Получи документы

Проект «Профилактика вредных зависимостей и нарушений несовершеннолетних»

Ольга Ермоленко
Проект «Профилактика вредных зависимостей и нарушений несовершеннолетних»

Проектная работа

Тема: «Профилактика вредных зависимостей и нарушений несовершеннолетних»

Составитель: О. А. Ермоленко

Содержание:

1. Введение….…. 3

2. Теоретическая часть…. …. 5

3. Практическая часть…. 7

4. Заключение…. 9

5. Список литературы…11

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование проблемы

Публикация «Проект „Профилактика вредных зависимостей и нарушений несовершеннолетних“» размещена в разделах

Употребление ПАВ - серьезнейшая проблема последнего десятилетия. Затянувшийся социально-экономический кризис не только обострил, но и существенно видоизменил проблему зависимостей (наркотической, алкогольной, никотиновой). Психолого-педагогические исследования проведенные российскими и зарубежными педагогами-психологами показали следующие тенденции:

снижение возраста подростков, употребляющих алкоголь, наркотические средства и табачную продукцию;

увеличение доступности алкогольных и табачных изделий;

расширение спектра потребляемых психоактивных веществ, многие из которых оказывают более разрушительное действие по отношению к здоровью;

изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотики, включая алкоголь и никотин, и формирование на этой основе субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное времяпрепровождение в сочетании с употреблением алкоголя и других наркотиков как стиль жизни;

растущее количество правонарушений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Алкоголь, наркотики и преступность очень актуальный вопрос. Растет количество правонарушений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Связь вредных привычек и правонарушений особая. Она многоканальная, прямая и обратная. …

Подросток в состоянии опьянения не может обуздать своих эмоций и не в силах противиться соблазнам, поэтому употребление алкоголя, наркотиков в подростковой среде часто приводит к конфликтным ситуациям и столкновениям с законом. Данные тенденции в воспитании неизбежно приводят к отклонениям в поведении, а антиобщественный образ жизни, выталкивает подростка за пределы нормального круга общения со сверстниками.

Под влиянием алкоголя, ПАВ утрачиваются, прежде всего, такие качества личности, как сдержанность, вежливость, умение приспособить личные желания к требованиям коллектива, появляются грубость, пренебрежение к общепринятым нормам поведения и морали. Алкогольные и другие эксцессы несовершеннолетних — это и способы «взрослого» самоутверждения, проведение досуга, свободного общения. В подростковой среде все большее распространение получают групповые преступления. Им обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Потребность во «взрослом» самоутверждении побуждает к участию в групповых эксцессах, которые могут заканчиваться преступлениями.

Обострение проблемы наркозависимости и растущее вместе ятем количество правонарушений среди детей и подростков стало побудительной причиной активизации научно-методической и практической работы по созданию условий для психо-профилактики вредных зависимостей и воспитанию правовой культуры подростков.

Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная профилактическая психолого- педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.

Объект исследования: процесс профилактики вредных зависимостей и правонарушений несовершеннолетними.

Предмет исследования: особенности процесса профилактики вредных зависимостей и правонарушений несовершеннолетними в условиях интернатного учреждения.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс профилактики вредных зависимостей и правонарушений среди воспитанников ресурсного центра будет эффективным, если разработать и реализовать программу профилактики, для которой будет характерно:

- учет психологических и индивидуальных особенностей детей,

- исходная и текущая диагностика,

- разнообразные формы и методы проведения занятий, которые будут способствовать формированию у воспитанников положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми, профилактике вредных зависимостей и правонарушений.

Цель: на основе изученной теории и практики разработать программу, направленную на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни и экспериментально проверить ее эффективность.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы исследования.

2. Разработать программу по профилактике вредных зависимостей и правонарушений несовершеннолетними ресурсного центра.

3. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.

Структура исследования обусловлена задачами и целью и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Когда речь идет о мерах профилактики, принято говорить об общих, специальных и индивидуальных мерах. Уровни социальной профилактики выделяет М. В. Шакурова:

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества и их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляются в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной. Специальные меры – это меры, направленные на решение определенной задачи, например, профилактики беспризорности среди несовершеннолетних.

3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.

Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних осуществляется на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи, комплексности применения мер профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, научной обоснованности, системности.

Целью государственной политики является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Она осуществляется путем содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями государства, достижениями национальной и мировой культуры, обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры, формирования правовых основ для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

По Е. В. Змановской, система профилактики включает организационно-правовые меры: создание в учебном заведении соответствующих органов профилактики правонарушений учащихся; создание общественных формирований из числа взрослых учащихся и педагогов молодежного возраста; создание органов профилактики из учащихся.

Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из детского дома, употребления ПАВ, правонарушений необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов, привития ЗОЖ, и правонарушений. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, проживающих в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении.

Например, программы направленные на преодоление различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения, жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).

Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз.

Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.

Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем.

Уровень третичной профилактики – это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.

Таким образом, социальная профилактика самовольных уходов из учреждения для детей сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей подразумевает всеохватывающий и комплексный характер, она должна отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.

Не менее кропотливая работа должна вестись и по профилактике вредных зависимостей и правонарушений несовершеннолетних. Необходимо исследовать особенности и ресурсы современных подростков, разрабатывать и распространять эффективные технологии помощи подросткам и их родителям.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, была разработана программа по профилактике вредных зависимостей и правонарушений «Стать человеком»

Программа рассчитана на 1 год.

Цель программы заключается в организации внеурочной деятельности, направленной на устранение отрицательных влияний на личность ребенка, преодолении различных личностных дефицитов и профилактике не только самовольных уходов из детского дома, ресурсного центра, но и вредных зависимостей и правонарушений.

Задачи:

Воспитывающие

1. Оказать помощь в формировании адекватных представлений о себе, о ситуации и о других людях;

2. Содействовать воспитанию моральных, волевых, духовных качеств;

3. Способствовать развитию умений анализировать различные жизненные ситуации;

4. Формировать ЗОЖ.

Развивающие:

1. Развивать у детей навыки адаптивного выражения собственных чувств и распознавания у других людей;

2. Развивать поведенческие навыки ребенка, необходимые для конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Обучающие:

1. Научить ослаблять влияние внутренних переживаний на общее представление ребенка о месте проживания;

2. Ознакомить с приемами по развитию контроля эмоциональных реакций (страх, агрессия, тревожность).

Чтобы работа по предупреждению и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников была успешной, следует руководствоваться следующими принципами:

- позитивного настроя – на каждом занятии;

- сотрудничества – совместной познавательной и досуговой деятельности участников в течение реализации проекта;

- доверительного взаимодействия – применяется на каждый элемент проектной деятельности;

- опоры на положительные качества и ресурсы - в ходе всех мероприятий;

- индивидуального подхода к каждому воспитаннику - как во время коллективных мероприятий, так и в обязательных тематических беседах.

Программа состоит из двух разделов:

Первый раздел – «диагностико-аналитический», включает диагностические методики, которые используются для определения уровня эмоциональной стабильности, склонности к различным девиациям и отклонении в поведении, а также определения уровня сформированности коллектива воспитанников.

Второй раздел – «коррекционный», включает занятия, направленные на профилактику зависимостей и правонарушений.

Содержание программы разработано на основе анализа психолого-педагогической литературы и социально-педагогического опыта по проблеме исследования. Описание отдельных упражнений программы приведено в приложении.

Цели и задачи поставленные на любое мероприятие достигнуты будут только тогда, когда воспитанники на протяжении всего мероприятия будут показывать искренний интерес, проявлять активность, включаться в коллективную деятельность (пре-тест, пост-тест, просмотр видеоролика о вреде курения, фронтальная беседа).

На этапе систематизации знаний должна осуществляться связь темы с жизнью, акцентироваться внимание детей на вредных привычках, курении, алкоголизме, токсикомании и употреблении наркотиков. Дети должны искать способы отказа от вредных привычек, в игровой форме получать знания о вреде употребления алкоголя, токсикомании и наркотиках.

Тип мероприятия, как интерактивная беседа соответствует максимально обобщению и систематизации личного опыта детей и приобретенных знаний. Данный тип помогает развивать полезные навыки воспитанников, мотивирует воспитанников на здоровый образ жизни. К знаниям детей об жизненных ценностях добавляются знания о вредных привычках : курение, алкоголизм, токсикомания и употребление наркотиков, умения преодолеть вредные привычки, развиваются навыки коммуникативного общения, умение сотрудничать друг с другом, общаться в игровых моментах, позволяет приобрести навык в умении сказать НЕТ вредным привычкам.

Любая привычка усваивается постепенно и ее надо кропотливо преодолевать. Для этого нужны большие совместные усилия: терпение, понимание, мудрость, поддержка. Профилактические меры и комплексный подход вредных зависимостей одно из верных решений их преодоления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа теоретических источников были охарактеризованы сущность и содержание основных понятий по проблеме исследования. Рассмотрена структура учреждений для детей-сирот, классифицированы виды «беглецов», определены психологические особенности подросткового возраста в целом и с учетом психотравмирующих ситуаций лишения детей семьи, которые могут способствовать оставлению воспитанниками учреждения.

Анализ социально-педагогического опыта в сфере профилактики побегов и самовольных уходов воспитанников ресурсных центров позволил выявить, что применяемые профилактические меры обращены на правовые последствия нарушений, а причины уходов не изучаются, и превентивные меры по преодолению побегов зачастую осуществляются формально.

Исследование возможностей социально-педагогической деятельности по профилактике самовольных уходов подростков осуществлялось на базе Толмачевского ресурсного центра. Чтобы расширить спектр первичной профилактики по самовольным уходам воспитанников, из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также исключить другие правонарушения и сформировать ЗОЖ и разнообразить как профилактическую деятельность, так и свободное время воспитанников. С этой целью был разработан проект социально педагогической программы «Стать Человеком».

Изучая проблемы самовольных уходов, вредных зависимость и правонарушений несовершеннолетними пришли к выводу, что сознательная дисциплина и самоконтроль, которые помогают взрослому человеку регулировать свои поступки, находятся у подростков еще не на должном уровне. К тому же не хватает и жизненного опыта, чтобы правильно разобраться в приоритетах и ценностях, появляющихся в мире подростков по мере их взросления. Подростки начинают курить, выпивать, пробовать наркотики в компаниях, собравшихся для веселого времяпрепровождения.

Противоречия внутреннего мира подростка, стремление к взрослости, желание заявить в семье о своем новом Я, уход от трудностей возраста, самоутверждение в компании друзей (часто не совсем положительных) — все это уводит его в дурманящий мир вредных привычек.

Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно.

Вредных привычек в жизни человека достаточно много. Но среди них есть особые, которые превращаются в пагубные пристрастия. Это курение, алкоголь, наркотики. Эти пристрастия обладают исключительной и губительной силой. Помимо того, что они разрушают здоровье человека, алкоголь и наркотики являются еще и разрушителями личности. Сбой дают все механизмы: психологические, эмоциональные, потребностные, волевые.

Не находя признания, не чувствуя внимания в семье, в школе, подросток надеется самоутвердиться как личность, встретить одобрение и признание, получить поддержку у своих сверстников. Однако в действительности у него усиливаются такие качества, как лживость, изворотливость, жадность, агрессивность, жестокость, трусость, стремление властвовать над всеми. Постепенно ребенок «уходит» из-под влияния родителей и педагогов, социализируется «стихийно» на улице среди сверстников, где поощряются и культивируются курение, сквернословие, употребление алкогольных напитков.

Именно так появляется подросток, для которого главным становится не учеба и труд, а так называемый «имидж крутого и независимого», т. е. он старается поднять свой авторитет и положение в глазах сверстников любым доступным для него способом (начинает курить, употреблять алкоголь, сквернословить, обижать и унижать тех, кто слабее него).

В проекте программы учитывались психологические особенности детей-сирот, имеющих отягощающие факторы становления личности, особенности подросткового возраста. Так как ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками, и через общение подростки осваивают нормы социального поведения, морали, содержание проекта программы, включающее занятия, было направлено на преодоление различных личностных дефицитов, таких как неуверенное поведение, неумение взаимодействовать в конфликтных ситуациях, неумение общаться со сверстниками.

При реализации программы по профилактике, следует обращать внимание воспитанников на собственные эмоциональные состояния, на взаимопонимание и взаимопомощь в коллективе, на особенности конструктивного взаимодействия с людьми и собой. Подросткам нужно предоставить возможность почувствовать себя в учреждении как в их особой семье комфортно, и защищено, обращали внимание детей на то, что их детский дом – это их крепость, где нужно лучше познать себя, обратить внимание на свое окружение и найти свое место в жизни. После реализации программы на этапе конечной диагностики, предполагается зафиксировать повышение уровня психологической комфортности в коллективе, снижение уровня депрессии у воспитанников, повышение самооценки.

Притча

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву.

Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» — спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

В чем смысл притчи?

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы. Нужно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы, реабилитационные центры. Задача же педагогов и родителей «довести до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т. е. заниматься профилактикой пагубных привычек и правонарушений.

Памятка для педагогов

- Важно не упустить этот период взросления ребенка и не ослаблять контроль со стороны взрослых. Ребенок должен находиться под должным контролем взрослых.

- Надо учить его с детства преодолевать трудности, ставить перед собой положительные цели и добиваться их осуществления.

- Не делайте из ребенка кумира. Хвалите за хорошее, но и недостатки замечайте и реагируйте на них. Безоговорочное выполнение всех желаний может привести и к желанию все иметь все и испробовать, в том числе и алкоголь. Мелочный контроль, чрезмерная суровость по отношению к ребенку, наказание даже за незначительные проступки делают ребенка подчиняющимся, забитым указаниям других. Внутреннее напряжение, и угнетенность подавленность в настроении могут привести к тому, что найдет он себе разрядку на стороне.

- Чтобы ребенок не пристрастился к алкоголю, необходимо выработать у него твердое убеждение во вреде алкоголя, недопустимости его употребления.

- Если случилось так, что ваш ребенок сделал первый шаг к алкогольной пропасти, то научите критически его относиться к той сомнительной эйфории, которую вызывает алкоголь.

- Заостряйте внимание на том, как плохо живется людям в той семье, где есть пьющий человек.

- Воспитывайте отрицательное отношение к алкоголю и людям, которые, им злоупотребляют.

- Разъясняйте вредные свойства алкоголя. Пусть ваш ребенок видит ее как можно реже.

- Расскажите на примерах о несовместимости алкоголя с достижением жизненных высоких целей.

- Разъясняйте, что уговаривать выпить человека, если он того не желает, — это, по мере меньшей, аморально, а по большому счету даже преступно.

- Будьте добры и терпеливы с ребенком, если он попал в беду, показывайте что вы искренне хотите помочь ему.

Всегда помните о том, что привычка усваивается постепенно и ее надо кропотливо преодолевать. Для этого нужны большие совместные усилия: терпение, понимание, мудрость, поддержка и др.

Публикации по теме:

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе ДОКЛАД «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе» Подготовила заместитель директора по ВР Сивак Г. В. 2017 год.

Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке «Ищем вредных насекомых»Фотоотчёт о наблюдениях на прогулке «Ищем вредных насекомых» Цели: - продолжать развивать у детей навыки поисковой деятельности; - побуждать к поисковой деятельности; - формировать элементарные.

Фотоотчет о занятии по профилактике вредных привычек «Вредные привычки-нам не друзья»Фотоотчет о занятии по профилактике вредных привычек «Вредные привычки-нам не друзья» Дорогие друзья, доброе время суток! Сейчас во всем мире остро стоит проблема сохранения здоровья. Поэтому привычка сохранять здоровье.

Фотоотчёт об участии учеников 3 класса в общешкольной акции «Мы без вредных привычек!»Фотоотчёт об участии учеников 3 класса в общешкольной акции «Мы без вредных привычек!» На этой неделе в нашей школе проходила акция "Мы без вредных привычек!" Мои третьеклассники с удовольствием приняли в ней участие.

Классный час «Мы за мир без вредных привычек» для 8–9 класса Классный час «Мы за мир без вредных привычек» (8-9 класс) Девиз классного часа: Без вредных привычек по жизни иди, Здоровье свое и других.

Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения»Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Цель: формирование отрицательного отношения к курению. Задачи: Образовательные:.

Консультация для родителей «Всё о вредных привычках у детей» Вредные привычки – навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведение ребенка, его физическом и психическом развитии – такое толкование.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ со Центр социальной помощи семье и детям Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района».

Родительское собрание «Профилактика уходов несовершеннолетних из дома» Профилактика уходов ребёнка из дома. Цель: профилактика самовольных уходов из дома. Задачи: 1. Совместно с родителями выявить причины самовольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Профилактика вредных зависимостей и нарушений несовершеннолетних»
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 17:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД