Получи документы

Проект по экологическому образованию детей в условиях ДОУ в подготовительной группе «Загадочный мир насекомых»

Ольга Николаева
Проект по экологическому образованию детей в условиях ДОУ в подготовительной группе «Загадочный мир насекомых»

Пояснительная записка

Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к знаниям выпускников ДОУ.

Формирование умения вести исследования в процессе выполнения проекта – это сложный, длительный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на любознательность, эмоции, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Актуальность

Публикация «Проект по экологическому образованию детей в условиях ДОУ в подготовительной группе „Загадочный мир насекомых“» размещена в разделах

Детям старшего дошкольного возраста интересно содержание окружающих их объектов и явлений,и поэтому им необходима система в развитии у них познавательной активности с помощью исследовательской деятельности. Актуальностью данного проекта является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения, так как в современных условиях такое поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. В процессе исследования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

Цель проекта :

Формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

Задачи проекта :

Образовательные :

Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях,об относительности деления насекомых на полезные и вредные;

закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к природе;

формировать навыки исследовательской деятельности;

воспитание устойчивого интереса к жизнедеятельности насекомых, об их необходимости в экосистеме.

Развивающие:

Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки;

развитие творческих способностей, речи, мышления.

Обоснование проблемы

В любом месте на прогулке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Но большинство современных детей редко обращают на это внимание. Поэтому для полноценного восприятия окружающей детей природы начать необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Приоритеты проекта

Больше узнать о насекомых нам может помочь проектно-исследовательская деятельность. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Участники проекта

Дети и воспитатели подготовительной группы, родители детей.

Возраст детей –6-7 лет.

Срок реализации - долгосрочный.

Интеграция образовательных областей :

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Физическое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

Вид проекта : групповой (коллективный).

Тип проекта : информационно-исследовательский.

Педагогические технологии, формы, методы и приемы, используемые при реализации проекта.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. В процессе игр дети исследуют проблемные ситуации. Выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идёт обучение.

Метод наблюдения– относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.

Ресурсное обеспечение:

Методическая литература о проектной деятельности.

Художественная и специальная литература по теме.

Материал для практической работы (гуашь, кисточки, карандаши, пластилин).

Наглядный материал (картинки, фотографии, книги, альбомы).

Ожидаемый результат:

Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.

Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.

Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых

Развитие умения рассуждать, наблюдать.

Развитие речи у детей, активного словаря.

Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный (организационный) этап:

Определение темы проекта;

Формулировка цели и определение задач;

Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

Подбор материалов по теме проекта ( подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п. ; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин) и т. п.).

Составление плана основного этапа проекта

2. Основной этап:

Планируемая деятельность по образовательным областям :

Социально-коммуникативное развитие

Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;

Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»

Составление рассказов о насекомых.

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи»

Познавательное развитие

Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт», «Друзья спешат на день рождения к паучку», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;

Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;

Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);

Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К. Чуковского;

ООД «Насекомые»;

Конструирование книжек - малышек;

Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД.

Речевое развитие

Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;

Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;

Составление описательных загадок про насекомых;

Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;

ООД «Ох, уж эти бабочки»;

ООД «Бабочка»;

Сочинение стихов и сказок о насекомых.

Чтение произведений:

-К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

-Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,

-В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Художественно-эстетическое развитие

ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;

ООД по лепке «Бабочка на листочке»;

Оформление книжек – малышек;

Пение песен и частушек о насекомых;

Физическое развитие

Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;

Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;

Артикуляционная гимнастика «Оса»;

Гимнастика для глаз «Стрекоза»;

Релаксация под звуки природы;

Физкультминутка «Сороконожка»;

Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;

Работа с родителями

Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.

Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).

Оформление информационного стенда.

Проведение консультации по темам:

o «Что читать детям о насекомых»;

o «Как учить с детьми стихи дома»;

o «Расскажите о насекомых»;

o «На природу с ребенком».

Совместное творчество родителей и детей : изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.

Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».

3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).

Продукт проектной деятельности :

Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.

Книжки – малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.

Обобщение опыта полученного в ходе реализации проекта.

Публикации по теме:

Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы»Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Авторское многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Интеграция образовательных.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Проект по экологическому образованию в первой младшей группе «Наши пернатые друзья» Сроки реализации: сентябрь – декабрь Участниками проекта являются: 1. Воспитатели 2. Воспитанники группы (возраст от 1,5-3 лет) 3. Родители.

Проект в подготовительной группе «Этот загадочный космос»Проект в подготовительной группе «Этот загадочный космос» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 общеразвивающего вида" Проект в подготовительной группе: «Этот загадочный.

Проект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группеПроект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе Цель: Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Проект «Этот загадочный космос» в подготовительной группеПроект «Этот загадочный космос» в подготовительной группе Тема проекта: «Этот загадочный Космос» Авторы проекта: воспитатели: Чопа С. А, Мороз А. А. Тип проекта: информационно-исследовательский Участники.

Проект «Этот загадочный космос» для подготовительной группыПроект «Этот загадочный космос» для подготовительной группы Проект «Этот загадочный космос» подготовительная группа. Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Участники проекта: дети.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Естественнонаучный проект для детей подготовительной группы «Удивительный и разнообразный мир насекомых»Естественнонаучный проект для детей подготовительной группы «Удивительный и разнообразный мир насекомых» .

Выступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольниковВыступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольников Подводя итоги 2017 года как года экологии, 14.12.2017 года Центр дошкольного образования г. Пензы проводил фестиваль по экологическому образованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому образованию детей в условиях ДОУ в подготовительной группе «Загадочный мир насекомых»
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 14:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД