Лучший педагог года

Проект по региональному компоненту «История, культура и быт Донского казачества»

Ирина Буркова
Проект по региональному компоненту «История, культура и быт Донского казачества»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад первой категории №21

г. Шахты Ростовской области

___

346516 Ростовская область, г. Шахты ул. Красинская, 57-а тел. : 26 -87 -42

Автор проекта :

воспитатель

Буркова

Ирина Владимировна.

г. Шахты

2017г.

ПРОЕКТ

«Духовно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и быту

Донского казачества»

Автор проекта : Буркова Ирина Владимировна.

Публикация «Проект по региональному компоненту „История, культура и быт Донского казачества“» размещена в разделах

Продолжительность проекта : 9 месяцев.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Участники проекта : воспитанники, воспитатель, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества, зарождение в их сознании чувства любви к Родине, принадлежности к великому народу.

Пополнение мини-музея «Казачья горница».

Создание портфолио воспитанников.

Задачи:

Развитие познавательной активности детей.

Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Ознакомление детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта);

Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта.

Воспитание положительных качеств личности, сохраняя индивидуальность каждого ребенка;

Гипотеза: приобщение детей к истокам народных традиций является эффективным средством развития познавательной активности, творческого мышления, становления духовно-нравственной, гармоничной личности.

Проблема: необходимость обращения к истокам национальной культуры с целью возрождения традиций народа для воспитания истинного гражданина, любящего свою Родину.

Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодежи.

Глава 1.

Теоретическое обоснование проблемы.

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. По мнению Б. М. Неменского, в этом возрасте «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа в первые годы жизни он активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт. У него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности» (45; с. 142).

Общеизвестно, что в детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира - система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Таким образом, дошкольное детство - это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры, общечеловеческим ценностям и традициям народа. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность (46; с. 12).

В свою очередь, С. А. Козлова, Е. И. Корнеева, Э. К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов (46; с. 12).

Формирование интереса к культуре родного народа, к культуре края в младшем дошкольном возрасте идёт через формирование эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира; в среднем дошкольном возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка.

Изучение традиций и обычаев казачества, изучение истории развития донского края, воспитание уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

Итак, чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.

В отборе содержания Проекта я руководствовалась следующими принципами:

Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий создание условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.

Принцип культуросообразности, предусматривающий освоение богатейшего опыта донского казачества, как системы культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.

Принцип природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.

Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.

Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса МБДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.

При разработке проекта ястаралась использовать как можно больше видов казачьего фольклора : подвиных и хороводных игр, песен, обрядовых действ, баек, сказок и т. д., потому что в народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, их быта, культуры, нравственных ценностей, представлений о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Глава 2

Практическая часть.

Алгоритм реализации проекта

Этапы Мероприятия, виды деятельности

1. Подготовительный этап

Работа с детьми:

Диагностика с целью выявления уровня

элементарных знаний о донском крае, казаках.

Работа с родителями:

Мониторинг с целью выявления династий

семей причастных к казакам, знаний

о истории, быте и культуре донских казаков.

2. Основной этап

Работа с детьми НОД:

Тема: «Древняя Русь»

Цель: Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины.

Тема: «Наши предки – славяне» .

Цель: Расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.

Тема: «История казачьего быта»

Цель: Приобщать дошкольников к культуре Донского края.

Тема «Жизнь и труд казаков»

Цель: Расширение знаний детей о жизни и быте первых поселенцев, ознакомление с историей Донского края

Тема: «Генеалогическое древо семьи» (привлечение родителей к созданию семейного генеологического древа совместно с детьми)

Цель: Развивать у детей коммуникативные качества; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям.

Тема: «Казачьему роду нет переводу

Цель: Систематизировать знания о донском края через радостное событие- приход гости.

Тема: «Дон, земля донская, донские казаки»

Цель: Донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему.

Тема: «Возрождение казачества на Дону»

Цель: Обогащать знания детейчто об истории донского казачества – неиссякаеммого источника силы, мужества, верности…

Беседы в «Казачьей горнице»

Тема: «Казак от Дона повёлся», – беседа о месте зарождения казачества.

Тема: «Как воспитывали казака» - познакомить детей с тем, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» - этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.

Тема: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.

Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами.

Тема: «Казаки – люди вольные» - дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди.

Тема: «Языческие праздники» (Святки, Новый год) – раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.

Тема: «Военные походы» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества.

Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами.

Тема: «Архитектура. Православный храм» - дать детям знания об особенностях внешнего вида, символики (купол-небо и т. п.) , внутренних частях храма (притвор, собственно храм и т. д.) , о правилах поведения в храме.

Праздники и развлечения.

(закрепление знаний о традиционных обрядах, праздниках донских казаков)

«Хлеб – всему голова».

«Покров – первое зазимье»

Осенний казачий праздник

«Осень на порог – на стол пирог»

Совместное развлеченение с мамами

«День матери – казачки»

«Святки»

«Масленица»

Праздник 23 февраля

«Казачья воинская слава»

«Как на Пасху куличи…»

Спортивный праздник с родителями

«Казачьи игрища»

3. Предметно- развивающая среда. Создание уголка юного патниота.

Папка «Православные праздники»

Мультимедийные презентации

«Казачий быт» - через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.

«Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.

«Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.

«Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.

«Казачья кухня» - знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.

«Наша донской край» - о красоте родного края.

«Обряды и праздники на Дону» - познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией донских казаков.

Оборудование «Казачьей горницы»

4. Работа с родителями

Взаимодействие со специалистами. Консультации

«Без прошлого нет будущего»,

«Воспитание детей в казачьих семьях»

Родительское собрание

«Воспитание любви к родному краю в семье»

Изготовление казачьихкостюмов.

Пополнение экспонатами мини-музея «Казачьей горницы», из предметов казачьей утвари и семейных реликвий.

Организация экскурсии в :

Шахтинский Я. П. Баклановаказачий кадетский корпус;

Городской краеведческий музей.

5. Предполагаемый результат. Выявить родителей, связанных с историей казачества.

Пополнить фотографиями, предметами быта, мини-музей «Казачьей горницы».

Обобщить передовой педагогический опыт.

Оформить портфолио воспитанников

6. Заключительный этап. Мониторинг результативности.

Обработка и оформление материалов Проекта.

Публикации по теме:

Отчет о работе с детьми старшей-подготовительной группы по национально-региональному компоненту Отчет работы с детьми старшей-подготовительной группы по национально-региональному компоненту. В рамках реализации национально-регионального.

Конспект НОД по региональному компоненту Слайд 1 Конспект Непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Б» «Чудеса Яснополянской.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной к школе группы на тему «Герб и флаг» Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной к школе группы на тему:»Герб и флаг» Цель: Обобщение элементарных представлений.

Музыкально-литературный час по региональному компоненту «Мы по городу идём»Музыкально-литературный час по региональному компоненту «Мы по городу идём» Музыкально-литературный час по региональному компоненту "Мы по городу идём" Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Отчет по региональному компонентуОтчет по региональному компоненту Авторы: Семенова Е. С., Матвеева А. С. Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных.

Парциальная программа по региональному компоненту «Земля донская, Шолоховский край» Приложение 1. Парциальная программа по региональному компоненту «Земля донская, Шолоховский край». Цель: Пробуждение интереса к истории.

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по региональному компоненту Тема, цель, итоговое мероприятие по теме Вид деятельности Формы организации совместной взросло – детской (партнерской) деятельности Самостоятельная.

Перспективный план по приобщению детей к региональному компоненту в средней группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по приобщению детей к региональному компоненту в средней группе. Месяц Задачи Специально-организованная деятельность.

Проект «Быт и культура славянского народа» Цель проекта: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры славянского народа. Задачи: Познакомить с историей и культурой.

Викторина по национально-региональному компоненту Викторина по национально-региональному компоненту Моя малая Родина – республика Бурятия Воспитатель: Лоскутникова Любовь Фадеевна 1. Как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по региональному компоненту «История, культура и быт Донского казачества»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 20:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД