МААМ-картинки

Проект «Приобщение детей к художественной литературе посредством чтения сказок»

Олеся Данилова
Проект «Приобщение детей к художественной литературе посредством чтения сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект :

«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок».

ВИД ПРОЕКТА : познавательно – творческий.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : Долгосрочный– 1 год. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

АВТОР ПРОЕКТА : Данилова Олеся Геннадьевна.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :

Публикация «Проект „Приобщение детей к художественной литературе посредством чтения сказок“» размещена в разделах

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки, развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1. Формировать нравственное представление и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Система педагогического взаимодействия:

Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с родителями.

Работа с родителями: Выполнить совместные задания к проекту; привлечь родителей к подбору материала необходимого для работы с детьми по теме «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок», изготовить заочную консультацию «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Для детей : усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки; осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых; знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества; понимание эмоционального состояния окружающих; сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости; развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Для воспитателя: повышение уровня педагогической компетенции; разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».

Для родителей: расширение возможности сотрудничества со своими детьми, формируя духовно-нравственные качества своего ребенка.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

1. Подготовительный этап.

Подготовка материалов:

• Составление перспективного плана, разработка конспектов.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок». (наглядно-дидактические пособия, игры, демонстрационный материал, литература). Красочные книги с русскими народными сказками, аудиосказки. Создание картотеки сказок и сказочных физкультминуток для работы с детьми. Костюмы, маски, атрибуты, дидактические игры, настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.). Пальчиковый театр, би-ба-бо, магнитный театр. Картотека: «Загадки о сказках и сказочных героях».

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Работа с родителями: ознакомление с планом проекта, его задачами.

2. Основной этап.

Непрерывно образовательная деятельность:

•Составление перспективного планирования работы с детьми по проекту : «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок». •Составление перспективного планирования по взаимодействию с родителями при реализации проекта : «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок».

3. Заключительный этап.

Отчет о проделанной работе с детьми. Оформление выставки рисунков и поделок детей.

Ресурсы проекта и литература.

1. Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О. В. Бережнова.

2. Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

3. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».

4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.

5. З. А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.

6. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.

7. Е. А. Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд. Москва, Вако,2014г.

8. В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд. центр Владос,2010г.

9. О. А. Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.

10. Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».

11. Интернет ресурсы.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту : «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок».

Месяц Образовательная область Непосредственная образовательная деятельность Задачи

сентябрь Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Беседа: «Какие сказки читают вам родители.

Дидактическая игра «Угадай сказку». Применение цитат из сказок в режимных моментах. Подвижная игра: «У медведя во бору…»

Развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации. Формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках. Развивать познавательный интерес, умение отгадывать сказки по описанию поступков.

октябрь Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие.

Чтение художественной литературы. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Чтение детям и пересказ р. н. сказки «Волк и семеро козлят». Рассматривание иллюстраций к р. н. сказкам. Показ русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на магнитной доске (фланеллеграфе). Раскрашивание раскраски «Волк и семеро козлят». Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок». Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки.

Развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.

ноябрь Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение художественной литературы. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Чтение и пересказ сказки «Бычок, смоляной бочок». Добавить в уголок ряженья новые костюмы, маски, атрибуты. Дидактическая игра «Из какой сказки герой. Раскрашивание раскрасок с героями сказок.

Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

Дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.

Развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой они сказки.

декабрь Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Беседа «Волшебные сказки». Знакомство со сказками Г. Х. Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.). Дидактическая игра «Расскажи мне сказку по картинкам». Подвижная игра «Заморозка. Снежная королева». Объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить радоваться, когда добро побеждает.

Познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать.

Учить детей использовать свои знания и опыт в играх; соблюдать правила игры. Развивать коммуникативные навыки.

январь Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение художественной литературы. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. НОД «В гостях у сказки». Рисунки детей на тему : «Зимние сказки». Игры по русским народным сказкам.

Уточнить знание детей русских народных сказок, события которых происходят зимой, узнавать их героев, подсказывать персонажам сказок, как нужно правильно поступить. Формировать представления о честности, справедливости, доброте.

Учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок.

февраль Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение художественной литературы. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А. Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке. «Интерьер русской избы в сказках»-рассматривание иллюстраций, беседа. Рисование русской избы. Создание книжки-малышки «Цветные сказки». Обыгрывание знакомых сказок. Воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

Формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.

март Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение художественной литературы. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением). Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок. Игры по русским народным сказкам.

Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки.

Учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.

апрель Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение художественной литературы. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней. Рисование иллюстрации к любимой сказке. Игры по русским народным сказкам.

Продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций.

Вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.

май Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Физическое развитие. Сочинение вместе с детьми сказки : «Если бы я был (а) волшебником (цей)». Подготовка кукольного театра и показ младшим дошкольникам сказки «Колобок». Создание выставки детских работ «Какая прелесть – эти сказки» по пройденной теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольника». Совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им радость.

Подведение итогов.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при реализации проекта : «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок».

Дата Мероприятие Форма работы

Сентябрь Знакомство с темой, целями и задачами ОД - заочная консультация. Заочная консультация «Книжки в вашем доме». Советы по оформлению детской домашней библиотеки. Консультация. Советы.

Октябрь Заочная консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. Консультация. Беседа.

Ноябрь Заочная консультация: «Особенности чтения сказок о животных». Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных. Консультация. Рекомендации. Совместная работа с детьми.

Декабрь Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года. Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. Совместная работа с детьми. Рекомендации. Беседа.

Январь Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Заочная консультация «Личная библиотека вашего ребёнка»,

«Как подружить ребёнка с книгой»,

«О чём и как беседовать с ребёнком после чтения».

Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки». Советы. Пожелания. Консультация. Беседа.

Февраль Консультации индивидуальные и групповые по пройденной теме. Познакомить родителей с предметно-развивающей средой группы. Консультации.

Март «Роль сказки в развитии детей» заочная консультация. Индивидуальные беседы и рекомендации по пройденной теме. Консультация. Беседа.

Апрель Заочная консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка. Выставка совместных работ (рисунки, поделки, книжки-малышки) родителей и детей на тему : «Наши любимые сказки». Консультация. Беседа. Выставка совместных работ с детьми.

Май Выставка работ детей и родителей по данной теме. Фотоотчет для родителей «Какая прелесть – эти сказки» по теме самообразования «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольника». Выставка работ детей и родителей по данной теме.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗНОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» в средней группеПроект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» в средней группе Краткосрочный проект «На лесных тропинках» средняя группа Цель проекта: Приобщение детей к художественной литературе средствами русской.

Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам)Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам) Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» Актуальность: У большинства современных детей.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературеТворческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе на тему «Пересказ литературных и фольклорных произведений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к художественной литературе посредством чтения сказок»
Опубликовано: 16 января 2023 в 14:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей к художественной литературе посредством чтения сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Данилова (УИ 474381) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД