Ирина Капусткина
Проект «Развитие рефлексивных способностей у детей как фактор успешного условия социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Развитие рефлексивных способностей у детей как фактор успешного условия социализации дошкольников» (отчет 1 г работы)
Самые далеко идущие успехи науки и техники
рассчитаны не только на мыслящего,
но и ощущающего человека
Б. Г. Ананьев
Публикация «Проект „Развитие рефлексивных способностей у детей как фактор успешного условия социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность Недостаточная социализация и развитие личности ребенка дошкольного возраста к новым условиям в период перехода его к следующему этапу его жизни – обучение в школе. Поэтому наиболее важным и актуальным является вопрос о психолого-педагогических условиях, путях и методах ее формирования у зарождающейся личности, то есть вопрос: при каких условиях и с помощью каких средств, используя свои познавательные и другие возможности, постепенно дошкольник приходит к осознанию своих действий и поступков, своих физических и духовных сил, своего отношения к внешнему миру, к окружающим и самим себе.
Для того, чтобы выявить условия развития рефлексии у детей дошкольного возраста, необходимо обратиться к анализу основных достижений дошкольников в плане их всестороннего развития.
Научное обоснование проекта Особое внимание тема развитие рефлексии приобретает в русле культурно-исторической психологии и деятельностного подхода к психическому развитию человека.
Научно-психологические основы такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся российских ученых XX столетия — Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
Ключевые положения культурно-исторического и деятельностного подходов к пониманию онтогенеза психики (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. В. Брушлинский) явились отправной точкой и вместе с тем предметом проблематизации в ходе развертывания основных направлений анализа генезиса рефлексии.
Л. С. Выготский много внимания уделял анализу отношений человека с самим собой (а не с миром внешних объектов). Обычно самосознанием он называл определенный этап в развитии сознания человека, отделяя при этом самосознание как сторону, аспект сознания, для обозначения чего использовал термины «рефлексия», «самосознание» (употребляемый здесь в широком смысле, «интроспекция».
При рассмотрении в своих ранних работах механизмов сознания, Выготский сближал сознание и самосознание. Представляя самосознание аспектом сознания, Выготский подчеркивал значение рефлексивности как конституирующей характеристики сознания, указывая, что последнее возникает лишь с появлением самосознания. Обращение к самосознанию как аспекту сознания позволило Выготскому рассмотреть развитие рефлексии в онтогенезе, то есть изучить предпосылки появления в подростковом возрасте самосознания как высшего этапа в развитии сознания.
Плодотворные идеи о формировании физического Я человека были выдвинуты в трудах И. М. Сеченова. Он считал, что в основе всех актов самопознания вообще и направленных на осознание своего физического Я в частности лежит рефлекторная деятельность мозга, которая дает возможность создавать многообразные связи между отдельными ощущениями, идущими от наших органов чувств.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Основополагающие принципы:
- научность, гуманизм, демократизм;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом особенностей ее различных категорий;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
-его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Принципы построения педагогического процесса
• Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
• Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
• Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
• Принцип интегрированности
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др.
Объект Процесс развития социализации и личностного развития детей дошкольного возраста
Предмет Условия развития рефлексии у дошкольников.
Гипотеза Применение различных игровых приемов и методов, которые учат дошкольника анализировать и оценивать результаты своей деятельности, способствуют развитию рефлексии.
Цель Развитие рефлексивных способностей у детей дошкольного возраста
Основные задачи:
1 Провести теоретический анализ психологических и методических аспектов проблемы освоения приемов рефлексии детьми дошкольного возраста
2 Выявить эффективные условия развития рефлексивных способностей у детей дошкольного возраста.
3 Описать опыт работы по освоению приемов рефлексии детьми старшего дошкольного возраста в процессе рисования
4 подобрать игровые методы и приемы развития рефлексии как фактора успешной социализации дошкольника.
методы Наглядный, практический, словестный
Актуальность проекта
Как показывают исследования ученых самые первые проявления рефлексии отмечаются у детей дошкольного возраста. Очевидно, в начале этого возраста дети еще нерефлексивны. В пользу этого утверждения свидетельствует открытый Ж. Пиаже феномен эгоцентризма мышления ребенка и его эгоцентрической речи, психологическая сущность которых как раз и состоит в неспособности ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей, т. е. в его неспособности к децентрации.
Постепенно механизмом дальнейшей социализации ребенка становится его способность к идентификации с другими людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов, на основе которых развиваются его личностные качества. Присваивая себе этот образ, ребенок начинает через него осознавать себя, соотносить свое понимание этого эталона поведения и свое поведение. Соотнесение своего нравственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей (Мухина, 1997).
Рождающаяся рефлексия направлена на формирование у дошкольника представления о себе и отношения к себе и по своей сути является онтогенетически первой формой личностной рефлексии (Лисина, 1982).
В младшем школьном возрасте рефлексивная способность ребенка обогащается новыми качествами. Главным фактором ее развития становится сама учебная деятельность, успешное овладение которой способствует развитию интеллектуальной рефлексии. Новый вид рефлексии проявляется в поиске и отслеживании оснований собственных мыслительных действий в ситуации решения учебных задач. Рефлексия, наряду с умственными действиями анализа и планирования, является психическим новообразованием этого возраста.
Результаты психолого-педагогических исследований и практический опыт показывают, что имеющая место подготовка дошкольников к поступлению в школу является актуальной, и в настоящее время недостаточной. Возникает необходимость развития у детей старшего дошкольного возраста мыслительных способностей и личностных качеств, обеспечивающих их дальнейшее успешное обучение.
В старшем дошкольном возрасте коммуникативная рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни - обучению в школе. Поэтому наиболее важным и актуальным является вопрос о психолого-педагогических условиях, путях и методах ее формирования у зарождающейся личности, то есть вопрос: при каких условиях и с помощью каких средств, используя свои познавательные и другие возможности, постепенно старший дошкольник приходит к осознанию своих действий и поступков, своих физических и духовных сил, своего отношения к внешнему миру, к окружающим и самим себе.
Для того, чтобы выявить условия развития коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста, необходимо обратиться к анализу основных достижений старших дошкольников в плане их всестороннего развития.
Испытывая потребность в любви и одобрении, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, в том числи и со сверстниками. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, воображение и память.
В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о становлении ребенка, как личности.
Именно в дошкольном возрасте начинается формирование детской личности. В процессе игры, как ведущей деятельности в дошкольном детстве, ребенок опробует разные социальные роли, учится подчинять свои действия правилам. Это способствует дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа - Я - Я-реального и Я-идеального. У старшего дошкольника появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. Можно предположить, что при отсутствии различения вышеназванных планов образа-Я у ребенка возникают трудности в восприятии требований, предъявляемых к нему в процессе обучения, а также следовании им и адекватности оценки результатов своих действий.
К концу дошкольного возраста у ребенка формируется внутренняя позиция школьника, которая представляет собой систему потребностей, связанных с новой общественно значимой деятельностью ребенка - учением. Процесс появления внутренней позиции школьника можно рассматривать как создание необходимой предпосылки для последующего формирования у ребенка социальной идентичности, т. е. отнесение ребенком себя к определенной группе - группе школьников. Наиболее важным шагом в процессе обретения ребенком социальной идентичности является начало учебы в школе, непосредственное включение его в тот социальный контекст, о котором у него существует некоторый образ, сложившийся в результате рассказов взрослых о школе и учебе. У ребенка появляется возможность действовать в этой новой для него социальной ситуации.
При этом, коммуникативная рефлексия формируется в процессах социально-коммуникативных взаимодействий ребенка со взрослым при поиске им ситуаций игровой кооперации между собой; в процессах социально-коммуникативных взаимодействий со сверстниками в ситуациях соперничества и соревнования; а также в процессах овладения ребенком собственным поведением при формировании им действий по саморегуляции.
Таким образом, правильно сформированное самосознание у старшего дошкольника, является предпосылкой к успешной учебной деятельности.
Проект долгосрочный, расчитан на три года
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный (2020- 2021) Изучить научную литературу по теме проекта (развитие рефлексивных способностей у детей дошкольного возраста) Описание понятий рефлексия, социализация их взаимосвязь и значимость развития рефлексивных способностей в дошкольном возрасте. Цель-Теоритеческое обоснование темы проекта, изучение понятия рефлексия.
II этап проектировочно-организационный ( 2020-2021) Подобрать игровые приемы и способы развития рефлексивных способностей у дошкольников Подбор методической литературы, игровых методов и приемов для развития у детей рефлексивных способностей.
Составление плана работы по развитию рефлексивных способностей у дошкольников. Создание картотеки проведения утреннего и вечернего круга.
Теоретическое обоснование проекта
Рефлексия — это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости- перестроить их, найти новые для этого основания.
Рефлексия — это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими ценностями, отношениями. Рефлексировать что-то — значит «пережить» это, «пропустить через свой внутренний мир», «оценить».
Согласно точке зрения Б. Г. Ананьева, рефлексия как форма самосознания возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя в качестве субъекта своих действий. Однако границы данного периода весьма неопределенны, поэтому, по мнению Ананьева, окончательное решение этого вопроса на данном этапе исследования проблемы самосознания еще невозможно
Хуторской А. В, предлогает методику организации рефлексии, эту методику можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Рефлексия включает в себя следующие этапы:
1. Остановка предметной деятельности. Выполняемая деятельность завершается или приостанавливается.
2. Восстанавливается последовательность действий.
3. Изучается последовательность действий.
4. Выявляются и формулируются результаты рефлексии.
Результаты рефлексии могут быть представлены как:
- идеи, предложения, ответы на вопросы и т. п. по содержанию предметной деятельности;
- приемы и способы действий, которые использовались в ходе деятельности;
-гипотезы, прогнозы по отношению к осуществлению дальнейшей деятельности по ее качественной и количественной стороне.
5. Проверяются гипотезы на практике в последующей предметной деятельности.
Плодотворные идеи о формировании физического Я человека были выдвинуты в трудах И. М. Сеченова. Он считал, что в основе всех актов самопознания вообще и направленных на осознание своего физического Я в частности лежит рефлекторная деятельность мозга, которая дает возможность создавать многообразные связи между отдельными ощущениями, идущими от наших органов чувств.
В педагогике – рефлексия как процесс критического осмысления педагогом оснований, характера, структуры, процессов и результатов собственной профессиональной деятельности.
Выделяют два вида рефлексии:
• Личностная рефлексия - познание человеком собственных личностных качеств, а также представлений других людей о них;
• Рефлексия учебной деятельности – способность личности к оценке собственной учебной деятельности.
Рефлексия состоит из внутренних процессов :
• самопонимание и понимание другого;
• самооценка и оценка другого;
• самоинтерпретация и интерпретация другого.
И есть основные формы рефлексии:
• Обращение назад: «Что я делал? Каким образом?»
• Интроспективная: осмысливание настоящего: «Что я делаю? Апробирую и внедряю новое».