как вырастить математика?».
4. Папка-передвижка «Зачем вашему ребёнку математика?».
5. Создание кулинарной книги «Рецепты бабушек и мам».
6. Участие родителей в итоговом развлечении «Математический КВН».
III этап – заключительный:
1. Создание альбома «Математика повсюду».
2. Выставка дидактических игр «Игры для маленьких математиков».
3. Выставка продуктов реализации проекта «Математика в детском творчестве».
4. Развлечение с участием родителей в роли членов жюри «Математический КВН»
Ожидаемые результаты:
• развитие у детей интереса к математике;
• формирование у детей представления о значимости математических зна-ний и способностей в жизни человека;
• применение детьми математических знаний и умений в различных видах деятельности;
• создание в каждой группе математических уголков;
• осознание родителями важности формирования у детей элементарных математических представлений.