Вероника Адаменко
Проект «Познавательное развитие детей с ОВЗ средствами цифровой лаборатории «Наураша»
▼ Скачать + Заказать документы
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться….
Потрогать и подержать в руках,
Послушать….
Понюхать….
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Анна Роговин
Актуальность.
В современных условиях развития общества, в эпоху компьютеризации, когда ребенок уже с малых лет знаком с разного рода электронными устройствами, его ближайшее окружение становится всё более насыщенно электронными игрушками, игровыми приставками, компьютерными играми, гаджетами, формируется новая среда, которая во многом определяет изменение и образовательного пространства дошкольного учреждения, учитывающего современные условия получения всеми детьми образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить равные возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
Публикация «Проект „Познавательное развитие детей с ОВЗ средствами цифровой лаборатории „Наураша“» размещена в разделах
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Поэтому перед собой мы поставили цель найти оптимальные условия для развития дошкольников с ОВЗ, их способности узнавать новое, исследовать, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Изучив все преимущества цифровых лабораторий (Relab Kids, Наураша, EasySense Vu, PROLog, оценив возможности каждой, пришли к выводу, что использование цифровой лаборатории «Наураша» позволить детям с ОВЗ в игровой форме познать азы мира физики, химии, биологии и в дальнейшем применять эти знания в школе.
Цель: Создание оптимальных условий для индивидуализации познавательного развития старших дошкольников с ОВЗ средством использования цифровой лаборатории «Наураша»
Задачи:
1. Изучить теоретическую базу цифровой лаборатории «Наураша»
2. Апробировать в индивидуальной работе со старшими дошкольниками с ОВЗ игры, занятия цифровой лаборатории «Наураша»
3. Разработать картотеку «Занимательные научные занятия со старшими дошкольниками с ОВЗ» и методические рекомендации к ним
4. Внедрить цифровые инструменты лаборатории «Наураша» в дополнительное образование учреждения и обеспечить возможность включения в него старших дошкольников с ОВЗ исходя из индивидуальных образовательных траекторий.
5. Обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей в вопросах развития, расширения, закрепления у старших дошкольников с ОВЗ научно-технических знаний и умений за счет проведения семейных КОПов (краткосрочных образовательных практик)
Описание выдвигаемой идеи
Идея проекта заключается в поиске новых инновационных цифровых технологий для коррекционного обучения. За счет использования цифровой лаборатории «Наураша» будут созданы условия для пробуждения у детей с особенными потребностями собственного интереса к исследованию окружающего мира и стремлению к новым знаниям, совместно с родителями вовлекутся в общую образовательную деятельность, научаться взаимодействовать в команде, и, как следствие, не чувствовать что чем-то отличаются от сверстников.
При ознакомлении с разделами данной лаборатории через игровую деятельность дошкольники с особенными потребностями приобретут бесценный опыт: научатся ставить перед собой цель и достигать её, совершая ошибки и находя верное решение, взаимодействовать друг с другом, педагогами и родителями (законными представителями).
Благодаря использованию цифровой лаборатории «Наураша» будет создан в дошкольном учреждении мобильный образовательный центр, на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использованием новых ИКТ - технологий расширять знания у родителей о развитии (в том числе познавательном, социально-коммуникативном, техническом) старших дошкольников с ОВЗ.
Механизмы реализации идеи.
Мы выбрали цифровую лабораторию «Наураша» как эффективный способ развития познавательных способностей детей 5-7 лет с ОВЗ и считаем, что это инновационная форма способствует развитию их активной, деятельности позиции в ходе решения игровых поисковых задач.
Во-первых, в данной технологии происходит вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс; ребенок чаще проявляет инициативу, начинает мыслить и действовать нестандартно. Такая деятельность помогает детям организовывать свою работу, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Этот процесс очень важен, например, для детей с ЗПР.
Во-вторых, способствует развитию интереса, поисковой активности, стремления к новизне.
В-третьих, у детей с особенными потребностями (например, ребенок с аутистическим спектром) развивается толерантность, личная ответственность за выполнение работы, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении.
Интерактивно-мультипликационная разработка «Наураша в стране Наурандии» полностью соответствует ФГОС ДО (организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности с детьми с особенными потребностями; признание особенного ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; доступная форма освоения общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности).
Данная цифровая лаборатория позволяет работать одновременно со всеми основными каналами восприятия ребенка (аудиальным, визуальным и кинестетическим, дает возможность наглядно объяснить свойства и явления природы, сформировать умение ставить перед собой цель и достигать ее.
Лаборатория «Наураша». Имеет занимательную форму обучения и возможность проведения опытов в восьми различных тематических лабораториях (температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс). Каждый блок снабжен датчиком. Датчики выполнены в виде божьих коровок и подключаются непосредственно к компьютеру)
Лаборатория «Наураша» имеет занимательную форму обучения и возможность проведения опытов в восьми различных тематических лабораториях (температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс). Каждый блок снабжен датчиком. Датчики выполнены в виде божьих коровок и подключаются непосредственно к компьютеру)
Методы и средства реализации проекта
Реализация поставленной цели будет проходить в несколько этапов:
1. Подготовительный
- Разработка нормативных документов по реализации проекта (локальные акты, приказы)
- Создание рабочей группы по внедрению проекта, составление плана мероприятий по реализации проекта, диагностического материала (карт) на основе отобранных методик.
- Приобретение электронного и методического обеспечения для реализации проекта
- Обучение педагогов рабочей группы по теме «Цифровая STEAM -лаборатория для дошкольников»
- Составление списка детей 5-7 лет с ОВЗ, посещающих ДОУ, разделение на подгруппы по похожим затруднениям (например, с низким уровнем знаниевого компонента по окружающему миру или рассеянным вниманием) и составление перспективного тематического плана опытно-экспериментальной деятельности
2. Внедренческий
- Апробация с детьми 6-7 лет, имеющими статус ОВЗ, теоретических знаний, полученных в рамках курсовой подготовки (через индивидуальную работу) (экспериментальная группа)
- Проведение педагогической диагностики с детьми экспериментальной группы).
-Заключение договора о сотрудничестве с научным отделом ближайших институтов, университетов о совместной работе по направлению проекта.
- Разработка педагогами рабочей группы методических материалов по работе в цифровой лаборатории «Наураша» со старшими дошкольниками с ОВЗ.
- Составление педагогами рабочей группы программы по дополнительному образованию старших дошкольников с ОВЗ «Ученье с увлеченьем».
- Корректировка перспективно-тематического плана опытно-экспериментальной деятельности исходя из регионального компонента и особенностей воспитанников, зачисленных в кружок.
- Проведение КОПов научно-технической направленности с родителями воспитанников, посещающих кружок «Путешествие в страну Наурандию»
3. Обобщающий
- Обобщение полученного опыта по проекту и презентация его для педагогической общественности образовательных учреждений, педагогов на уровне города (проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, обучающих вебинаров)
- Тиражирование, представление опыта результатов деятельности по проекту в конкурсах различных уровней
Прогнозируемые результаты
Педагоги:
Повышение компетентности 100% педагогов по теме данного проекта.
Диссимиляция опыта всех участвующих в проекте педагогов в конкурсах различных уровней, в виде публикаций, семинаров-практикумов, мастер-классов для студентов, педагогов ДОУ города.
Включение более 60% педагогов в клуб сетевого сотрудничества «НАУСТИМ», где можно поделиться своим педагогическим опытом, участвовать в STEAM-мероприятиях на федеральном уровне.
Старшие дошкольники с ОВЗ:
У всех детей, участвующих в проекте, повышение уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание).
У 85% детей, участвующих в проекте, формирование умения ставить перед собой цель, достигать ее, не бояться совершить ошибку, вместе находить правильное решение, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Получение 90% участвующих в проекте детей знаний, каким образом можно добывать информацию из различных источников,
Обучение 100% детей практическим умениям при работе с компьютером.
Для родителей:
Демонстрация 70% воспитанников совместно с родителями своих достижений в конкурсах, викторинах различных уровней.
Повышение компетентности у всех родителей, включенных в проект, в вопросах развития познавательного развития старших дошкольников с ОВЗ
Рост числа родителей, желающих активно включиться в образовательный процесс (с 50% до 92%).
Повышение родительского статуса в глазах собственного ребенка
Для учреждения:
Эффективное применение цифровой лаборатории «Наураша» в дополнительном образовании дошкольного учреждения (включение детей 4-5 лет с особенными потребностями в работу лаборатории)
Повышение положительного имиджа МБДОУ.
Обеспечение достоверности результатов деятельности
Для того, чтобы обеспечить достоверность результатов деятельности, позволяющих оценить достижение поставленных задач и прогнозирующих результатов будут созданы:
Карта оценки потенциала и готовности педагога к инновационной деятельности.
Алгоритм проведения игр-занятий в цифровой лаборатории «Наураша» исходя из возраста воспитанников.
Картотека апробированных игр-занятий для старших дошкольников с ОВЗ.
Диагностическая карта индивидуального развития старшего дошкольников с ОВЗ исходя из:
методики Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, исследовать предпочитаемый вид деятельности, и «Маленький исследователь», помогающей определить степень устойчивости интересов ребенка.
методики «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая позволяет установить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.
методики Ивановой А. И., которая помогает выявить уровень сформированности исследовательско-экспериментальных действий
Анкета для родителей с целью определения их удовлетворенности качеством предоставляемой услуги.