МААМ-картинки

Проект «Методика воспитания правильного звукопроизношения в средней группе»

Юлия Бабак
Проект «Методика воспитания правильного звукопроизношения в средней группе»

Цель: Закрепить знания детей о звуках, их обозначении, артикуляции, умении выделять звук из ряда других звуков.

Воспитание звуковой культуры речи в средней группе (от четырех до пяти лет) проводится с учетом тех навыков, которые были получены детьми в младших группах.

На пятом году жизни у большинства детей (при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах) завершается процесс овладения звуками родного языка.

Публикация «Проект „Методика воспитания правильного звукопроизношения в средней группе“» размещена в разделах

На данном возрастном этапе педагог учит детей правильно и четко произносить все звуки родного языка (уделяя особое внимание сложным звукам : свистящим, шипящим, звукам [л] и [р])

Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении отдельных групп звуков (например, свистящих и шипящих, когда в одних словах звук произносится правильно, в других - неверно; в неотчетливом произнесении отдельных слов, особенно многосложных. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных, например: одновременно свистящие и шипящие, звуки [л] и [р] : старушка, лаборатория.

Это связано с тем, что у некоторых детей или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они еще не умеют четко дифференцировать их на слух в собственном произношении. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают.

Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Некоторые дошкольники нередко упорно в течение довольно длительного времени продолжают заменять трудные в артикуляционном отношении звуки более простыми, например, шипящие согласные свистящими. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. Но если такие речевые недочеты наблюдаются в старшем дошкольном возрасте, необходима специальная логопедическая помощь.

Организация и методика проведения занятий.

Сначала воспитатель сообщает детям, какой звук будет изучаться, для этого он использует различные звукоподражания : гудение комара - звук [з], жужжание жука - [ж] и т. д. После того как дети усвоят, с каким звуком им предстоит работать, уточняется его артикуляция, правильность произношения каждым ребенком. На этом же занятии проводятся игры и упражнения, направленные на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в слогах, словах, то есть предлагаются задания на развитие фонематического восприятия. В процессе уточнения и закрепления звонких согласных воспитатель может предложить детям произнести звук с различной громкостью, то есть одновременно он развивает их голосовой аппарат. При произнесении фрикативных звуков ([с], [з], [ш], [ж]) он обращает внимание на длительность их произнесения (просит произнести звук как можно дольше на одном выдохе, что способствует развитию у детей речевого дыхания.

Следующий этап работы по воспитанию правильного произношения - закрепление звука в словах. Для этого используются игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом упражняются в четком и правильном его произношении. Одновременно даются задания на определение наличия звука в слове на слух и в произношении. Например, среди лежащих на столе игрушек назвать лишь ту, в названии которой есть звук [з] : заяц и кошка, коза и корова. Воспитатель предлагает детям так произносить слова, чтобы звук слышался ясно (з-з-з-аяц). Выделяя звук голосом, дети учатся вслушиваться в его звучание, слышать его в речи. В дальнейшем можно давать более сложные задания - на подбор слов с изучаемым звуком, на изменение слова так, чтобы в нем были заданные звуки. Например, при закреплении звука [ч'] детям предлагают изменить имена девочек так, чтобы в них был этот звук : Оля - Олечка, Таня - Танечка; подобрать названия детенышей животных и птиц: у волка - волчонок, волчата; у галки - галчонок, галчата и пр.

Закрепление правильного произношения звуков в речи осуществляется в процессе произнесения фраз, чистоговорок, небольших стихотворений, загадок и другого речевого материала. Например, при отработке звука [л] детям предлагают такую чистоговорку: "Мама Милу моет мылом". При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [л], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочетается с выработкой четкой дикции. Для развития голосового аппарата можно предложить детям повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения.

Воспитатель обращает внимание на правильность произношения звуков и в повседневном общении с ребенком. При необходимости организует дополнительные занятия с детьми, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно усвоить материал.

В течение всего учебного года проводятся игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, голосового аппарата, на выработку умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности. Таким образом, работа над произносительной стороной речи тесно переплетается с развитием фонематического восприятия, речевого слуха.

Формирование правильного произношения звуков остается одной из главных задач в воспитании звуковой культуры речи. На данном возрастном этапе обращается внимание на правильность произношения всех звуков родного языка, но специальная работа по уточнению и закреплению звуков проводится в следующей последовательности: сначала с группой свистящих [с] ([с'], [з] ([з'], [ц], затем - шипящих ([ш], [ж], [ч'], [щ']) и звуков [л] ([л'], [р] ([р']). На закрепление каждого звука отводится примерно два занятия.

В начале учебного года воспитатель проводит игровые упражнения на закрепление произношения звуков "раннего онтогенеза" (гласные, простые согласные, которые изучались в младших группах. Дети упражняются в произнесении небольших речевых единиц: отдельных звуков, слогов, при этом используются в основном звукоподражания : у-у-у свистит паровоз, му-у мычит корова, би-и гудит машина и т. д.

Занятия по уточнению и закреплению свистящих и шипящих звуков, а также звуков [л] ([л'], [р] ([р']) проводятся в течение всего учебного года. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом сложности их овладения, а также группы, к которой они относятся.

Закрепление отрабатываемых звуков в словах осуществляется при помощи их интонационного выделения: з-з-зонт, с-с-санки. Предлагая детям отчетливо произносить слова с выделением звуков голосом, воспитатель не только закрепляет их произношение, укрепляет артикуляционный аппарат, но и развивает фонематическое восприятие. Произнесение слов шепотом также способствует более четкой артикуляции звуков и может служить хорошим приемом при отработке звукопроизношения и дикции.

В работе над формированием правильного звукопроизношения надо чаще использовать игры, игровые ситуации (особенно в тех случаях, когда требуется неоднократное произнесение одних и тех же слов, так как они способствуют активизации речи детей. В качестве наглядного материала могут служить различные предметы, игрушки, картинки.

Закрепление звуков во фразе, введение их в речь осуществляются при повторении чистоговорок, заучивании стихов, потешек, считалок, предлагаемых программой, в процессе описания игрушек, предметов, передачи содержания картин.

Игра – занятие «Гуси-лебеди»

Задачи:

-Учить отчетливо и правильно произносить звук «с», изолированный, и в словах.

-Развивать связную речь.

-Обогащать словарный запас детей.

-Тренировать силу и активность мышц артикуляционного аппарата.

Материал: театр на фланелеграфе, карточки с артикуляционными картинками, предметные картинки на звук «с», костюмы, декорации.

Ход занятия:

Воспитатель :

- «Сядем, деточки, рядком

Да поговорим ладком

Про сказки русские, известные

И до сих пор нам интересные.

В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка, да сынок Ванечка. Ждали как-то раз они к себе гостей. Да принять то их надо хорошо, угостить вкусно, разносолами удивить. Отправились маменька и папенька в город, на рынок. А Аленушке наказали дома прибраться, да за Ванечкой маленьким присмотреть. Лошадь запрягли, да поехали. Аленушка по дому прибирается, хлопочет, все умеет делать, умелые у нее руки.

- Давайте покажем, какие у Аленушки руки умелые: (упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»).

Наши руки умелые такие – дети вытягивают руки вперед, поворачивают ладоши то вверх, то вниз.

Наши руки – руки золотые.

Они умеют вышивать – выполнять движения, в соответствии с текстом.

Шить и шарф вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать.

Тарелки чисто мыть,

За порядком следить. (грозят пальцем)

Вот они какие-

Руки золотые. (протягивают руки вперед)

- Все по дому Аленушка сделала. Посадила братца на крылечко, а сама побежала к подружкам, они как раз в это время играли язычком. Давайте и мы с вами поиграем язычком.

Артикуляционная гимнастика:

Улыбка.

Заборчик.

Наказать непослушный язычок.

Лопатка.

Трубочка.

Оближем губки.

Часики.

Змейка.

- Пока подружки играли, налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и унесли его в темный лес к Бабе Яге. Делать нечего, отправилась Аленушка искать братца.

- И мы с вами пойдем отдохнем.

Двигательное упражнение «Ты шагай».

Ты шагай, ты шагай, - (Дети ходят, высоко поднимая колени, руки разведены в стороны)

Ноги выше поднимай!

И потопай по дорожке, - (Шагают на всей ступне, притопывая, руки на поясе)

Веселей стучите, ножки.

Ты беги, ты беги, – (Бегут на носочках, руки согнуты перед грудью)

На носочках ты беги.

И на пяточках пойдем,

Топать громко мы начнем.

Ты скачи, ты скачи, - (скачут, руки на поясе)

На лошадке поскачи.

Маршируй ты веселее. – (маршируют)

Ножки топают дружнее.

- Дошла Аленушка до печки, просит печку: «Печка-матушка, покажи, куда гуси-лебеди полетели. А печка ей говори: поиграй со мной, повтори чистоговорки, тогда подскажу.

- Ребята, поможем Аленушке чистоговорки рассказывать. Скажем тихо и громко:

Са- са-са

Укусила в нос о (са)

Со-со-со

Стал мой нос как коле (со)

Сы-сы-сы

Не боюсь я злой о (сы)

Су-су-су

Я осу в руке о (су)

Ос-ос-ос – в лесу много ос.

- Молодцы, ребята. А Аленушку печка угостила румяным пирожком, поблагодарила ее.

Побежала Аленушка дальше и видит у дороги яблонька стоит, нежно и ласково шелестит листочками, ветви с яблочками вниз наклонились.

- Яблонька-матушка, покажи, куда гуси-лебеди полетели. Яблонька говорит: «Поиграй со мной, тогда покажу дорогу». Игра называется «Назови ласково».

- Ребята, давайте и мы поиграем, я вам буду показывать картинки, а вы называйте предмет ласково.

Слова: коса, колбаса, лиса, оса, собака,касса, колесо, носок, пылесос, бусы, часы, весы).

- Яблонька сбросила Аленушке яблочко, оно покатилось дорогу показывать. Бежит девочка, торопится, прибежала к речке-матушке.

- Ребята, как водичка течет: с-с-с, с-с-с.

Аленушка речке говорит: «Речка-матушка, куда гуси-лебеди полетели?». «Повтори мои песенки, тогда скажу».

- Ребята, давайте поиграем со звуком «с».

Физкульт-минутка (произносим медленно) :

Мы подуем высоко – с-с-с

(подняться на носочки)

Мы подуем низко с-с-с

(присесть)

Мы подуем далеко с-с-с

(руки вытянуть вперед)

Мы подуем близко с-с-с

(руки приближены ко рту)

(2 раза)

- Речка показала Аленушке тропинку. Довела она ее до леса. Зашла Аленушка в самую чащу. Видит, стоит избушка Бабы Яги. Ванечка в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба Яга, что Аленушка к ней пришла, скучно ей было, не с кем поговорить, поиграть. Говорит Баба Яга: "Если правильно выполните задание, отпущу вас домой. "

- Ребята, давайте мы поможем Аленушке.

Игра "Сложи картинку"

выкладывают картинки на полу со звуком "с" небольшими группами.

- Ребята, вы молодцы, хорошо поиграли. Рассердилась Баба Яга, села вступу, полетела по свету, пакости делать.

Аленушка взяла братцы на руки, побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню.

Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей-лебедей.

- Вставайте все в круг, поиграем в игру «Спрячься от гусей-лебедей». Если я говорю слово «печка», вы приседайте и закрывайте руками голову, услышав слово «речка» - делайте руками волны; на слово «яблоня», встаете на носочки и поднимайте руки вверх.

(дети играют в игру).

- Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе Яге ни с чем. А дома приехали родители, пришли гости. Аленушка с братцем целы и невредимы, все радуются, гостинцами угощаются.

- Ребята, как называется сказка, которую вы слушали?

- Гуси-лебеди.

- В какие игры мы помогали играть Аленушке?

- «Назови ласково», «Сложи картинку»

- С каким звуком познакомились?

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 400 с.

2. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. В., Гордина М. В. Основы общей фонетики. - СПб. : СПбГУ, 2000 - 352 с.

3. Лобзякова М. И. Учимся правильно и четко говорить : Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М. : Вентана - Граф, 2003.

4. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.

5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд--- М. : Издательский центр «Академия», 2008;

Публикации по теме:

Цели и задачи экологического воспитания в средней группе Наиболее главными и важными задачами экологического воспитания дошкольников являются: - развитие любознательности, наблюдательности детей.

Дидактическое пособие для формирования правильного звукопроизношения «Улица звуков» в кабинете учителя-логопедаДидактическое пособие для формирования правильного звукопроизношения «Улица звуков» в кабинете учителя-логопеда Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие "Улица звуков". Цель его использования на занятиях - закрепление правильного звукопроизношения.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения «Звук [К]» Тема: "Звук (К)". Цель: Познакомить детей со звуком "К". Коррекционно - образовательные задачи: уточнить правильную артикуляцию звука "к",.

Конспект занятия для средней группы «Воспитание культуры правильного питания — основа ЗОЖ». Конспект занятия для средней группы «Воспитание культуры правильного питания – основа ЗОЖ». Задачи: 1. Познакомить детей с понятием, что.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения» Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения». Звуки речи образуются в результате сложного.

Консультация для родителей «Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения в семье с детьми 3-х лет» Уважаемые родители! В последнее время наблюдается явление,когда речь детей не соответствует их возрасту. И мы взрослые должны помочь своему.

Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников МАДОУ ЦРР-детский сад №253 "Белоснежка" воспитатель Бабиенко В. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ.

Педагогический проект «Организация правильного питания» для детей дошкольного возраста Педагогический проект «Организация правильного питания» Цель: формирование у дошкольников полезных навыков и привычек, связанных с правильным.

Собрание в средней группе «Особенности воспитания детей в средней группе» МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» Собрание в средней группе на тему: «Особенности воспитания детей в средней группе» Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Методика воспитания правильного звукопроизношения в средней группе»
Опубликовано: 30 января 2017 в 23:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД