Папки-передвижки

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Зимующие птицы нашего города»

Елена Маслова
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Зимующие птицы нашего города»

Проект познавательно - исследовательской деятельности «Зимующие птицы нашего города»

Введение

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной

большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э. Н. Голованова

Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности „Зимующие птицы нашего города“» размещена в разделах

Пояснительная записка: Однажды, придя в детский сад после выходных дней, дети стали делиться впечатлениями: кто-то ходил с семьей в кино, кто-то на каток, а кто-то просто ходил гулять с родителями по паркам и скверам города. А Василиса М. рассказала, как ездила в станицу к дедушке с бабушкой и там кормила домашних птиц: уток, гусей, кур. Так же она рассказала, что во время кормления домашних птиц на подворье прилетают воробьи и голуби и совсем не боятся людей. К рассказу присоединилась Соня Е., которая рассказала о том, что на улице Свердлова около рынка подкармливают люди птиц. Большой стаей слетаются они на рассыпанные зерна и крошки и при этом не боятся людей. А Саша С. рассказал, что по пути в детский сад, напротив железнодорожного вокзала, видел в глубине кустов серые шарики – оказалось, что это была стая нахохлившихся воробьев. Он обратил внимание, что когда на дороге нет машин, птицы слетаются к дороге в поиске зерен, т. к. там проезжают грузовые машины с зерном, и зерна часто высыпаются на проезжую часть. Так же он обратил внимание, что птицы боятся приближения человека: как только кто-то подходит к кусту птицы быстро вспархивают и перелетают на безопасное место.

Ребят заинтересовали рассказы детей, и они решили узнать: какие птицы зимуют в Краснодарском крае и какой корм им необходим, почему именно зимой необходимо помогать птицам.

Актуальность проекта: Роль птиц в природе значительна благодаря разнообразию их деятельности и большому количеству. Все птицы считаются полезными, т. к. они истребляют насекомых, массовых вредителей культурных растений. Мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах родного города, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Как же живется нашим пернатым друзьям в зимнее время?

В зимнее время доступной пищи становится очень мало, и потребность в ней возрастает. Естественный корм для птиц становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Зимой птицы у кормушки находят своё единственное спасенье в своей нелёгкой птичьей жизни. Наблюдение за птицами у кормушки очень занимательно, это хороший способ проведения отдыха на природе; из таких наблюдений можно узнать многое о мире птиц.

Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах, ответственного и бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

Актуализировать знания детей о зимующих птицах своего города;

Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём наблюдения за птицами;

Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение сравнивать посредством наблюдений, специальных игр и упражнений;

Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятия.

Наша задача – расширить знания детей о птицах, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; какой корм нужен для каждого вида птиц; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное время года.

Основная часть:

Для того чтобы получить нужную информацию о поведении птиц, дети обратились ко мне - воспитателю. Вместе с детьми составили план реализации проекта; запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т. д.

Были сформированы вопросы:

- Какие птицы обитают в нашем регионе?

- Как привлечь птиц к кормушке?

- Одинаковый ли корм нужен всем птицам?

- Почему одни птицы не боятся людей и подлетают к кормушке даже в присутствии человека, а другие вспархивают и улетаю?

- Почему птицы зимой постоянно в движении?

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

• Обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями.

• Создание условий для реализации проекта.

• Перспективное планирование проекта.

• Разработка и накопление методических материалов по теме.

2 этап – основной (практический)

• Получение информации из различных источников (литература интернет наблюдения) о зимующих птицах.

• Продуктивная деятельность (рисование лепка изготовление масок для подвижных игр).

• Заучивание стихотворений о зимующих птиц.

• Отгадывание загадок про зимующих птиц.

• Рассматривание зимующих птиц в иллюстрациях книг и журналов, принести книги в детский сад.

• Изготовление кормушек из разных материалов.

3 этап – заключительный

• Презентация проекта лепбук «Зимующие птицы».

В ходе обсуждения проекта по изучению жизни птиц в зимнее время с детьми был составлен план его реализации: ребята предложили обратиться к народному фольклору (найти загадки, пословицы, народные приметы, чтение литературы (стихи, рассказы); рассказать детям младших групп о зимующих птицах, изготовить для них (детей) сувениры. Изготовить настольно – печатные игры: «Собери картинку», «Зимующие птицы», Лото «Птицы». Для привлечения взрослых (родителей) дети предложили провести акции «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек из различных материалов). Меня, как воспитателя, попросили помочь в изготовлении буклетов для родителей: «Покормите птиц зимой!», «Берегите птиц!», «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Изучив некоторую информацию о птицах, решили провести наблюдения за птицами, для этого составили план мероприятий, которые помогут нам сопоставить информацию с действительностью:

План:

1. Чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»

Цель: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Чтение рассказа В. Бианки «Сова».

Цель: Учить детей целостно воспринимать содержание произведения, понимать переносное значение слов. Формировать умение рассказывать о повадках лесных животных, опираясь на информацию из рассказа в сочетании с приобретенными ранее знаниями и опытом.

Чтение В. Бианки «Птичий год: зима», М. Богданова «Домашний воробей», Ирис Ревю «Рассказ о снегире», «Рассказ о синице».

Цель: Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

2. Наблюдение: следы птиц на снегу.

Цель: Учить различать на снегу следы отдельных птиц (например, легко узнать следы сороки: около отпечатков ее ног видны полосы - следы длинных крыльев и хвоста при взлете, рассказывать о том, что делала птица, как передвигалась.

3. Презентация «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им; уточнить знания детей о роли человека в жизни зимующих птиц

4. Беседа на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой».

Цель: Предложить детям рассказать, каких птиц они видели на участке, чем они питаются. Поддерживать желание самостоятельно кормить зимующих птиц, воспитывать эмпатию.

5. Наблюдение за птицами.

Цель: Обратить внимание детей на поведение разных птиц на кормушке, предложить охарактеризовать его, отметить, чем отличается поведение крупных и маленьких птиц. Помочь детям установить, в какое время дня прилетают к кормушке птицы, а в какое время улетают. Воспитывать доброе отношение к птицам, поощрять желание заботиться о них.

6. Беседа «Птичья столовая»

Цель: Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.

7. Трудовые поручения: развешивание кормушек для зимующих птиц.

Цель: Предложить детям рассказать правила размещения кормушек, выбрать соответствующие требованиям места. Уточнить и дополнить рассказы о том, как птицы прилетят к кормушкам, чем их нужно кормить.

8. Трудовая деятельность: подкармливание птиц.

Цель: Предложить детям организовать кормление зимующих птиц, выбрать корм в соответствии с тем, какие птицы прилетают к кормушке. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололеда.

9. «Птицы на кормушке» Коллективная работа из пластилина

Цель: Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.

10. «Снегири и синички на веточке» (оригами) Коллективная работа

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.

11. Рисование «Птицы - наши друзья»

Цель: Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

12. Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы», «Покорми птиц».

Цель: Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.

13. Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»

Цель: Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

14. Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

Дидактическая игра «Загадалки».

Цель: Учить детей создавать загадки на основе описания характерных действий или ключевых признаков птиц; использовать образные выражения, сравнения.

Чтобы помочь птицам зимой, надо знать: какие птицы зимуют у нас и чем они кормятся?

Для этого проводились наблюдения за птицам на участке детского сада, на улицах и в парках города. Выяснили, какие птицы прилетают на участок: голуби, воробьи, дятлы, вороны, сороки.

Изучали литературу о том, как птицы приспосабливаются к зимним условиям?

Изучили материал, используя различные источники, нашли ответы на вопросы: Чем питаются птицы? Как лучше и из чего сделать кормушку, где ее разместить, чтобы привлечь большое количество птиц?

Сделали совместно с родителями кормушки для птиц, развесили их на территории детского сада, возле своих домов, в парках. Следили за тем, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Наблюдали за поведением птиц, прилетающих к кормушке. Какие виды птиц посещают кормушку чаще всего? Как относятся птицы разного вида друг к другу?

Чаще всего к кормушкам прилетали синицы и воробьи: лакомством для них были пшено, семечки подсолнечника, хлебные крошки. Для синичек самым лакомым был кусочек сала.

Птицы ведут себя на кормушках по-разному. Воробьи часто ссорятся, отбирают корм друг у друга. Синички любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке. Когда к кормушке подлетает крупная птица – ворона, сорока или голубь – маленькие птички отлетают в сторону.

Заметили, что большое количество птиц чаще всего прилетает к кормушкам в солнечную погоду в первую половину дня. Гораздо меньше птиц можно было наблюдать в пасмурную погоду и во второй половине дня. А вот в дождливую или в ветреную погоду – птиц не было совсем.

Подкармливая птиц, стали замечать, что птицы стали нас меньше бояться и подлетали к кормушкам даже тогда, когда мы были на участке.

Прогуливаясь по паркам и улицам города, подкармливали птиц в местах их большого скопления

Учитывая то, что наш город находится на берегу моря, не забыли и про птиц, обитающих на берегу. Нам стало интересно, а как же эти птицы переносят зиму? Чем питаются они: ведь их не встретишь в парках или в «птичьих столовых». Для этого мы отправились на самый отдаленный участок берега.

Им тоже нелегко приходится в холодное время года. Морские птицы ищут корм на берегу моря: веточки водорослей, выплеснутые морскими волнами, пытаются в море найти рыбу.

Заключение

1. С наступлением холодов естественного корма для птиц нет, поэтому они из садов, полей и лесов небольшими стайками переселятся в город ближе к человеческим жилищам в поисках корма

Зимой птицам голодно, поэтому они прилетают к кормушкам, и для того, чтобы накормить как можно больше птиц нужно много кормушек

2. Для каждого вида птиц нужен определенный вид корма: воробьям -семечки подсолнечника, пшено, хлебные крошки; синичкам - больше всего нравится сало

3. На кормушках птицы ведут себя по-разному: воробьи ссорятся из-за корма, синички радостно раскачиваются на веревочках с салом, голуби – торопливо собирают рассыпанный корм под кормушками или на площадках где люди рассыпают хлебные крошки и разные зерна

4. Зимой дни короче, чем ночь темнеет рано, поэтому птицы прилетают к кормушкам днем, а вечером спят нахохлившись, чтобы сохранить тепло

5. Птицы находятся постоянно в движении в поисках корма и чтобы не замерзнуть. Голодная птица может быстро погибнуть от холода

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная деятельность «Зимующие птицы нашего города»Проектная деятельность «Зимующие птицы нашего города» Проект «Зимующие птицы нашего города». Вид проекта: информационно – исследовательский. Тип проекта: краткосрочный (12.11. по 20.11.2018.

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края»Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с элементами ручного труда в старшей группе «Зимующие птицы»Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с элементами ручного труда в старшей группе «Зимующие птицы» Тема:«Зимующие птицы»Цель: закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие».

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька»Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька» Образовательная область: познавательное развитие. Тема проекта: вода и её свойства. Творческое название: «Капелька» Участники проекта:.

Проект «Зимующие птицы» Информационная карта проекта «Зимующие птицы» Авторы проекта: Корнеева Валентина Владимировна, Назарова Лариса Николаевна. Продолжительность.

Проект «Зимующие птицы» Итоговый практико - значимый проект Тема: «Зимующие птицы» по курсу учебного модуля «Новые подходы к организации образовательного процесса.

Проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» в старшей группе Воспитатель Смирнова Л. А. Тип проекта : познавательно - исследовательский, групповой,.

«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы Таисья Сагалакова «Птицы нашего двора» Тип проекта : познавательно- исследовательский Участники : воспитатели, дети, родители, бабушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Зимующие птицы нашего города»
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 21:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД