Получи документы

Проект «Работа с семьей ребенка дошкольника с ОВЗ»

Татьяна Камынина
Проект «Работа с семьей ребенка дошкольника с ОВЗ»

1. Актуальность проекта : заключается в том, что полноценное развитие ребенка, как личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является залогом успешной образовательной деятельности и коррекционной работы, так как семья оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие ребёнка, особенной в дошкольном возрасте. Сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса, помочь родителям осознать свою миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка – одна из главных задач детского сада. Воспитание детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Публикация «Проект „Работа с семьей ребенка дошкольника с ОВЗ“» размещена в разделах

В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в обществе. Во вступившем в силу с 1 сентября 2013 года законе N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 79 очень четко отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под определением ребенок с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

На современном этапе совершенствования образовательной системы дошкольного образования, каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, сегодня предоставляется возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Работа с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей помочь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья понять, что их дети не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

2. Проблема проекта :

Проблема взаимодействия детского сада и семьи является одной из наиболее важных и актуальных проблем в педагогике. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в коррекционно-образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи нашло сове отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

На данном этапе на первый план выдвигается создание условий для установления партнерских отношений между педагогами и родителями. Порой родители не хотят видеть и принимать реальную ситуацию, идут на конфликт с педагогами, игнорируют требования, рекомендации педагога, не хотят принимать помощь или просто не интересуются жизнью ребенка в детском саду.

Поэтому особую значимость приобретает внедрение в систему образования эффективных методов и форм работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

3. Цель проекта - разработка и реализация системы взаимодействия детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития детей с ОВЗ и развития педагогической компетентности родителей.

4. Задачи проекта :

1. Теоретически обосновать проблему организации взаимодействия ДОУ и семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;

2. Повысить компетенцию родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников по адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум,

3. Изучение особенностей использования форм работы с семьей;

4. Отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей (по установлению партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми, по привлечению внимания родителей к интересам и потребностям ребенка с ОВЗ).

5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную - среду в группе.

5. Ожидаемые результаты проекта :

• Создана картотека методической литературы;

• Подобран пакет диагностических методик по определению особенностей взаимодействия ДОУ и семьи;

Разработан и апробирован план работы с семьей по развитию различных компетенций;

• В процессе работы с родителями используются разновариантные организационные формы работы («Играем вместе», Творческая лаборатория, «Мастер класс»);

• В группе создана богатая развивающая предметно-пространственная среда;

родители выступают равноправными партерами в коррекционно-образовательном процессе.

6. Сроки разработки и реализации проекта : учебный год

7. Ресурсы проекта :

Музыкальный зал, компьютерная зал, предметно-развивающая среда; спортивная площадка, спортивный зал, проектор, ПК, принтер, колонки, экран, бумага, канцтовары.

8. Планирование проекта :

I этап. Подготовительный.

II этап Основной

III этап Заключительный

9. Практическая часть проекта :

I этап. Подготовительный.

В рамках подготовительного этапа планируется:

Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы будут разработаны с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования.

Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта

• Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи, библиотеки)

• Формирование семейных групп

II этап Основной

- Работа по индивидуальному образовательному маршруту - Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС по индивидуальному маршруту, составленному на учебный год.

-Творческие мини-проекты с активным участием семьи Родители, имеющие детей с ОВЗ

- Оказание необходимой помощи родителям реб нка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения);

- Дети с ОВЗ, посещающие МКДОУ

- Информационно – просветительская работа.

- Консультации - Подготовка индивидуальных тематических консультаций, рекомендаций для родителей.

-Распространение тематических памяток для родителей.

-Использование Интернет ресурсов

- Работа с сайтом МКДОУ «Мобильная страничка»(страница для родителей с информацией для родителей, консультации, полезные ссылки).

-Составление рекомендательного списка литературы «В семье особый ребенок».

- Игровой центр:

«Играем вместе» - Игровая деятельность в группе, на прогулке (игровые развивающие ситуации).

- Организация досуга (праздники, развлечения)

-Театрализация «Волшебный мир театра»

- Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

- Разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.

- Мастер классы:

«В гостях у сказки»- метод сказкотерапии.

«Волшебные краски» - нетрадиционные методы ИЗО.

«Мягкие ладошки»- работа с соленым тестом.

«Веселый язычок»- пальчиковая гимнастика

«Музыка детства»- влияние музыки на развитие процессов нервной деятельности

«Живой песок»- развитие мелкой моторики рук, воображения, памяти «Мои пальчики расскажут»- игры с манкой.

1. Консультация для родителей. «У вас родился «необычный» ребёнок»

Август-сентябрь (воспитатель)

2. Час общения. Рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе

Август-сентябрь, (воспитатель)

3. Собрание. «Индивидуальность, самобытность, способность, потребность ребёнка» Сентябрь (воспитатель, родители).

4. Индивидуальные беседы. Выявление проблем, с которыми сталкивается семья в воспитании и образовании ребёнка. Сентябрь (воспитатель, психолог)

5. Консультация. «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» Сентябрь (логопед)

6. Совместные проекты. Сентябрь (воспитатель).

7. Поделки из овощей и фруктов и природного материала. Сентябрь (воспитатель, родители).

8. Консультация для родителей детей с ОВЗ. «Внутрисемейная атмосфера и коррекционно-образовательная среда семьи» Октябрь (психолог, воспитатель).

9. Индивидуальные беседы. «Классификации стилей семейного воспитания», «Детско-родительские взаимоотношения в семьях» Октябрь, (воспитатель)

10. Круглый стол. «Формирование трудовых навыков у детей ОВЗ». Ноябрь (психолог, воспитатель).

11. Совместные проекты. «Мы всё можем!» Ноябрь (воспитатель,

12. Внеклассная деятельность. Празднование Нового года родителей совместно с детьми «Семейный Новый год». Декабрь (воспитатель, родители).

13. Семинар – практикум. «Мастерская Деда Мороза» (изготовление поделок к новому году) Декабрь (воспитатель, родители).

14. Конкурс изобразительного искусства для детей с ОВЗ Рождественские фантазии. Декабрь (воспитатель, родители).

15. Практическое занятие. Игры и упражнения для развития дыхания

Декабрь (логопед).

16. Совместный отдых семей (Поход в театр, посещение новогодних ёлок) Январь (родители).

17. Собрание. «Причины ошибок в семейном воспитании детей. Февраль (воспитатель, психолог)

18. Выставка изобразительного искусства для детей с ОВЗ. По страницам любимых сказок. Февраль (воспитатель, родители).

19. Совместные проекты. Кормушка своими руками. Практическое занятие. Февраль (воспитатель, родители).

20. Играйте вместе с ребенком. Внеклассное мероприятие. Совместное празднование Дня защитника Отечества. Февраль (воспитатель, родители).

21. Досуг - мероприятие. Совместное празднование Дня 8 Марта

Март (воспитатель, родители).

22. Диспут. Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей. Март (психолог, воспитатель).

23. Практикум. Решение педагогических ситуаций. Март (психолог, воспитатель).

24. Выставка ДПИ. «Матрешек пестрый хоровод» Апрель (воспитатель, родители).

25. «Праздник семьи»- заключительное торжественное мероприятие для детей и родителей. Апрель (воспитатель, родители).

26. Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей. Май (психолог, воспитатель).

III этап Заключительный

Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи» в группе. Выставки и презентации работ семей – участников группы.

Итоговое анкетирование семей по окончании проекта. «Здоровая счастливая семья».

10. Заключение:

Публикации по теме:

Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом"Комиссурики". Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста»Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» Методическая разработка для воспитателей "Семейных детских садов". Часть 1Примерно к году жизни здоровый ребенок начинает активно интересоваться.

Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» (часть 2)Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» (часть 2) Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад". Часть 2Сегодня поговорим о куклах. В жизни современных детей кукла.

Работа по укреплению здоровья дошкольника «Дыхательная гимнастика» Работа по укреплению здоровья дошкольника. Дыхательная гимнастика. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем у'же.

Работа с родителями на тему: «Как я представляют своего ребенка в школе». Консультация при подготовке детей к школе. ЗАДАЧИ: способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в пред школьный период.

Работа с семьей в ДОУ. Фотоотчёт с выставки новогодних поделокРабота с семьей в ДОУ. Фотоотчёт с выставки новогодних поделок В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Работа с семьей ребенка дошкольника с ОВЗ»
Опубликовано: 7 января 2021 в 19:46
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД