Получи документы

Проект «Развитие конструктивных способностей и навыков технического творчества в подготовительной группе»

Наташа Чванова
Проект «Развитие конструктивных способностей и навыков технического творчества в подготовительной группе»

Проект

«Развитие конструктивных способностей и навыков технического творчества в подготовительной группе»

Автор: Чванова Н. А.

Дата: февраль,2023г

Введение

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Публикация «Проект „Развитие конструктивных способностей и навыков технического творчества в подготовительной группе“» размещена в разделах

Важная задача дошкольного образования сегодня — сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.

Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Обучение и развитие в нашем детском саду реализуется в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники, способствующих формированию у детей конструктивно-технических способностей. Под конструктивно-техническими способностями понимают способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, с изготовлением технических устройств, к техническому изобретательству. Эти умения имеют важное значение в развитии образного мышления, пространственного воображения, умения представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме. Эффективным инструментом в решении этой проблемы является использование детского технического конструирования, которое позволяет реализовать почти все принципы, предъявленные ФГОС ДО к организации дошкольного образования.

Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный, творческий, игровой.

Срок реализации проекта: 2 неделя.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема проекта:

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка

Актуальность

Игра – самая лучшая детская деятельность интеллектуальной подготовки и развития познавательной активности, социально-личностных качеств дошкольников. Непосредственно в играх происходит глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений. Через игру дети учатся принимать и применять все новое, что появляется в их жизни. Задача инновационного развития экономики требует опережающего развития образовательной среды, в том числе развития детского технического творчества. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Уникальность робототехники в том, что она позволяет объединить конструирование и программирование в одном курсе, позволяет дать азы информационного моделирования, использовать информационно-коммуникативные технологии. Техническое творчество — нужный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Лего конструирование – одно из самых современных направлений развития детей.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе игры с конструктором решаются самые разные задачи.

При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO.

Новизна проекта заключается в том, что в образовательном процессе детского сада применяется новое оборудование, конструкторы нового поколения:

Цель проекта:

Развитие у детей способностей к техническому творчеству, конструктивной деятельности посредством лего — конструирования.

Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования.

Задачи проекта:

Развивающие:

Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;

учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

Развивать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;

Образовательные:

Формировать навыки конструирования по образцу, замыслу, заданной схеме, рисунку;

познакомить с основными деталями LEGO- конструктора,

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;

воспитывать ценностное отношение

к собственному труду,

труду других людей и

его результатам.

Формирование умений самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

Создание условий для культурного роста и удовлетворения познавательных интересов родителей в их совместной деятельности с детьми и педагогами.

Образовательные области и задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Формировать трудовые навыки и умения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формировать ответственное отношение к порученному заданию.

Развивать умение соблюдать правила безопасности при использовании орудий труда.

Познавательное развитие:

Познакомить детей с разными видами водного транспорта, опираясь на иллюстрации.

Формировать и расширять представления детей младшего дошкольного возраста о транспорте вообще и о водном транспорте в частности.

Речевое развитие:

Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; развивать связную речь.

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, отгадывать и придумывать загадки. Формировать интерес к произведениям фольклорного жанра (пословицы, поговорки, загадки).

Художественно-эстетическое развитие:

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Развивать творческую активность у детей и их родителей;

Планируемый результат:

• Дети будут иметь представление о различных видах конструировании, деталях конструктора и способах их соединения;

• Дети научатся делать простейший анализ сооруженных построек (виды конструкций, форма, цвет, величина);

• Выполнять простейшие конструкции в соответствии с заданными условиями;

• Использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу

• Увеличится число детей, имеющих достаточно высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитие.

• Усовершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, в коллективе, в распределении обязанностей.

• Будут сформированы предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

• Сформируются представления: о деталях конструкторов и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями

Формы работы:

1. Беседа, обсуждение, дискуссия.

2. Конструирование.

3. Конструирование по образцу.

4. Конструирование по модели.

5. Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам.

6. Конструирование по теме.

7. Конструирование по условиям.

8. Конструирование по замыслу.

9. Конструирование из бумаги

10. Конструирование из природного материала

11. Чтение художественной литературы.

12. Игровые ситуации.

13. Сюжетно-ролевая игра.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный.

Работа воспитателя

Изучение и подбор нормативных документов, методической и научно-популярной литературы;

Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ.

Анализ имеющихся условий, организация начального-материально-техническое обеспечения Центра.

Анализ состояния специализированной образовательной среды начального технического творчества, выявление проблемы.

Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта.

Утверждение плана.

Разработка инновационного проекта, составления рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Подобрать иллюстрационный материал и видео материал по теме Лего – конструирование и робототехника;

Разработка конспектов занятий и презентаций по планируемой теме.

Подборка игр с использованием Лего – конструктора. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

Подобрать консультации и анкету для родителей.

II этап. Практический:

Беседа о том, «Почему люди становятся изобретателями и для чего нужно заниматься техническим творчеством»

Беседа о профессиях (строитель, конструктор, архитектор, рассматривание иллюстраций.

Беседа «Кто такие изобретатели- конструкторы».

Рассказ-беседа «Интересное вокруг нас»

Чтение:. Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Изобретатель».

Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Разные колеса».

Чтение художественной литературы: (В. В. Маяковский «Кем быть»

Рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта.

Рассматривание образцов, схем ПОСТРОЕК.

Просмотр мультфильма «Кто создал ЛЕГО»

Просмотр презентации «Откуда появилось Лего?»

Мультфильм «Веселый конструктор».

Игры «Веселое конструирование» (разные виды конструктора).

Конструирование по замыслу (конструктор Лего)

Конструирование по теме «Транспорт»,

Конструирование по образцу

Конструирование «Космические корабли»

Самостоятельная деятельность «Строим сами» — (конструктор Лего)

Игры с использованием LEGO-конструкторов

Консультация для родителей по теме: «Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?»

Анкета для родителей.

Мастер – класс для родителей — «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

III этап. Результативность проекта:

Продукт проекта презентация детей

Заключение.

Дети получили больше информации по теме конструирование и робототехника., познакомились с новыми инструментами, используемыми в моделировании, расширили свой словарный запас Закрепили практические навыки в работе с инструментами и правила безопасности. новыми словами, пополнили знания и практические умения при изготовлении модели.

Родители, в свою очередь, пополнили запас знаний о военной технике и интересном способе изготовления игрушек из бросовых материалов, изготовили на мастер-классе собственные поделки

Установлены партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Изучение учебно – методической литературы и интернет ресурсов:

1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» — Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

2. Е. В. Фешина «Лего — конструирование в детском саду» — М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.

4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.

5. В. Куцакова. – М. : Творческий центр «Сфера», 2005 г.

6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.

7. О. В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.

8. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.»

9. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты:

11. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. — Москва, Владос, 2003 г.

Приложение

Приложение 1.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Мы проводим анкетирование с целью узнать: интересно ли Вашим детям делать поделки из бросового материала, бумаги.

Будем признательны, если Вы поможете нам ответить на следующие вопросы: 1) Количество детей в семье ___

Считаете ли Вы, что детям интересно делать поделки?

___

Как Вы считаете, с какого возраста можно заниматься техническим моделированием? ___

Кто должен знакомить детей с техническим моделированием?

родители

бабушки, дедушки

воспитатели

братья, сестры

другие (укажите) ___

(нужное подчеркнуть)

Любят ли в Вашей семье делать поделки? ___

Кто-нибудь из старшего поколения занимался техническим моделированием? ___

Как Вы считаете, есть ли польза для детей от технического моделирования? ___ Если да, то какая?

развитие творчества, воображения

развитие познавательных способностей

развитие исследовательских навыков

формирование тонкой моторики рук

другие (указать) ___

(нужное подчеркнуть)

Хотели бы Вы получить информацию о техническом моделировании и его значении в жизни дошкольника от педагогов дошкольного учреждения? ___

Спасибо!

Приложение 2.

Консультация для родителей по теме: «Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?»

В чем польза конструктора?

Прежде всего, детский конструктор является предлогом для того, чтобы общаться с детьми всех возрастов. Общение с конструктором не всегда дается ребенку так просто, как может показаться на первый взгляд, а то, что эта игрушка интересна такому авторитетному человеку, как папа вызывает особенный интерес к ней у ребенка. Нет необходимости собирать конструктор за ребенка, просто дайте ему экспериментировать и по возможности находите применение для его поделок на практике.

Играть, используя конструктор для детей не только весело, но и полезно. Ведь при сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление. Именно поэтому конструктор так полезен для детей любого пола и возраста, он помогает развиваться не только физически, но и творчески.

Какой вид конструктора выбрать?

1. Самым первым и простейшим конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают маленьких детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будете вы, а ребенок будет просто с удовольствием рушить ваши постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать, и вы увидите, что постепенно его постройки становятся все более сложными.

2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление, так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.

3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.

4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению многим другим навыкам.

5. Конструктор для детей «LEGO» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.

6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для деревянных используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они рекомендованы детям старше 5 лет, так как помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.

Существует еще множество других разновидностей конструкторов. Выбирая игру для своего ребенка, сначала соберите что-то самостоятельно, и вы поймете, подойдет ли такой вид конструктора вашему ребенку, а так же сможете оценить качество материалов.

Выбирая конструктор для детей, обратите внимание на его упаковку. Она должна быть прочной и привлекать внимание ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок хранил в ней не только сам конструктор, но и свои поделки, приучаясь таким образом быть бережливым и аккуратным. Хотя готовые поделки лучше хранить на видном месте, а не в коробке, чтобы ребенок всегда видел результат своих работ, гордился этим и стремился к большему.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Фестиваль технического творчества «IT-STAR2017»Фотоотчёт «Фестиваль технического творчества «IT-STAR2017» 27 апреля в одном из детских садов нашего города состоялся фестиваль технического творчества «IT-STAR2017». 26 мальчишек и девчонок из всех.

Использование деталей конструктора с различным видом соединения для обогащения навыков технического конструирования.Использование деталей конструктора с различным видом соединения для обогащения навыков технического конструирования. Цель: Развивать конструктивное мышление у детей через игру. В течении многих лет мы совместно с родителями стремились приобретать наборы.

Использование бросового материала (картонных коробок) для развития конструктивных способностейИспользование бросового материала (картонных коробок) для развития конструктивных способностей В народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие конструктивных способностей и навыков технического творчества в подготовительной группе»
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 21:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД