Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юный исследователь»

Мария Крылова
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юный исследователь»

МДОБУ «Детский сад №17 «СКАЗКА» комбинированного вида

ПРОЕКТ

по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Юный исследователь»

Разработал воспитатель

Группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ»

Крылова Мария Викторовна

Г. Новая Ладога

2019-2020гг.

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, по-стоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удо-влетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, иссле-дователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у не-го постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей был разработан проект, направленная на развитие познава-тельно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и экс-перименты.

Изучив методическую литературу по детской познавательно-исследовательской деятельности, мы решили адаптировать практический матери-ал к условиям нашей группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ» и создали свою модифициро-ванную программу.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любо-знательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способ-ности применять полученные знания на практике.

Задачи:

Образовательные:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, ис-пользуя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифициро-вать предметы по цвету, форме и величине.

Формировать познавательные действия, становление сознания

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать воображение и творческую активность.

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способ-ность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие свя-зи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе;

Срок реализации проекта: октябрь 2019г. – апрель 2020г.

СОД: 2 раза в неделю по 10-15 минут.

Возраст воспитанников: 4-5 лет, средняя группа.

Ожидаемый результат:

Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности,обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, во-де; развитие наблюдательности, любознательности;мыслительных процессов: ло-гического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой мо-торики; обогащение словаря.

Оснащение мини-лаборатории:

Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.

Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, ко-сточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.

Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,

Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.

Красители: гуашь, акварельные краски;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

2. Основной этап

3. Заключительный этап

1.Подготовительный этап:

Формирование цели, задач

создание необходимых условий для реализации проекта

перспективное планирование проекта

2.Основной этап:

Консультация для родителей - "Природа вокруг нас";

совместная работа по созданию картотеки опытов - экспериментов для де-тей среднего дошкольного возраста;

проведение цикла наблюдений с детьми по ознакомлению с объектами не-живой и живой природы;

художественное творчество детей: лепка на тему "Отпечатки интересных предметов", рисование на тему "Рыбки в пруду". Чтение стихотворений о природе;

проведение цикла опытов - экспериментов по изучению объектов не живой и живой природы:

Месяц Тема Задачи Матери-ал Источ-ник

Октябрь Опыты с воз-духом Подвести к пониманию того, что воздух есть во-круг нас и внутри нас.

Дать пред-ставление,что воз-дух:

невидим, лег-кий, не имеет запа-ха, ветер – это движение воздуха. Полиэти-леновые паке-ты

Стаканчи-ки с водой

Коктейль-ные палочки

Мыльные пузыри

Резиновые игрушки

Подносы

Тазик с водой 3, с. 44

Консультация для родителей "При-рода вокруг нас" Формировать представление у родителей об экс-периментальной деятельности с детьми.

Развивать ин-терес и любозна-тельность. Материал для опытов Папка консульта-ций

«Человек. Звук и слух»(«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем») Закреплять представление де-тей об органах чувств, их назначе-нии (уши – слы-шать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – опреде-лять форму, струк-туру поверхности; язык - определять на вкус). Ширма

Газета

Коло-кольчик

Молоток

два камня

погре-мушка

свисток

футляры от киндер-сюрпризов с дырочками чеснок

кусочек

апельси-на, поролон с духами

лимон

сахар 3, с. 54

«Человек. Звук и слух»

(Беседа- игра: «Почему все зву-чит?»)подвести детей к пониманию при-чин возникновения звука: колебания предмета Бубен

Стеклян-ный

Стакан

Газета

Гитара

Деревян-ная линейка

металло-фон

Опыт: «Какая бывает земля?»Формирование представления о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая Совочки

Формочки

Вода

Ноябрь Бумажные ко-раблики Формирование представлений о свойствах бумаги Бумага, бумажные ко-раблики, лужа или ручей 1, с. 29

Свойства песка Наблюдение за мокрым песком в сухом помещении Песок

Вода

Батарея 1, с. 28

Лед--вода Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, уста-навливать причин-но-следственные связи и делать вы-воды Кусочки льда

Прозрач-ная емкость

1, с. 30

Вода

Формирование представлений о некоторых свой-ствах воды (жид-кость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, разливается, ее можно вылить, налить, перелить, разлить, значение воды для всего жи-вого. Стеклян-ная банка с водой

Пустой стакан

Банка с молоком

Лист чи-стой белой бумаги

Поднос с предметами (деревянные ложки, линей-ка, шар, ку-бик, кирпич)

Баночки 1, с. 37

Путешествие за витаминами Познакомить с витаминами А, В, С.

Рассмотреть продукты, которые содержат в себе ви-тамины.

Самостоятель-но приготовить сок из овощей и фрук-тов Ручная соковыжимал-ка

Терка

Овощи

Фрукты

Миски

Однора-зовые стакан-чики 3, с. 54

Декабрь Снег

Формирование представлений о свойствах сне-га (рассыпчатый, белый, холодный, пушистый и др.) Снег

Вылепить снежки на прогулке 1, с. 30

Что в шарике? Формировать представление о свойствах воды и воздуха 2 воздуш-ных шарика (один напол-нить водой, другой – воз-духом) 1, с. 32

Мыльные пу-зыри Формировать культурно-гигиенические навыки.

Закреплять представления о свойствах воды.

Знакомить со способом получе-ния теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей.

Познакомить со способом созда-ния мыльных пу-зырей Игрушка Колобок

Емкость

Ковшики

Горячая и холодная вода

Полотен-це

Мыло

Трубочки

Ложки

Стаканы

3, с. 65

Опыты со сне-гом на прогулке Продолжать знакомить с осо-бенностями снега.

Закреплять понятия: снег лег-кий, снег пушистый и др. Две оди-наковые фор-мочки 3, с. 49

Январь Капельки

Закреплять представления о свойствах воды.

Знакомить со способом получе-ния теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей Пипетка

Горячая и холодная вода 3, с. 66

Опыты с воз-духом (продолже-ние) Подвести к пониманию того, что воздух есть во-круг нас и внутри нас.

Дать пред-ставление,что воз-дух:

невидим, лег-кий, не имеет запа-ха, ветер – это движение воздуха Полиэти-леновые паке-ты

Стаканчи-ки с водой

Коктейль-ные палочки

Мыльные пузыри

Резиновые игрушки

Подносы

Тазик с водой 3, с. 44

Таяние снега Формирование представлений о свойствах снега (снег под действием температуры – та-ет, обратить вни-мание, что вода грязная) Снег

Стеклян-ная банка

1, с. 31

Потребность растений в воде Формировать представление о важности воды для жизни и роста рас-тений Цветы

Вода

1, с. 35

Февраль Мыло-фокусник Познакомить со свойствами мы-ла и его разновид-ностями (туалет-ное, хозяйственное, жидкое). Мыло

Банки с водой

3, с. 74

Тонет – не то-нет Познакомить со свойствами не-которых предметов Ванночки с водой

Корабли-ки

Камешки

5, с. 30

Чистая и гряз-ная вода Дать пред-ставление о том, что вода нужна всем 2 стакана с водой

Несколько игрушечных рыбок

2 большие прозрачные емкости 5, с. 40

Март Уголок экспе-риментирования «Юный исследова-тель» Пополнить уголок экспери-ментирования

Привлечь ро-дителей в создании уголка Новые ат-рибуты -

У кого пена выше и пышнее? Познакомить со свойствами мы-ла и его разновид-ностями (туалет-ное, хозяйственное, жидкое). Мыло

Вода

Трубочки

Однора-зовые про-зрачные ста-канчики 3, с. 77

Электричество Формировать представление о статическом элек-тричестве Воздуш-ный шарик

Перья

Соль и вода Формировать представление о том, что соль легко растворяется в во-де.

Формировать представление об изменениях соли при контакте с во-дой.

Знакомить с понятием – выпаи-вание соли. Свеча

Соль

Вода

Ложка

Всем нужна вода! Формирование представлений о некоторых свой-ствах во-ды (жидкость без вкуса, цвета, запа-ха и формы; теку-чая, разливается, ее можно вылить, налить, перелить, разлить, значение воды для всего жи-вого. Вода

4-5 одно-разовых ста-канчика, про-зрачные

Краски пищевые

Ложка

Китайская капуста

Уксус и яйцо Формировать представление об изменении продук-та при контакте с другим продуктом Уксус

Миска

Яйцо

Апрель Дождь и солн-це

Расширять представления об окружающем мире через знакомство с основными физиче-скими явлениями. Мерные ложки

Бумажные салфетки

Тряпочки

Зонтик от дождя

Зонтик от солнца

Миски с водой 3, с. 92

Семена и пло-ды

Продолжать формировать зна-ния детей о семенах и плодах.

Учить выде-лять характерные особенности семян и плодов культур-ных растений.

Закреплять знания о том, что из семян выраста-ют растения. Семена укропа, лука, огурцов, тома-тов, кабачки

Вода

Земля

Емкости для посадки 4, с. 41

Почему на тропинке не растут растения? Формирование представления о свойствах почвы на прогулке Почва

Лопатки

1, с. 34

Камни

Рассмотреть камни, определить из свойства.

Учить класси-фицировать по ви-дам камни 4, с. 126

Глина

Рассмотреть глину, определить ее свойства.

3.Заключительный этап:

оформление результата проекта в виде презентации;

создание уголка экспериментирования «Юный исследователь»;

изготовление альбома с иллюстрациями: «Юные исследователь»

Список литературы:

1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление раз-вития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищина Н. В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

2. Экспериментальная деятельность в ДОУ. - М.: ТЦ СФЕРА, 2012.

3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н. В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематиче-ское и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Вы-пуск 1/ Сост. Нищева Н. В. - – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

5. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематиче-ское и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Вы-пуск 2/ Сост. Нищева Н. В. - – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Ледяная сказка» Тема: Ледяная сказка. Цель: Создание условий для формирования познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Тонет — плавает» Конспект ООД по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Тонет - плавает». Цель: формирование понятие о том,.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Письма с фронта»Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Письма с фронта» Цель: создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе формирования у детей представлений о ВОВ Задачи: 1. Создать условия.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в средней группе НОД Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в средней группе НОД: «Волшебница вода» Цель:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Свойства дерева» в средней группе Цель: познакомить с природным материалом - деревом и его свойствами. Задачи: Образовательные: формировать представления о предметах, изготовленных.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Знакомство с Китаем»Проект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Знакомство с Китаем» ПРОЕКТ по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы На тему: «Знакомство с Китаем» Воспитатель: Буровсих.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников «Юный исследователи воды»Проект по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников «Юный исследователи воды» Актуальность: На сегодняшний день в системе образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи.

Проект в сфере поддержки детской инициативы в экологической исследовательской деятельности «Я — исследователь» Тема проекта: «Я – исследователь». Автор-составитель:Воспитатель Пивень О. С. Тип проекта: исследовательско-творческий. Вид проекта: среднесрочный.

Программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Юный исследователь» на 2019–20120 учебный год Пояснительная записка программы «Юный Исследователь»: Любой ребенок с рождения - исследователь, а экспериментирование - это способ познания.

Творческий проект «Юный исследователь» Творческий проект «Юный исследователь» Информация: 1. Общие положения 1.1. Творческий проект «Юный исследователь» Тема проекта «Кладовая.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Космос
Автор публикации:
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юный исследователь»
Опубликовано: 10 октября 2019 в 15:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...

18 мая. Всероссийский день посадки леса

Очередной тематический день посвящен озеленению — благородному делу, которым можно выразить свою любовь к природе и оставить свой след на Земле. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,...


Горячие темочки