Приложение МААМ

Проект по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста «Волшебный песок»

Козлова Екатерина
Проект по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Содержание

1.1 Пояснительная записка

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!

К. Д. Ушинский

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А. С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А. В. Запорожец. Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций. Разработаны программы коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.

Публикация «Проект по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста „Волшебный песок“» размещена в разделах

Название проекта : «Волшебный песок».

1. 2 Цель: развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

1. 3 Задачи:

- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;

- формировать позитивное отношение к своему «Я»;

- формировать позитивное отношение к сверстникам;

- развивать навыки социального поведения;

- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

- способствовать проявлению эмпатии;

- развивать фантазию и образное мышление;

- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

- использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.

Проблемное поле проекта : необходимость развития мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие.

1.5 Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта :

- исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки) наблюдения;

- игровая деятельность (обыгрывания ситуаций);

- словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использования фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

- наглядные методы (презентация, показ игрушек, рассматривания картин и иллюстраций).

Планируемые результаты:

- способен совершать интеллектуальные операции;

- проявляет интерес узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

- способен проявить волевые усилия;

- совершенствует предметно-игровую деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков;

- проявляет ручную ловкость, что характеризуется тактильной чувствительностью как основа «ручного интеллекта».

1.7 Вид проекта – практико-ориентировочный, долгосрочный.

1. 8 Состав участников: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагог-психолог, воспитатели, родители.

1.9 Планируемое время на реализацию проекта по этапам : сентябрь 2020-апрель 2021года. Занятия организуются один раз в неделю по 25- 30 мин.

Этапы реализации проектной деятельности :

I этап (подготовительный) :

- изучить теоретическую литературу по проблеме;

- подобрать необходимый дидактический инструментарий;

-диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных (сентябрь);

- разработать систему коррекционно-педагогической занятий;

II этап (основной) : разработать и апробировать коррекционно-развивающие занятия по заданной проблеме для детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта (октябрь - апрель);

III этап (заключительный) : оценить эффективность коррекционно-развивающей работы на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой диагностики.

Этап Содержание деятельности Сроки

Подготовительный (информационно-аналитический) 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме.

2. Подобрать необходимый дидактический инструментарий;

3. Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных

3. Подобрать необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

4. Разработать систему коррекционно-развивающей занятий. 1-2 неделя сентября

Основной (практический) 1. Апробация системы коррекционно-развивающей занятий;

2. Организация индивидуальных консультаций по запросам родителей;

4. Организация взаимодействия с детьми;

5. Пополнение информационных стендов по теме; 3-4 неделя сентября

-

1-2 неделя апреля

Заключительный (контрольно-диагностический) 1. Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой диагностики.

2. Разработка буклетов для родителей по теме.

3. Обобщение педагогического опыта.

4. Создание наглядных пособий: игр, картотеки. Демонстрация и публикация проекта на сайт детского сада. 3-4 неделя апреля

1. 10 Итоговое мероприятие: презентация проекта по по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком.

1.11 Описание продукта, полученного в результате проекта : наглядные пособия: игры, картотеки, презентация проекта.

1.12 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

- световой планшет для рисования песком;

- чистый просеянный песок, кинетический песок;

- коллекция миниатюрных фигурок;

- дидактические пособия;

- методическая, педагогическая литература;

- подбор дидактического материала, игр, упражнений;

- использование мультимедийного оборудования.

Проектная карта

Этапы реализации проекта Содержание и цель деятельности Сроки

Подготовительный (информационно-аналитический) 1. Изучить теоретическую литературу по проблеме;

2. Подобрать необходимый дидактический инструментарий;

3. Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных

3. Подобрать необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

4. Разработать систему коррекционно-развивающей занятий. Сентябрь

Основной (практический) Занятие 1

- Ритуал входа;

- Тема: Знакомство со свойствами песка «Чувствительные ладошки»

Цель: знакомство с правилами работы с песком, создание естественной стимулирующей среды, настрой на совместную деятельность, ознакомление с правилами.

- Ритуал выхода. Сентябрь

Занятие 2.

- Ритуал входа;

- Тема: «Что спряталось в песке?» Знакомство с Песочным Человечком;

Цель: обеспечить психотерапевтический характер детской продуктивной деятельности: снизить напряжение, тревожность, повысить уверенность в себе, улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание, развивать внимание, воображение, память.

- Ритуал выхода. Сентябрь

Занятие 3

- Ритуал входа.

- Тема: «В гостях у Песочной феи»

Цель: обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций, развитие фантазии, воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, снятие эмоционально –психического напряжения.

- Ритуал выхода. Октябрь

Занятие 4

- Ритуал входа.

- Тема: «В гостях у золотой рыбки. Аквариум».

Цель: развитие речи, развитие воображения, развитие тонкой координации движений, расширение знаний о подводном мире.

- Ритуал выхода. Октябрь

Занятие 5

- Ритуал входа.

- Тема: «Солнечный мальчик»

Цель: развитие речи, развитие воображения, воспитание доброты

Снизить напряжение, тревожность, повысить уверенность в себе;

Октябрь

Занятие 6

- Ритуал входа.

- Тема: построение мира «Моя семья»

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы детей, имеющих нарушение в поведении, в межличностном общении, создание у детей положительного эмоционального настроя с помощью применения методов песочной терапии.

- Ритуал выхода. Октябрь

Занятие 7

- Ритуал входа.

- Тема: «Колобок»

Цель: обеспечить психотерапевтический характер детской продуктивной деятельности: снизить напряжение, тревожность, повысить уверенность в себе, улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание, развивать внимание, воображение, память, речь.

- Ритуал выхода. Ноябрь

Занятие 8

- Ритуал входа.

- Тема: «Городок игрушек».

Цель: обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций, развитие фантазии, снятие эмоционально – психического напряжения

- Ритуал выхода. Ноябрь

Занятие 9

- Ритуал входа.

- Тема: «Путешествие к гномам в горы»

Цель: формирование навыка экспериментирования с песком, обогащение тактильного опыта у воспитанников, развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Ритуал выхода. Ноябрь

Занятие 10

- Ритуал входа.

- Тема: «Песочная грамота».

Цель: знакомство со звуками и буквами, развитие познавательных процессов, развитие внимания, воображения, мышление, совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

- Ритуал выхода. Ноябрь

Занятие 11

- Ритуал входа.

- Тема: «Песочная грамота».

Цель: знакомство со звуками и буквами, развитие познавательных процессов, развитие внимания, воображения, мышление, совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

- Ритуал выхода. Декабрь

Занятие 12

- Ритуал входа.

- Тема: «Путешествие в страну А».

Цель: знакомство с гласным звуком и буквой А, развитие активности и любознательности детей с помощью песочной техники, развитие познавательных процессов;

- Ритуал выхода. Декабрь

Занятие 13

- Ритуал входа.

- Тема: «Путешествие в страну О».

Цель: знакомство с гласным звуком и буквой О, развитие активности и любознательности детей с помощью песочной техники, развитие познавательных процессов, развитие внимания, воображения, мышление; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

- Ритуал выхода. Декабрь

Занятие 14

- Ритуал входа.

- Тема: «Путешествие в страну волшебных букв».

Цель: повторить изученные буквы, познакомиться с буквой и звуком У, развивать психические процессы (внимание, память, развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события. развивать эмоционально- чувственный мир детей, развивать коммуникативные навыки детей, развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

- Ритуал выхода. Декабрь

Занятие 15

- Ритуал входа.

- Тема «Сказка о том, как буквы подружились».

Цель: развивать психические процессы (внимание, память, развивать эмоционально- чувственный мир детей, развивать коммуникативные навыки детей, развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

- Ритуал выхода. Январь

Занятие 16

- Ритуал входа.

- Тема: «Сказка о том, как буквы подружились».

Цель: подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии и дислексии, развивать психические процессы (внимание, память, развивать эмоционально- чувственный мир детей.

- Ритуал выхода. Январь

Занятие 17

- Ритуал входа.

- Тема: «Домашние животные».

Цель : закрепить и уточнить знания детей о домашних животных, активизировать и расширять словарь по теме домашние животные, совершенствовать мыслительные процессы.

- Ритуал выхода. Январь

Занятие 18

- Ритуал входа.

- Тема: «Лесные животные».

Цель: закрепление материала по теме «Лесные звери», развитие лексико-грамматических категории, способствовать развитию функций высшей нервной деятельности (внимание,

мышление, память, продолжать знакомить с песком, песочницей и правилами поведения в ней).

- Ритуал выхода. Февраль

Занятие 19

- Ритуал входа.

- Тема: «Животные жарких стран».

Цель: обогащение и уточнение словаря по лексической теме «Животные жарких стран», продолжать учить составлять рассказ о животном по опорной схеме, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

- Ритуал выхода. Февраль

Занятие 20

- Ритуал входа.

-Тема: «Насекомые».

Цель: обогащение и уточнение словаря по лексической теме «Насекомые», упражнять в составлении предложений с предлогами, развитие зрительного восприятия; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

- Ритуал выхода. Февраль

Занятие 21

- Ритуал входа.

- Тема: сказка «Теремок».

Цель: развитие речи детей средствами песочной терапии и сказки, развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений.

· - Ритуал выхода. Февраль

Занятие 22

- Ритуал входа.

- Тема: построение мира «Сочиняем сказку».

Цель: обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуации, развитие фантазии, снятие эмоционально – психического напряжения.

- Ритуал выхода. Март

Занятие 23

- Ритуал входа.

- Тема «Пересыпание песка через воронку»

Цель: приучать применять несколько техник совместно, развивать творческое мышление, внимание.

- Ритуал выхода. Март

Занятие 24

- Ритуал входа.

- Тема «Волна».

Цель: развитие умения пользоваться ресурсным состоянием, снятие напряжения.

- Ритуал выхода. Март

Занятие 25

- Ритуал входа.

- Тема «Художники».

Цель: развитие воображения, мышления, эмоциональная разрядка.

- Ритуал выхода. Март

Занятие 26

- Ритуал входа.

- Тема «Праздничные украшения».

Цель: развитие произвольности, умения соблюдать правила.

- Ритуал выхода. Апрель

Занятие 27

- Ритуал входа.

- Тема «Рисуем погоду».

Цель: развитие воображения, мышления.

- Ритуал выхода. Апрель

Занятие 28

- Ритуал входа.

- Тема «Прощание с песком».

Цель: стабилизация психологического состояния, закрепление игровых навыков, рефлексия.

- Ритуал выхода. Апрель

Заключительный (контрольно-диагностический) 1. Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы на основе анализа динамики развития ребенка по результатам первичной и итоговой диагностики.

2. Разработка буклетов для родителей по теме.

3. Обобщение педагогического опыта.

4. Обобщение педагогического опыта.

4. Создание наглядных пособий: игр, картотеки. Демонстрация и публикация проекта на сайт детского сада. Апрель

Список литературы:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в корекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок»Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста «Волшебный песок»
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 10:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста «Волшебный песок»» (включая файлы) размещена пользователем Козлова Екатерина (УИ 2054444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД