Папки-передвижки

Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5–6 лет «Любознательные путешественники»

Ольга Савельева
Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5–6 лет «Любознательные путешественники»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет «Любознательные путешественники».

Актуальность

«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Л. С. Выготский.

Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5–6 лет „Любознательные путешественники“» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой

деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Проблема

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование

Новизна

Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Условиями реализации проекта являются :

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, создание интереса у детей, участие родителей и педагогов группы в реализации проекта. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Цель проекта : развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с родителями законными представителями.

Задачи:

• организовать РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;

• развивать интерес детей к исследовательскому поиску;

• стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;

• организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;

• развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

• воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

• формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Тип проекта : познавательно - исследовательский.

Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей группы.

2. Общие сведения о проекте :

Место реализации МДОУ «Детский сад №118»

По методу информационно – практический

По содержанию педагогический

По продолжительности: Среднесрочный (сентябрь-ноябрь)

По форме реализации: групповой

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель

Возраст детей: 5-6 лет

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Области интеграции: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемые результаты:

• Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;

• Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ;

• Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

• Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Методы проекта :

• игровой;

• творческий;

• проблемное общение;

• проблемно-поисковый;

• опытно – экспериментальный;

• использование ИКТ;

• развивающие игры.

Этапы реализации проекта :

1. этап - информационный:

• Анализ научной и методической литературы.

• Педагогическая диагностика на начало проекта.

• Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

• Организация предметно – развивающей среды

2. этап - содержательный.

• Реализация запланированных мероприятий.

• Привлечение родителей к участию в проекте.

Образовательные области Формы работы с детьми

Познавательное развитие НОД :

«Свойства веществ»;

«Свойства воды»;

«Откуда берется буря»;

«Воздух невидимка»;

«Как найти пустыню»;

«Известняк-что это?»

Беседы:

«Кто такие учёные»;

«Что такое эксперимент?»;

«Почему в пустыне нет воды?»;

«Почему камни и скалы источаются?»;

«Как появляется дождь?»;

«Что растворяется в воде?»

«Что такое пирамида?»;

Опыты и эксперименты:

«Пожиратель мела»;

«Песчаная буря в банке»;

«Разноцветный дождь»;

«Волшебная соломинка»;

«Как быстрее»;

«Воздух под водой»;

«Изменение объёма жидкости»;

«Свойства песка и глины»

«Свойства известняка»;

«Где вода?».

Презентации:

«Путешествие по Египту»;

«Мир камней».

Наблюдения:

«Наблюдение за дождем»;

«Наблюдение за ветром на прогулке»;

Конструирование:

«Песочная башня»;

«Самолет для путешествия».

Речевое развитие Чтение художественной литературы:

• Я. Тайц. Послушный дождик;

• А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»);

• А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.»

• Н. Осипов «В воде и у воды»;

• Сказки «Хозяйка Медной горы», «Волшебник Изумрудного города»;

• Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.

• Е. Пермяк. Для чего руки нужны;

Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры:

«Гора и камешки»;

«Дождик»;

«Капли»;

«Волшебница вода»;

«Если бы я был ветром»;

«Воздух невидимка»;

«Что из чего»;

«Что исчезло»;

«Подбери камешек»;

«История камня».

Сюжетно – ролевые игры:

«Мы путешественники»;

«Музей древности».

Магнитные и настольные игры:

«Рыбалка»;

«Игры с кинетическим песком»;

«Что из чего»;

«Лото».

Ирга - драматизация:

«Серебренное копытце».

Трудовая деятельность :

«Уборка рабочего инвентаря после использования».

Художественно-эстетическое развитие Аппликация:

«Пирамида»;

«Разноцветный дождь»;

«Одинокая пальма».

Рисование:

«Пустыня»;

«Клеопатра»;

«Сфинкс».

Оригами:

«Лодка»;

«Самолет».

Физическое развитие Артикуляционная гимнастика:

«Ветерок»;

«Горка закрывается — открывается»;

«Загони мяч в ворота»;

«Грибок».

Пальчиковые игры:

«Дружные ребята»;

«Веселая тучка»;

«Камушки- блестяшки»;

«Ветерок»;

«Дождик».

Физкультминутки:

«Самолет летит в полет»;

«Вместе весело шагать»;

• «Музык. Физминутка «Фиксики».

Подвижные игры:

«Ветер,воздух и вода»;

«Кто лучше прыгнет?»;

«Ворон»;

«Гуси-лебеди»

«Ремешок»;

Мини - центр: «Лаборатория путешественников» (экспериментальный центр)

Примерное оборудование для исследовательской деятельности :

• Различные ёмкости;

• Мерные ложки, воронки разного размера;

• Перчатки, фартуки, головные уборы;

• Пластиковые, резиновые трубочки;

• Деревянные лопаточки, лопаточки, шпатели;

• Пластиковые контейнеры;

Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,

компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);

• Пластиковые разноцветные стеклышки;

• Набор по экспериментированию «Подводный мир»;

• Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);

• Кинетический песок, набор песка разного цвета;

• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• Серии картин с изображением природных сообществ;

• Журналы наблюдений.

Материалы для исследования:

Пищевые материалы: соль, сахар, кофе, чай, мука, шоколад, газированная вода.

Растворимые ароматические вещества: соли для ванн, детские шампуни и пенки, пена для бритья.

Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, мох, глина, песок, почва, семена, мел, листочки, перья и т. д.

Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,

нитки, резина, поролон, кусочки ткани, меха, пробки и т. д.

Правила безопасности:

• Работа под наблюдением взрослого;

• Сначала спроси - потом экспериментируй;

• Вещества для экспериментов брать ложечкой;

• Не брать в рот ничего;

• Не трогать глаза грязными руками.

Перспективный план работы с родителями:

Привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;

Консультация:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

«Играя, познаем».

Памятка:

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».

Экспериментирование:

Домашнее задание по подготовке к мастер- классу: «Исследуем вместе» (представление презентаций);

Мастер- класс:

Мастер класс совместно с родителями и детьми : «Чудо-песок», «Интересные опыты вместе».

3-этап - заключительный.

• Презентация проекта;

• Мастер- класс для родителей «Чудо- песок»;

Оформление фото - газеты: «Любознательные путешественники»;

Итоговое мероприятие совместно с родителями: «В стране неизведанного»;

Открытое мероприятие: «В гостях у Клеопатры».

Вывод:

Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Используемая литература:

1.“Экспериментальная деятельность детей” Л. Н. Менщикова.

2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.

3.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л. Н. Прохорова.

5“Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А. И. Иванова. /

6. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

8. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

9. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

10. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2010 г.

11. Гризик, Т. И. Познаю мир. [Текст] /Т. И. Гризик. -М. ; 2010 г.

12. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 13. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

14. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.

15. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

16. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

17. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

18. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа М. Зощенко «Великие путешественники»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа М. Зощенко «Великие путешественники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька»Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька» Образовательная область: познавательное развитие. Тема проекта: вода и её свойства. Творческое название: «Капелька» Участники проекта:.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Автор публикации:
Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5–6 лет «Любознательные путешественники»
Опубликовано: 26 июля 2022 в 11:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5–6 лет «Любознательные путешественники»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Савельева (УИ 105762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД