МААМ-картинки

Проект по развитию речи и познавательных способностей «Наша Родина — Россия» в подготовительной группе

Черкасова Диана Владимировна
Проект по развитию речи и познавательных способностей «Наша Родина — Россия» в подготовительной группе

1. Актуальность проекта

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие. Это - чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, особенно через читательский опыт, который начинает закладываться в детстве. Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Книга заставляет ребенка думать, размышлять, закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. Стихи - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами, они заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относиться к младшим и старшим. Стиль стихов лёгкий, поэтому детям нетрудно запоминать их, а понятный и простой язык интересен и доступен к драматизации. Для осуществления проектной деятельности мною были подобраны произведения, воспитывающие чувство привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, друзьям, способствующие формированию того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Публикация «Проект по развитию речи и познавательных способностей „Наша Родина — Россия“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Реализация данного педагогического проекта – это движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину посредством книги, которая входит в мир ребёнка, обогащает его мир, делает его интересным, полным необычайных открытий. Изучение специально подобранных литературных произведений, дидактические игры, продуктивная деятельность способствуют формированию гражданско-патриотических чувств, расширяют кругозор ребенка, обогащают спектр личностных особенностей.

2. Цель и задачи проекта

Цель проекта : воспитание гуманной, духовно-нравственной личности Задачи проекта :

- формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, свои близким посредством изучения литературных произведений;

- формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной литературе;

- формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

- формировать представления о многонациональности народов России;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России;

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

В проекте представлены такие виды деятельности, как:

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок;

-беседы;

-пересказы с опорой на иллюстрации;

-заучивание небольших стихотворений;

-дидактические игры,

-подвижные игры,

-театрализованные игры,

-сюжетно – ролевые игры.

Тип проекта : творческий, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-май)

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители.

Ресурсное обеспечение проекта : иллюстрированные книги с произведениями советских и российских авторов, картотека речевых игр, игрушки, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен, костюмы, расходный материал для изобразительной деятельности, интернет-ресурсы.

Идея проекта :

Все занятия и игры по проекту «Наша Родина - Россия» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.

Структура проекта :

Реализация данного проекта осуществляется через цикл занятий с детьми, создаются условия для речевого развития, творческой, игровой деятельности детей в группе и на участке.

Представленный проект направлен на :

- внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;

- организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей гражданско-патриотических чувств;

- создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

Планируемые результаты:

1. Развитие потенциальных возможностей для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

2. Высокий уровень активного словарного запаса детей.

3. Повышение у родителей уровня представлений о заложенных нравственных основах гражданских качеств у детей, а также о развитии речевых творческих способностей детей.

Продукт проектной деятельности : конкурс чтецов «Любимые стихи о Родине»

3. Этапы реализации проекта

1. Предварительный:

-выдвижение гипотезы;

-определение цели и задач проекта;

-изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

-разработка тематического плана для реализации проекта.

2. Основной (практический) :

-включение каждого ребёнка в непосредственно образовательную и игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков;

-оформление книжного уголка, выставка иллюстраций.

-беседы;

-дидактические игры;

-подвижные игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-игровые ситуации и игровые упражнения;

-продуктивная деятельность: рисование;

-рассматривание картин, иллюстраций, рисунков в книгах.

-создание картотеки игр для развития словаря детей;

-консультации для родителей.

3. Заключительный:

-конкурс чтецов;

-презентация проекта.

4. Результаты проекта

Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку систематически вовлекаться в совместную деятельность. Любая деятельность, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Ребёнок учится, систематизирует полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

5. Литература:

1. Степанов В. А. «Моя родина – Россия». Стихи. Серия «Учебник для малышей». ООО Издательство «Фламинго», 2004

2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2015

Перспективное планирование работы по реализации проекта

Срок Виды деятельности Задачи Дидактический материал и оборудование

сентябрь

1

неделя Беседа «Мой любимый детский сад»

Игра «Давайте познакомимся»

Подвижная игра «Мы веселые ребята» Определить первичный уровень знаний детей о детском саде, его назначении, функциях.

Воспитывать дружеские отношения в совместной деятельности Иллюстрации

2 неделя Чтение стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовем

Рисование «Березка» Вызвать эмоциональный отклик к стихотворению

Учить строить речевое высказывание при обсуждении произведения. Подвести к логическому умозаключению, учить делать выводы. Текст, иллюстрации, расходные материалы для продуктивной деятельности.

3 неделя Заучивание стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовем

Прослушивание песни «Россия» Развивать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов.

Текст, иллюстрации, аудиозапись с песней «Россия»

4 неделя Чтение стихотворения В. Степанова «Необъятная страна»

Рассматривание глобуса, карты России

Физкультминутка «Солнышко»

Разучивание пословицы «Нет земли краше, чем Родина наша

Учить строить речевое высказывание при обсуждении произведения.

Учить детей при проведении физкультминутки выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Тест, глобус, карта, иллюстрации,

октябрь

1

неделя Беседа о семье, рассматривание семейных фотографий.

Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Развивать интерес к стихотворениям. Развивать слуховое внимание. Учить детей при проведении пальчиковой гимнастики выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать слова, формировать интонационную выразительность речи. Текст, фотографии, иллюстрации с изображением различных народов России

2 неделя Заучивание стихотворения В. Степанова «Российская семья»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Рисование «Человек» Развивать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать дружеские отношения в совместной игровой деятельности. Текст, иллюстрации, расходные материалы для продуктивной деятельности.

3 неделя Беседа о доме.

Чтение и заучивание стихотворения В. Степанова «Наш дом»

Физкультминутка «Дом большой» Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Расширять активный словарь детей, побуждать детей на речевые высказывания. Текст, иллюстрации

4 неделя Проблемная ситуация:

сломался дом.

Сюжетно-ролевая игра «Мы – строители»

Разучивание пословицы «В гостях хорошо, а дома лучше» Знакомить с некоторыми трудовыми действиями, из которых состоит работа строителя. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Развивать память. Конструктор, атрибуты для с/р игры

Ноябрь

1 неделя Беседа о государственном празднике «День народного единства»

Чтение стихотворений В. Степанова «Герб России» и «Флаг России»

Дидактическая игра «Собери картинку» Формировать представление о государственном празднике. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать слуховое и зрительное внимание. Учить строить речевое высказывание при проведении беседы. Флаг, герб, разрезные картинки, текст

2 неделя Беседа о Москве.

Заучивание стихотворения В. Степанова «Москва»

Логоритмика «Мы по городу шагаем» Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Расширять активный словарь детей, побуждать детей на речевые высказывания. Текст произведения, иллюстрации с изображением Москвы

3 неделя Беседа «Золотое кольцо России»

Чтение стихотворения В. Степанова «Золотое кольцо»

Рассматривание иллюстраций с изображением храмов

Логоритмика «Мы по городу шагаем» Формировать представление о городах России. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать слуховое и зрительное внимание. Учить строить речевое высказывание при проведении беседы и работе с иллюстрациями. Иллюстрации, текст

4 неделя Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о добре и зле

Игровое упражнение «Колокол добра»

Рисование «Колокольчик» Учить строить речевое высказывание при обсуждении пословиц

На примере пословиц и поговорок воспитывать у детей положительные качества

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Текст пословиц

Колокольчик

Материалы для изодеятельности

Декабрь

1 неделя Беседа «Русская матрешка»

Чтение стихотворения В. Берестова «Матрешки»

Рисование матрешки Учить строить речевое высказывание при проведении беседы. Развивать слуховое и зрительное внимание. Текст, иллюстрации, расходные материалы для продуктивной деятельности

2 неделя Беседа о народных промыслах

Рассматривание расписных предметов и дымковских игрушек

Чтение стихотворения Л. Осиповой «Дымковская игрушка»

Лепка по мотивам народных промыслов Учить строить речевое высказывание при проведении беседы и работе с предметами народных промыслов. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Учить передавать в работе с пластилином основные мотивы русских народных промыслов Текст, иллюстрации, предметы, народные игрушки, расходные материалы для продуктивной деятельности

3 неделя Чтение стихотворения В. Степанова «Тульский самовар»

Рассматривание иллюстраций

Разучивание народной пословицы «Доброму гостю хозяин рад»

Сюжетно-ролевая игра «В гостях» Развивать интерес к стихотворениям. Развивать слуховое внимание. Учить строить речевое высказывание при объяснении пословицы. Воспитывать дружеские отношения в совместной игровой деятельности. Текст, иллюстрации, атрибуты для сюжетно-ролевой игры

4 неделя Беседа «Любимые праздники»

Выразительное чтение новогодних стихов

Рисование «Что от Года Нового ждем мы каждый раз?» Вызвать положительный эмоциональный отклик к беседе о праздниках. Упражнять в выразительном чтении. Формировать умение воплощать в рисунке свои впечатления о предстоящем празднике. Расходные материалы для продуктивной деятельности

Январь

2 неделя Чтение стихотворения В. Степанова «Праздник в тундре»

Рассматривание иллюстраций с изображением образа жизни народов Крайнего Севера

Подвижная игра «Два Мороза» Формировать представления об образе жизни народов Крайнего Севера. Развивать интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций. Воспитывать дружеские отношения в совместной игровой деятельности. Текст, иллюстрации, атрибуты для проведения подвижной игры

3 неделя Беседа о животных Дальнего Востока и Крайнего Севера

Чтение и заучивание стихотворений В. Степанова «На дальнем Востоке» и «Таежная картинка»

Рассматривание предметных картинок с изображением животных

Сюжетно-ролевая игра «Эколята - спасатели» Учить строить речевое высказывание при проведении беседы. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Текст, иллюстрации, атрибуты для сюжетно-ролевой игры

4 неделя Чтение стихотворения В. Степанова «На Кавказе»

Просмотр презентации «Кавказ»

Аппликация «Снежные вершины» в нетрадиционной технике (мятая бумага)

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Учить строить речевое высказывание при обсуждении произведения. Развивать творческие способности. Текст, иллюстрации, презентация, расходные материалы для продуктивной деятельности

Февраль

1 неделя Беседа «Моя Малая Родина»

Рассматривание фотоальбома «Михайловск – мой родной город»

Логоритмика «Мы по городу шагаем» Формировать представления о Малой Родине. Учить строить речевое высказывание при проведении беседы. Фотоальбом

2 неделя Беседа о казаках

Рассматривание предметов быта ставропольского казачества

Разучивание пословицы «Казак сам не поест, а коня накормит» Формировать представление о казачестве. Учить строить речевое высказывание при проведении беседы и объяснении пословицы Иллюстрации, предметы быта казаков

3 неделя Беседа «День Защитника Отечества»

Загадывание загадок о воинской службе

Игры на словообразование в лексической теме «Наша армия»

Разучивание стихотворения В. Степанова «Суворовец» Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Активизировать речь детей. Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям. Развивать логическое мышление при проведении дидактической игры и отгадывании загадок Предметные картинки из серии «Наша армия», текст, иллюстрации

4 неделя Повторение пословиц и поговорок о защитниках Отечества

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

Прослушивание песни дружинников из к/ф «Финист – Ясный сокол» Активизировать речь детей. Воспитывать интерес к родной истории, чувство сопричастности к заслугам защитников Отечества. Формировать представления о военных музыкальных произведениях Репродукция картины «Богатыри»

Аудиозапись

Март

1 неделя Беседа о Международном Женском Дне

Разучивание стихотворения В. Степанова «Подарок»

Рисование «Подарок маме» Вызвать положительный эмоциональный отклик к празднику мам и бабушек.

Учить строить речевое высказывание при проведении беседы. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Развивать художественный вкус. Текст, иллюстрации, расходные материалы для продуктивной деятельности

2 неделя Чтение сказки Г. Скребицкого «Весенняя песня»

Дидактическое упражнение «Почему птицы возвращаются?»

Рисование «Перелетная птичка» Вызвать положительный эмоциональный отклик к описанному в сказке событию. Формировать представления о птицах Ставропольского края.

Формировать представления о различных техниках рисования (ладошками) Текст, иллюстрации, расходные материалы для продуктивной деятельности

3 неделя Беседа «Красная Книга Ставрополья» с использованием ИКТ-технологии

Сюжетно-ролевая игра «Эколята» Формировать представления о редких видах животных и растений. Продолжать расширять и обогащать словарный запас. Вовлекать детей в коллективную игру, развивать коммуникативные способности. Презентация, атрибуты для проведения сюжетно-ролевой игры

4 неделя Чтение стихотворения В. Степанова «Байкал»

Беседа о реках и озерах России.

Подвижная игра «Море волнуется» Формировать представление о водных ресурсах России. Учить строить речевое высказывание при проведении беседы. Развивать фантазию и пластические качества при проведении подвижной игры Текст, иллюстрации

Апрель

1 неделя Беседа о космосе.

Заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин»

Подвижная игра «Ракета» Учить строить речевое высказывание при проведении беседы. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Портрет, иллюстрации из серии «Космос», текст

2 неделя Занятие на прогулке «Сделаем нашу Родину краше».

Беседа «Труд людей весной».

Игровое упражнение «Любим мы трудиться»

Воспитывать желание трудиться на благо страны, беречь и приумножать природные богатства России. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Инструменты для уборки территории участка и посадки деревьев и кустарников

3 неделя Чтение былины об Илье Муромце

Разучивание пословицы «Жить – Родине служить»

Подвижная игра «Мы веселые ребята» Вызвать у детей эмоционально-патриотические чувства при чтении былины. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Текст, иллюстрации

4 неделя Беседа «Праздник Светлой Пасхи»

Роспись пасхальных яичек

Формировать представления о церковной культуре России. Воспитывать толерантное отношение к различным религиозным конфессиям. Продолжать знакомить с народной росписью. Иллюстрации, аудиозапись, заготовки яичек

Май

2 неделя Чтение стихотворения В. Степанова «Рассказ ветерана»

Беседа о Празднике Победы Вызвать у детей эмоционально-патриотические чувства при чтении стихотворения

Текст, иллюстрации

3 неделя Конкурс чтецов «Любимые стихи о Родине» Совершенствовать выразительное и эмоциональное чтение Аудиозапись для музыкального сопровождения

4 неделя Создание слайд-шоу Просмотреть с детьми фото- и видеоматериалы игровой деятельности за учебный год. Учить детей делиться впечатлениями от увиденного, формулировать свои мысли, строить речевое высказывание. Презентация

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при реализации проекта

Месяц Мероприятие

сентябрь Ознакомление родителей с планом работы по проекту.

Консультация для родителей в родительских уголках «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Оформление рекомендаций для родителей «Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?»

Привлечение родителей к оформлению книжных уголков, изготовлению атрибутов для подвижных игр

октябрь Оформление папки передвижки «Читать книги хорошая привычка»

Домашнее задание: совместное творчество детей и родителей по теме проекта

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

ноябрь Памятка «Воспитываем патриотов с детства»

Консультация «Играем вместе с детьми»

декабрь Консультация «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»

Выставка творческих работ «Новогодняя игрушка в народном стиле»

январь Памятка «Как научить ребенка учить стихи»

Консультация «Приобщение к истории, культуре и традициям России»

февраль Памятка «Как знакомить ребенка с родным краем»

Консультация «Воспитание чувства любви к своей Малой Родине»

март Консультация «Как научить ребенка бережному отношению к окружающей природе»

апрель Памятка «Внимание! Первоцветы»

Подготовка детей к конкурсу чтецов «Любимые стихи о Родине»

май Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать»

Консультация «Роль песни в русской армии»

Презентация проекта (слайд-шоу) на родительском собрании.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Фотоотчет по изготовлению стенгазеты «Наша Родина — Россия» в младшей дошкольной группеФотоотчет по изготовлению стенгазеты «Наша Родина — Россия» в младшей дошкольной группе Фотоотчет по изготовлению стенгазеты: "Наша родина - Россия"в младшей дошкольной группе. Сегодня мы празднуем День России. Это праздник.

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Россия — Родина моя» Тема: «Россия – Родина моя!» Цель. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины.

Конспект ООД по развитию речи «Наша Родина — Россия» в подготовительной логопедической группеКонспект ООД по развитию речи «Наша Родина — Россия» в подготовительной логопедической группе Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия».

Квест-игра по патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия» в подготовительной группеКвест-игра по патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия» в подготовительной группе Цель: формирование познавательных способностей в процессе игры. Задачи: Обучающая: формировать знания детей о своей Родине, отвечать на.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия» Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Закрепить знания детей о государственных.

Конспект НОД в старшей группе «Наша Родина — Россия» Цель: Воспитание любви и уважение к Родине, её истории, культуре. Задачи: 1. Расширять представление детей о России как стране, в которой.

Занятие «Наша Родина — Россия» в старшей группеЗанятие «Наша Родина — Россия» в старшей группе Доброго время суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию комплексное занятие на тему "Наша Родина- Россия!". Цели: актуализировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи и познавательных способностей «Наша Родина — Россия» в подготовительной группе
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 13:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД