Проект по музейной педагогике «Мы входим в мир прекрасного»

Мария Михеева
Проект по музейной педагогике «Мы входим в мир прекрасного»

Паспорт проекта

Вид проекта: информационный, групповой,

долгосрочный.

По содержанию: социально – педагогический проект.

Участники проекта: дети старшей группы,

воспитатели группы, родители воспитанников.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность данного проекта

Музей… Волшебный мир. Переступая порог, оказываешься в совсем другом мире, времени и пространстве. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию.

Проблема

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то данная проблема актуальна и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории- задача каждого педагога.

Цель проекта

Приобщение детей старшего дошкольного возраста, к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.

Задачи

1. Создать условие для формирования у старших дошкольников проявления эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, творческой деятельности.

2. Активизировать проявление интереса к произведениям искусства разных видов и жанров и к средствам их выразительности, музейным памятникам.

3. Обогащение опыта «насмотренности» разных произведений.

4. Обогащение опыта посещения детьми музея.

5. Обогащение представлений детей об окружающей среде.

6. Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей и сенсорного опыта.

Ожидаемый результат

- Организация в ДОУ образовательного развивающего пространства, основанного на достижениях национальной культуры, науки и творчества. - Формирование мировоззрения воспитанников, приобщение их к историческому, культурному, природному наследию.

- Разработанные и апробированные материалы, совместные познавательные, творческие проекты для поддержки и повышения компетенции родителей в вопросах разностороннего развития детей.

- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

- Создание библиотеки полезных материалов для участников образовательного процесса: статей, конспектов образовательных мероприятий, рекомендаций, электронных книг, «виртуального музея» на сайте ДОУ.

- Диссеминация педагогического опыта на методических мероприятиях разного уровня.

- Повышение качества образовательного процесса в ДОУ, повышение имиджа дошкольного образовательного учреждения.

Этапы реализации проекта

I Подготовительный

1. Изучение литературы по музейной педагогике

2. Создание творческих инициативных групп для работы по реализации проекта (Создание и планирование работы творческой группы, Разработка тем создаваемых мини- музеев, вовлечение в обсуждение детей, родителей, педагогов ДОУ. Организация круглого стола для педагогов учреждения «Музейная педагогика в свете современных требований к организации воспитательно- образовательного процесса»)

3. Установление содержательных связей с учреждениями социума

II Практический

Практическая работа в рамках инновационной деятельности

Работа с детьми:

- организация экскурсии в музей;

- познавательные беседы по темам «Что такое музей, «Правила поведения в музее», «Что такое коллекция?» и др. ;

- коллекционирование;

- создание мини – музея;

- изготовление экспонатов своими руками;

- игры музейного содержания;

- просмотр видеофильмов о музеях;

- чтение художественной литературы по теме.

Работа с родителями:

- Анкетирование «Музейная педагогика в ДОУ»;

- консультация «Использование музейной педагогики в ДОУ»;

- привлечение к сбору экспонатов;

- награждение грамотами самых активных родителей – участников проекта.

(см. приложение 1)

III Итоговый

-Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов (Проведение сравнительного мониторинга эффективности реализации проекта, оценка качества образования.)

-Обобщение опыта работы педагогов (Создать электронный банк материалов: конспектов образовательной деятельности, экскурсий, тематических бесед для совместной работы с детьми. Обобщить опыт работы педагогов по реализации музейной педагогики в ДОУ

Рекомендации

для родителей по приобщению детей к музейной культуре

• Посещать с детьми музей не менее одного раза в квартал

• Перед посещением музея создать праздничное настроение, то есть надеть праздничную одежду и эмоционально настроить ребёнка;

• Учить правилам поведения в музее, обратить внимание на поведение других посетителей;

• Располагать необходимой информацией, чтобы ответить на любой детский вопрос;

• Побуждать у ребёнка желание рассказать об увиденном в семье и сверстникам в детском саду.

Заключение:

1. Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры.

2.У детей формируются нравственные качества: доброта, милосердие, отзывчивость.

3. Знания и интерес к самобытности русского народа сплачивают детский коллектив.

4. Дети учатся самостоятельно организовывать игры.

5. Налаживается конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей.

Используемая литература:

1. А. М. Вербенец, А. В. Зуева, М. А. Зудина Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей Санкт-Петербург 2010

2. Сазонова О. И «Музей в детском саду ка средство реализации национально- регионального компонента содержания дошкольного образования»: Сборник методических рекомендаций. Уфа, 2014

3. Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова «Мини – музей в детском саду», Москва, «Линнка – пресс», 2008г.

4. Шевкунова. Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы. Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова – «Дошкольное воспитание»- 2009. - №4. С 59-65.

5. Мень. Т. Е «Ребенок и кукла в современном мире»- Т. Е. Мень «Детское творчество и музей».- СПб., 2005.- с. 117- 122.

6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры.Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998

7.Сайты:

http://center.rusmuseum.ru http://www.herzen.spb.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет)

Тема занятия

БЛОК 1. ВВОДНЫЙ. Тайны города Нерехта

1. Занятие «Волшебный город» 1 неделя сентября

2 неделя сентября

2. Занятие «Остров сокровищ» (Музейный комплекс Русского музея) 3 неделя сентября

3. Экскурсия «Мир красоты» презентация 4 неделя сентября

Краеведческий музей города Нерехта 1 неделя октября

БЛОК 2. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

4. Занятие «Осенняя пора, очей очарование» 2 неделя октября

5. Занятие «Дары осени» 3 неделя октября

6. Занятие «Цвета года: Краски осени» 4 неделя октября

7. Экскурсия в парк «Краски природы» 1 неделя ноября

8. Занятие «Палитра года: краски зимы, осени, весны, лета» 2 неделя ноября

Консультация для родителей: «Музейная педагогика». 3неделя ноября

Экскурсия в Музей природы город Кострома 4 неделя ноября

9. Занятие «Ребятам о зверятах» 1 неделя декабря

10. Дополнительная экскурсия (презентация) «Братья наши меньшие» (на примере скульптуры малых форм) 2 неделя декабря

11. Занятие «Там, на невиданных дорожках следы невиданных зверей…» 3 неделя декабря

БЛОК 3. Я – ТЫ – МЫ (ЧЕЛОВЕК В СОЦИУМЕ)

12. Занятие «Мы такие разные: веселые и грустные» 1-2 неделя января

13. Занятие «В кругу семьи» 2 неделя января

14. Занятие ««История» улыбки» 3 неделя января

Создание мини-музея в группе 4 неделя января

15. Занятие «Зимние праздники» 1 неделя февраля

16 -17. Занятия «В гостях у сказки» (сказочная тема в живописи, скульптуре) 2 - 3неделя февраля

Продолжение темы на следующем занятии: (книжная графика) 4 неделя февраля

18-19. Занятие «Великое и малое в изобразительном искусстве» 1-2 неделя марта

БЛОК 4. ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ВЕЩЕЙ

20. Занятие «Пестрые игрушки: матрешки, погремушки» 2 неделя марта

Экскурсия на Лавровскую фабрику игрушек 3 неделя марта

21. Занятие «Сказочный мир русской избы» 4 неделя марта

22. Экскурсия «Волшебные руки мастера» гончарная мастерская 1неделя апреля

Мастер-класс «Кукла-оберег» 2 неделя апреля

23. Занятие «Такие разные постройки» 3 неделя апреля

24. Занятие «Музей под открытым небом (обобщающее занятие) 4 неделя апреля

Экскурсия в музей деревянного зодчества город Кострома начало мая

25. Занятие «Открываем Музей искусств» (обобщающее занятие) май

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Комплексное открытое занятие по музейной педагогике «В русской горнице» Комплексное открытое занятие по музейной педагогике Тема: «В русской горнице»; пигра «У медведя во бору» Цель: продолжать знакомить детей.

Конспект интегрированной НОД по музейной педагогике «В гостях у Марьи-искусницы» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное», «Речевое», «Социально-коммуникативное», «Физическое» Цель: Приобщение.

Конспект НОД по музейной педагогике «В гостях у пряхи» Цель: Расширить круг интересов детей при помощи экспозиций Музея «Родничок». Образовательные задачи: - Продолжать знакомить детей с предметами.

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой;.

Конспект НОД по музейной педагогике в старшей группе «Как появилась русская изба?» Технологическая карта НОД по музейной педагогике Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…», или «Как появилась русская изба?».

Конспект открытого мероприятия по музейной педагогике «Парадные залы Гатчинского дворца» Конспект открытого мероприятия по музейной педагогике «Парадные залы Гатчинского дворца» Авторы - составители: Могилевцева Наталья Михаайловна,.

Конспект педагогического мероприятия в средней группе по экологии на тему: «Путешествие в мир прекрасного. Осень»Конспект педагогического мероприятия в средней группе по экологии на тему: «Путешествие в мир прекрасного. Осень» Цель: создание целостной картины мира. Изобразительное творчество: Познакомить с нетрадиционной техникой (пластилинография, научить.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект по педагогике «Новый год в ДОУ» Проект на тему «Новый год в детском саду.» Выполнили: студентки гр. ДО-2.9.1 Виноградова Алена и Ветрова Татьяна Проверил.

Проектная работа по музейной педагогике «Здравствуй, музей!» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района — детский сад «Аленький цветочек» выступление на.

Автор публикации:
Проект по музейной педагогике «Мы входим в мир прекрасного»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 21:47
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября. День звездочёта

25 октября по народному календарю Андрон Звездочёт (день памяти святого с этим именем). В этот день по звёздам предсказывали, какой будет зима. Предлагаем провести с детьми тематический День звездочёта.

25 октября. День Золушки на МААМ

Сказке, в которой бедная девушка получает награду за трудолюбие и кроткий нрав, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы почитать ребенку историю про...

Рябинка покраснела и на тарелку прилетела конспект НОД по декоративное рисованию во...
Первая часть занятия по рисованию у малышей наиболее важная, т к нужно заинтересовать, вызвать эмоциональный отклик на предмет рисования, рассмотреть,...
Цветочек в технике кинусайга
Благодаря фантазии японских мастеров появилось немало видов рукоделия и творчества: оригами, икебана, амигуруми. Техника кинусайга, которая тоже была...
Конспект прогулки «Наблюдение за поведением птиц осенью»
Цель прогулки:Учить детей выявлять особенности приспособления птиц к сезонам( устанавливать связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением...