Козлова Екатерина
Проект по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Содержание
1.1 Пояснительная записка
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К. Д. Ушинский
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А. С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А. В. Запорожец. Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций. Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.
Публикация «Проект по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Название проекта : «Волшебный песок».
1. 2 Цель: развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
1. 3 Задачи:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- развивать навыки социального поведения;
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- способствовать проявлению эмпатии;
- развивать фантазию и образное мышление;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
- использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.
Проблемное поле проекта : необходимость развития мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие.
1.5 Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта :
- исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки) наблюдения;
- игровая деятельность (обыгрывания ситуаций);
- словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использования фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
- наглядные методы (презентация, показ игрушек, рассматривания картин и иллюстраций).
Планируемые результаты:
- способен совершать интеллектуальные операции;
- проявляет интерес узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- способен проявить волевые усилия;
- совершенствует предметно-игровую деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков;
- проявляет ручную ловкость, что характеризуется тактильной чувствительностью как основа «ручного интеллекта».
1.7 Вид проекта – практико-ориентировочный, долгосрочный.
1. 8 Состав участников: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагог-психолог, воспитатели, родители.
1.9 Планируемое время на реализацию проекта по этапам : сентябрь 2020-апрель 2021года. Занятия организуются один раз в неделю по 25- 30 мин.
Этапы реализации проектной деятельности :
I этап (подготовительный) :
- изучить теоретическую литературу по проблеме;
- подобрать необходимый дидактический инструментарий;
-диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных (сентябрь);
- разработать систему коррекционно-педагогической занятий;
II этап (основной) : разработать и апробировать коррекционно-развивающие занятия по заданной проблеме для детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта (октябрь - апрель);
III этап (заключительный) : оценить эффективность коррекционно-развивающей работы на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой диагностики.
Этап Содержание деятельности Сроки
Подготовительный (информационно-аналитический) 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме.
2. Подобрать необходимый дидактический инструментарий;
3. Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных
3. Подобрать необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
4. Разработать систему коррекционно-развивающей занятий. 1-2 неделя сентября
Основной (практический) 1. Апробация системы коррекционно-развивающей занятий;
2. Организация индивидуальных консультаций по запросам родителей;
4. Организация взаимодействия с детьми;
5. Пополнение информационных стендов по теме; 3-4 неделя сентября
-
1-2 неделя апреля
Заключительный (контрольно-диагностический) 1. Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой диагностики.
2. Разработка буклетов для родителей по теме.
3. Обобщение педагогического опыта.
4. Создание наглядных пособий: игр, картотеки. Демонстрация и публикация проекта на сайт детского сада. 3-4 неделя апреля
1. 10 Итоговое мероприятие: презентация проекта по по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком.
1.11 Описание продукта, полученного в результате проекта : наглядные пособия: игры, картотеки, презентация проекта.
1.12 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
- световой планшет для рисования песком;
- чистый просеянный песок, кинетический песок;
- коллекция миниатюрных фигурок;
- дидактические пособия;
- методическая, педагогическая литература;
- подбор дидактического материала, игр, упражнений;
- использование мультимедийного оборудования.
Проектная карта
Этапы реализации проекта Содержание и цель деятельности Сроки
Подготовительный (информационно-аналитический) 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме;
2. Подобрать необходимый дидактический инструментарий;
3. Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных
3. Подобрать необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
4. Разработать систему коррекционно-развивающей занятий. Сентябрь
Основной (практический) Занятие 1
- Ритуал входа;
- Тема: Знакомство со свойствами песка «Чувствительные ладошки»
Цель: знакомство с правилами работы с песком, создание естественной стимулирующей среды, настрой на совместную деятельность, ознакомление с правилами.
- Ритуал выхода. Сентябрь
Занятие 2.
- Ритуал входа;
- Тема: «Что спряталось в песке?» Знакомство с Песочным Человечком;
Цель: обеспечить психотерапевтический характер детской продуктивной деятельности: снизить напряжение, тревожность, повысить уверенность в себе, улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание, развивать внимание, воображение, память.
- Ритуал выхода. Сентябрь
Занятие 3
- Ритуал входа.
- Тема: «В гостях у Песочной феи»
Цель: обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций, развитие фантазии, воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, снятие эмоционально –психического напряжения.
- Ритуал выхода. Октябрь
Занятие 4
- Ритуал входа.
- Тема: «В гостях у золотой рыбки. Аквариум».
Цель: развитие речи, развитие воображения, развитие тонкой координации движений, расширение знаний о подводном мире.
- Ритуал выхода. Октябрь
Занятие 5
- Ритуал входа.
- Тема: «Солнечный мальчик»
Цель: развитие речи, развитие воображения, воспитание доброты
Снизить напряжение, тревожность, повысить уверенность в себе;
Октябрь
Занятие 6
- Ритуал входа.
- Тема: построение мира «Моя семья»
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей, имеющих нарушение в поведении, в межличностном общении, создание у детей положительного эмоционального настроя с помощью применения методов песочной терапии.
- Ритуал выхода. Октябрь
Занятие 7
- Ритуал входа.
- Тема: «Колобок»
Цель: обеспечить психотерапевтический характер детской продуктивной деятельности: снизить напряжение, тревожность, повысить уверенность в себе, улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание, развивать внимание, воображение, память, речь.
- Ритуал выхода. Ноябрь
Занятие 8
- Ритуал входа.
- Тема: «Городок игрушек».
Цель: обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций, развитие фантазии, снятие эмоционально – психического напряжения
- Ритуал выхода. Ноябрь
Занятие 9
- Ритуал входа.
- Тема: «Путешествие к гномам в горы»
Цель: формирование навыка экспериментирования с песком, обогащение тактильного опыта у воспитанников, развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Ритуал выхода. Ноябрь
Занятие 10
- Ритуал входа.
- Тема: «Песочная грамота».
Цель: знакомство со звуками и буквами, развитие познавательных процессов, развитие внимания, воображения, мышление, совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
- Ритуал выхода. Ноябрь
Занятие 11
- Ритуал входа.
- Тема: «Песочная грамота».
Цель: знакомство со звуками и буквами, развитие познавательных процессов, развитие внимания, воображения, мышление, совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
- Ритуал выхода. Декабрь
Занятие 12
- Ритуал входа.
- Тема: «Путешествие в страну А».
Цель: знакомство с гласным звуком и буквой А, развитие активности и любознательности детей с помощью песочной техники, развитие познавательных процессов;
- Ритуал выхода. Декабрь
Занятие 13
- Ритуал входа.
- Тема: «Путешествие в страну О».
Цель: знакомство с гласным звуком и буквой О, развитие активности и любознательности детей с помощью песочной техники, развитие познавательных процессов, развитие внимания, воображения, мышление; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
- Ритуал выхода. Декабрь
Занятие 14
- Ритуал входа.
- Тема: «Путешествие в страну волшебных букв».
Цель: повторить изученные буквы, познакомиться с буквой и звуком У, развивать психические процессы (внимание, память, развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события. развивать эмоционально- чувственный мир детей, развивать коммуникативные навыки детей, развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
- Ритуал выхода. Декабрь
Занятие 15
- Ритуал входа.
- Тема «Сказка о том, как буквы подружились».
Цель: развивать психические процессы (внимание, память, развивать эмоционально- чувственный мир детей, развивать коммуникативные навыки детей, развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
- Ритуал выхода. Январь
Занятие 16
- Ритуал входа.
- Тема: «Сказка о том, как буквы подружились».
Цель: подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии и дислексии, развивать психические процессы (внимание, память, развивать эмоционально- чувственный мир детей.
- Ритуал выхода. Январь
Занятие 17
- Ритуал входа.
- Тема: «Домашние животные».
Цель : закрепить и уточнить знания детей о домашних животных, активизировать и расширять словарь по теме домашние животные, совершенствовать мыслительные процессы.
- Ритуал выхода. Январь
Занятие 18
- Ритуал входа.
- Тема: «Лесные животные».
Цель: закрепление материала по теме «Лесные звери», развитие лексико-грамматических категории, способствовать развитию функций высшей нервной деятельности (внимание,
мышление, память, продолжать знакомить с песком, песочницей и правилами поведения в ней).
- Ритуал выхода. Февраль
Занятие 19
- Ритуал входа.
- Тема: «Животные жарких стран».
Цель: обогащение и уточнение словаря по лексической теме «Животные жарких стран», продолжать учить составлять рассказ о животном по опорной схеме, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Ритуал выхода. Февраль
Занятие 20
- Ритуал входа.
-Тема: «Насекомые».
Цель: обогащение и уточнение словаря по лексической теме «Насекомые», упражнять в составлении предложений с предлогами, развитие зрительного восприятия; снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Ритуал выхода. Февраль
Занятие 21
- Ритуал входа.
- Тема: сказка «Теремок».
Цель: развитие речи детей средствами песочной терапии и сказки, развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений.
· - Ритуал выхода. Февраль
Занятие 22
- Ритуал входа.
- Тема: построение мира «Сочиняем сказку».
Цель: обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуации, развитие фантазии, снятие эмоционально – психического напряжения.
- Ритуал выхода. Март
Занятие 23
- Ритуал входа.
- Тема «Пересыпание песка через воронку»
Цель: приучать применять несколько техник совместно, развивать творческое мышление, внимание.
- Ритуал выхода. Март
Занятие 24
- Ритуал входа.
- Тема «Волна».
Цель: развитие умения пользоваться ресурсным состоянием, снятие напряжения.
- Ритуал выхода. Март
Занятие 25
- Ритуал входа.
- Тема «Художники».
Цель: развитие воображения, мышления, эмоциональная разрядка.
- Ритуал выхода. Март
Занятие 26
- Ритуал входа.
- Тема «Праздничные украшения».
Цель: развитие произвольности, умения соблюдать правила.
- Ритуал выхода. Апрель
Занятие 27
- Ритуал входа.
- Тема «Рисуем погоду».
Цель: развитие воображения, мышления.
- Ритуал выхода. Апрель
Занятие 28
- Ритуал входа.
- Тема «Прощание с песком».
Цель: стабилизация психологического состояния, закрепление игровых навыков, рефлексия.
- Ритуал выхода. Апрель
Заключительный (контрольно-диагностический) 1. Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой диагностики.
2. Разработка буклетов для родителей по теме.
3. Обобщение педагогического опыта.
4. Обобщение педагогического опыта.
4. Создание наглядных пособий: игр, картотеки. Демонстрация и публикация проекта на сайт детского сада. Апрель
Список литературы:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в корекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.