Надежда Урёкина
Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Азбука здорового питания»
▼ Скачать + Заказать документы
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
(дошкольное отделение)
Образовательный проект по здоровьесбережению
в старшей группе №1 на тему :
«Азбука здорового питания»
Подготовила:
воспитатель Урёкина Н. И. ,
высшая квалификационная категория
Г. о. Подольск, 2021 - 2022 г.
Публикация «Проект по здоровьесбережению в старшей группе „Азбука здорового питания“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Информационная карта проекта.
Организация: МОУ СОШ № 20 (дошкольное отделение)
Адрес организации: Московская область, г. о. Подольск, ул. Литейная, д. 35 Б. Автор проекта : воспитатель Урёкина Н. И.
Тип проекта : долгосрочный (11.10.2021 по 20.05.2022 г., познавательно - исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети старшей группы №1, родители воспитанников; воспитатели.
Актуальность проблемы:
Современные реалии не располагают к совместному времяпрепровождению. Напряжённый ритм жизни, постоянная занятость, чрезмерные учебные и профессиональные нагрузки препятствуют тому, чтобы все члены семьи собирались за одним столом, обговаривали планы на день, обсуждали текущие вопросы.
Фаст-фуд – беда современности. Он несет с собой искажение традиционной совместной трапезы: сбор всей семьи за красиво накрытым столом, неспешная беседа, наслаждение простыми, вкусными и полезными блюдами.
Важной особенностью русской обеденной культуры было то, что она не предполагала какого-то пиршества. Обед проходил по принципу «делу – время, потехе – час». В определенный момент дня делался перерыв, люди собирались вместе, произносили молитвы и садились за стол. Отношение к пище было аккуратным и сдержанным.
Правильное питание очень важно для развития ребенка и укрепления его физического здоровья. У детей дошкольного возраста формируются навыки и привычки, черты характера, сопровождающие человека всю оставшуюся жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, на 10-20% - от состояния окружающей среды, на 8-12% - от уровня здравоохранения и на 50-70% - от образа жизни.
Дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пище натуральные овощи и фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья.
Поэтому очень важно вырабатывать у детей полезную для здоровья привычку употреблять в пищу овощи и фрукты в разных видах. Для этого был выбран метод проекта.
Цель проекта : формирование у детей ясных представлений о здоровом питании для наилучшего роста детского организма; о пользе овощей и фруктов, о содержащихся в них витаминах и минералах; об организации правильного здорового питания в детском саду и дома.
Задачи:
Образовательные:
• формировать у детей знания о пользе витаминов во фруктах и овощах, их значении для здоровья человека.
• расширять и уточнять представления о труде взрослых по выращиванию овощей и фруктов.
• формировать интерес к произведениям русского фольклора об овощах, фруктах (загадки, пословицы, поговорки).
Воспитательные :
• Воспитывать у детей желание бережно относиться к своему здоровью.
• Формировать представления о взаимосвязи здоровья и правильного питания.
• Приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
• развивать у детей знания о фруктах, овощах, их способе произрастания (сад, огород);
• развивать сенсорные навыки детей, речь, словарный запас, познавательный интерес детей;
• развивать творческие способности в процессе решения проблемных смоделированных ситуаций, в процессе поисковой деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Дети знают и называют овощи, фрукты по внешнему виду (цвету, вкусу);
2. Дети понимают, что фрукты растут в саду, а овощи - на огороде;
3. У детей сформированы представления о пользе витаминов;
4. Развиты познавательно-исследовательские, творческие способности;
5. Повышение речевой активности, активизация словаря по теме: «Овощи», «Фрукты», «Витамины».
Этапы реализации проекта :
1 этап: Подготовительный.
- Создание предметно-развивающей среды;
- Накопление «информационного багажа» по теме проекта;
- Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме;
- Подбор дидактических и настольно-печатных игр;
- Создание альбома «Пословицы, поговорки и загадки об овощах и фруктах»;
- Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости их участия в нем.
- Анкетирование родителей «Питание вашего ребенка»;
- Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра мультипликационных фильмов, обсуждения.
Создание развивающей среды:
• Внести в группу наглядный материал по темам «Фрукты», «Овощи»;
• Пополнить уголок книги следующими произведениями: Ю. Тувима «Овощи», «Мешок яблок» В. Сутеева, «Сказка про фрукты» Е. Бацевой, «Вершки и корешки» русская народная сказка, «Пых».
• Внести дидактические и настольные игры:
• «Фрукт или овощ?»
• «Четвертый лишний»
• «Цвет, форма, размер»
• «Разрезные картинки»
• Пополнить уголок природы дидактическими и настольно-печатными играми: развивающая игра: «Что где растет?»; «Развивающее лото. Фрукты и овощи».
• Игра «Что где растет»
• «Развивающее лото. Фрукты и овощи»
• Предоставить раскраски на темы «Овощи и фрукты», «Листья».
• Создание в уголке природы познавательной картины «Осень, ее признаки».
2 этап: Основной.
• Беседы: «Что нам осень принесла?», «Витамины с грядки», «Овощи и фрукты — полезные продукты».
• ООД по ознакомлению с окружающим миром: «Что нам осень принесла?», «Фрукты и овощи».
• Дидактические, игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Найди, что покажу», «Вершки и корешки», «Чего не стало?», «Разложи на тарелочки».
• Настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Разрезные картинки», «Сад- огород», «Домино», пазлы: «Фрукт или овощ?».
• Подвижные игры: «Урожай», «Огуречик-огуречик».
• Разучивание стихотворения С. Михалкова «Овощи».
• Загадывание загадок по темам: «Овощи», «Фрукты».
• Лепка овощей и фруктов, «Магазин овощей и фруктов», «Большие и маленькие морковки».
• Рисование: «Ваза с фруктами».
• Аппликация: «Заготовки на зиму».
• Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим», «Будем мы варить компот», "Мы делили апельсин", "Вырос у нас чесночок. ".
Самостоятельная деятельность детей:
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», сюжеты: «Делаем салат», «Готовим с мамой обед», «Варим компот из фруктов»; «Магазин овощей», «Больница».
• Рассматривание картинок, плакатов с изображением овощей, фруктов.
• Раскрашивание раскрасок: «Осенние листья», «На яблоне поспели яблоки».
• Работа с трафаретами «Овощи, фрукты» в уголке творчества.
• Лепка по замыслу «Овощи, фрукты».
Взаимодействие с семьей:
• Совершение родителями и детьми прогулок в сад и огород (по возможности, наблюдение за работами на огородах и в садах).
• Консультация для родителей: «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Витаминная азбука».
Заключительный этап:
• Оформление консультации для родителей «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты»;
• Оформление выставки «Дары осени»;
• Рекомендации по теме: «Овощи и фрукты – полезные продукты» : развивающие игры».
• Участие в конкурсах «Я бабушку свою люблю», «Праздничное блюдо к 9 Мая» - приготовление салатов по рецептам, создание видеофильмов.
Заключение:
Таким образом, в результате проведенной работы с детьми по теме «Азбука здорового питания», обобщили и систематизировали знания о месте произрастания овощей и фруктов, их названиях, индивидуальной характеристики и классификации. У детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, фрукты, овощи в салатах.
Большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом. Дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе. Ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов; научились различать полезные и вредные продукты питания.
Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей более сплотила наш коллектив детей и взрослых. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Азбука здорового питания» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания дома.
Приложение 1.
Организованная образовательная деятельность
в старшей группе №1.
«Овощи и фрукты — полезные продукты»
Цель: формирование представлений детей о полезной пище, об овощах и фруктах, полезных для организма детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать первоначальные представления о витаминах А, В, С,Д.
2. Различать витаминосодержащие продукты питания (овощи, фрукты).
3. Познакомить детей, как витамины влияют на организм человека.
4. Учить детей классифицировать овощи и фрукты.
5. Формировать умение клеить овощи и фрукты из готовых форм.
6. Вызывать интерес и потребность к правильному питанию.
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, речевые способности детей.
Воспитательные :
1. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
2. Вызывать интерес и потребность к правильному питанию. Ход занятия.
Дети входят в группу, здороваются.
Воспитатель : Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся
Дети: Здравствуй, утро нежное!
Здравствуй, детский сад!
Здравствуй, добрый друг!
Здравствуй, все вокруг!
Очень рады мы гостям -
Теплоту мы дарим вам!
Воспитатель :
А знаете, дети, вы ведь не просто здоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте!» А это значит – «здоровья желаю»!
И сейчас мы с вами поговорим о том, что помогает нам быть здоровыми, сильными, крепкими. Поговорим о продуктах питания и витаминах, которые в них содержатся.
Воспитатель :
Витамины – не таблетки!
Они живут в продуктах,
Овощах и фруктах.
Они несут здоровье нам,
И большим и малышам!
Воспитатель : Дети, а вы знаете, что витамины - это вещества, которые содержатся в овощах и фруктах. Они очень полезны для организма человека. Они делают овощи и фрукты вкусными и полезными. Витаминов много, но самые главные А, В, С, Д. Давайте познакомимся с ними!
Витамин А содержится в моркови, в овощах и фруктах красного и оранжевого цвета: в помидоре, в красном сладком перце, в тыкве, в мандарине. Он полезен для роста и зрения.
Витамин В содержится в горохе, в фасоли, в гречневой, в пшенной, овсяной крупе; в мясе курицы, молоке. Витамин В помогает работе сердца. Когда его не хватает – человек плохо спит, много плачет.
Витамин С – в смородине, в яблоке, луке, лимоне, в апельсине, в кислой капусте. Витамин С укрепляет весь организм, защищает от простуды.
Витамин Д содержится в рыбьем жире, в молочных продуктах, сыре, яйцах, твороге, грибах.
Воспитатель : Никогда не унывает
И с улыбкой на лице –
Тот, кто часто принимает
Витамины: А, В, С, D.
Воспитатель : А теперь, дети, давайте поговорим о том, зачем нашему организму нужны витамины.
• Для чего нужен витамин А?
(Чтобы быстро расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы.)
Витамин А нужен для зрения.
• Для чего нужен витамин B ?
(Чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит.)
Витамин В помогает работе сердца:
Когда его не хватает – человек плохо спит, много плачет.
• Для чего нужен витамин C?
(Чтобы реже простужаться, быть бодрым, если заболел, то быстрее выздоравливать.)
Витамин С укрепляет весь организм:
• Для чего нужен витамин D?
(Он необходим для хорошей работы сердца)
Витамин D делает наши кости крепкими.
Воспитатель : Чтобы здоровье было в порядке,
Начинаем день с зарядки.
(Выполнение ритмической гимнастики детьми под музыку).
(Звучит громкая музыка, овощи ссорятся)
Воспитатель : Ой, ребята, а что это доносится с наших грядок. О чём спорят наши овощи?
Инсценировка «Овощной спор».
Воспитатель :
Вели однажды жаркий спор
Горох, Морковь и Помидор:
Кто для людей всего важней,
Кто полезней, кто вкусней?
Морковь с достоинством сказала:
- У меня заслуг немало!
Во мне особый витамин
– Незаменимый каротин.
Чтоб кожа бархатной была,
И слепота не подвела,
Всегда останусь я в цене,
Я всем нужна, поверьте мне!
А я – Зелёный Огурец,
Витаминный удалец!
Летом я на грядке зрею,
А зимой – в оранжерее.
Все со мной дружить хотят,
Ведь меня со всем едят:
В бутерброде, и с картошкой,
И в салате – вилкой, ложкой,
В завтрак, в ужин, и в обед.
Ничего полезней нет!
Вступил Картофель в разговор:
- Вы говорите сущий вздор!
Я защищаю свой мундир,
Я - с давних лет для всех кумир!
Я вам серьё зно говорю:
Народ я досыта кормлю.
И все считаются со мной,
Не зря зовусь я – хлеб второй!
Но возразил ему Горох:
- Не понимаю, я чем плох?
Мне не дают покоя мышки, Очень любят ребятишки.
Я слаще мёда и конфет,
Замены мне сегодня нет!
Вздохнула Сочная Капуста:
- Как без меня на кухне пусто!
Не буду скромничать, друзья,
Но без меня прожить нельзя!
Мои тугие кочаны
Сплошь витаминами полны.
Тут Свёкла вся раскипятилась,
Багровой краской залилась:
- И мне замены не найдёшь,
Без меня не сваришь борщ!
Во мне белки и углеводы,
Мной засевают огороды!
Вы кончайте глупый спор,
Всех важнее Помидор!
Раскрасавец хоть куда,
Я не овощ, я звезда!
Не нужно ссориться, друзья!
Живите, как одна семья.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения!
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус,
И решать я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Все вместе: Ешьте больше овощей – будете вы здоровей!
(Дети исполняют песню).
Воспитатель : А сейчас мы выполним объёмную аппликацию «Овощи и фрукты».
Воспитатель :
Перед нами лежат заготовки овощей и фруктов.
Складываем каждую заготовку пополам.
Пальцем аккуратно проглаживаем линию сгиба.
Затем наносим клей на одну из половинок и склеиваем их так, чтобы вторые половинки остались свободными.
Разворачиваем все фрукты, делаем их объемными.
Воспитатель : Дети, вы все сегодня такие молодцы! Ваши поделки украсят нашу приёмную! Для того чтобы в организме было много полезных витаминов, и они приносили большую пользу, нужно есть овощи и фрукты каждый день! Пусть ваше здоровье будет всегда крепким!
Список использованной литературы:
1. Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2015;
2. «Проектная деятельность дошкольников» - Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2016;
3. «Развитие познавательных способностей дошкольников» - Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2016;
4. «Современные формы организации детских видов деятельности» - Л. Л. Тимофеева, Центр Педагогического Образования, М., 2015 г.
5. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2016;
6. «Формирование целостной картины мира» - под ред. О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой - Центр Педагогического Образования, М., 2018 г.