Акопян Наира Григорьевна
Проект «Родина многонациональная» для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
• по виду проектной деятельности : социально-значимый
• по составу участников: групповой;
• по продолжительности: долгосрочный (10.10.2020-05.03.2021)
Социальные партнеры проекта : воспитанники подготовительной к школе группы», родители (законные представители) воспитанников, педагоги группы.
Публикация «Проект „Родина многонациональная“ для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет)» размещена в разделах
Актуальность
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т. п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо, ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
Объект: процесс воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет: педагогические условия воспитания толерантности у старших дошкольников.
Проблема:
В нашей группе, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей (представители из Дагестана, Украины, Армении, Русские). Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
Цель проекта - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Задачи проекта :
- воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
– развитие коммуникативные способности как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
– формировать представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и индивидуальности других детей; – формировать у детей навыки социальной ответственности;
– воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;
- познакомить детей с их обычаями, традициями, фольклором, кухней, особенностями культур разных народов, проживающих в городе Краснодаре, на Кубанской земле, России;
- способствовать развитию у детей таких качеств как : отзывчивость, справедливость, дружелюбие, эмпатия, сопереживание, сочувствие, содействие, посредством различных видов деятельности (изобразительной, двигательной, коммуникативной и др.);
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр разных национальностей, проживающих в Краснодарском крае и России и содействовать их использованию в самостоятельной деятельности;
- организовать выставку «Национальный костюм» с привлечением родителей воспитанников и педагогов детского сада;
- организовать участие детей группы и их родителей в разных формах культурно-досуговой деятельности в детском саду, в рамках сетевого взаимодействия среди ДОУ г. Краснодара.
Практическая значимость
Считаем, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Предполагаемый результат:
Дети:
- познакомятся с традициями, обычаями и культурой людей разных национальностей, проживающих в городе, в Краснодарском крае и в России; - с интересом будут рассказывать о своей этнической принадлежности, традициях своей нации и разных народов;
- познакомятся с разнообразием подвижных игр разных национальностей сверстников, Краснодарского края и России и будут использовать их в самостоятельной деятельности;
- с интересом примут участие вместе с родителями и воспитателем в праздниках, развлечениях, фестивалях, организованных на разных уровнях. Родители (законные представители) воспитанников:
- между семьями воспитанников и детским садом усилится взаимосвязь в вопросах воспитания у детей толерантных отношений; - будут активно участвовать в совместных мероприятиях;
- проявят терпение в общении с ребенком; помогут ребенку в среде сверстников и взрослых рассказывать о своей дружной семье и о своей национальности, ее традициях, обычаях и культуре, культурах разных народов;
- будут владеть знаниями в области воспитания толерантности у детей дошкольного возраста, вступают в дискуссию по данному вопросу.
Педагоги:
- усовершенствуют профессиональное мастерство в вопросах воспитания толерантного поведения у дошкольников;
- освоят проектную технологию, включат ее в практику работы детского
сада, что содействует формированию единого воспитательно-
образовательного пространства ДОУ и семьи;
- создадут в детском саду необходимые условия для сотрудничества с семьями воспитанников, реализовывая личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию. Формы работы:
- НОД – совместная деятельность педагога и детей по формированию у них основ толерантности и воспитания таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность, межличностное общение, искусство жить в мире непохожих людей, воспитание нравственных чувств. Знакомство детей с традициями народов разных стран.
- Беседы – углубляют, уточняют и систематизируют представления ребенка, при условии соответствия их содержания интересам детей.
- Наблюдения – цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных представлений об окружающем.
- Игра – основной целью которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; в процессе которой, формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников разных национальностей, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
- Психогимнастика, направленная на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Мое настроение», «Веселый – грустный»).
- Проведение концерта и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира.
- Театрализованная деятельность дошкольников – драматизация по сценариям, в основе которых сказки народов мира; игры-упражнения, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.
- Экскурсии в музеи.
- Просмотр видеороликов, видеофильмов, мультфильмов с целью формирования у детей основ толерантности и воспитания таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность, межличностное общение, искусство жить в мире непохожих людей, воспитание нравственных чувств. Знакомство детей с традициями народов разных стран.
Методы способствующие активизации процесса формирования основ толерантности у детей :
1. Игровые методы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на поставленной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.
2. Метод воображаемых ситуаций (местом, ролями, оборудованием, действиями) повышает степень усвоения познавательного материала.
3. Метод игра - путешествие используется для уточнения знаний детей.
4. Метод сюрпризный момент способствует активизации эмоциональности детей.
5. Словесный метод:
- прием сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в историческом развитии и культурах разных народов мира, причины этих сходств и различий;
- прием развивающие вопросы. В ходе такой беседы ставим вопросы, побуждаем детей - на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний - сравнивать, сопоставлять отдельные факты, явления, присущие этническим культурам, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное или единичное в культурах разных народов.
6. Метод моделирования и конструирования, сочетающий словесное объяснение, практическую реализацию и игровую мотивацию. Данный метод будет использован при работе с глобусом, картами.
Этапы работы над проектом :
Первый этап – Организационный (10.10.2020-10.11.2020 год)
•- Провести анализ проблемы, поставить цель и определить задачи проекта.
•- Выявить национальный состав семей воспитанников детского сада.
Установить партнёрские взаимоотношения педагогов с родителями :
– беседы и просмотры домашних праздников (фотоматериалы);
– анкетирование родителей (выявить особенности отношения родителей к проявлению этнотолерантных установок и выявление знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста).
Изучить особенности проявления толерантности у детей 5–7 лет : – определить уровень знаний детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей;
– определить уровень развития эмоционального компонента толерантности у старших дошкольников;
– выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Создать условия для реализации содержания проектной деятельности : - Изучить нормативно-правовую базу по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста.
- Подготовить развивающую предметно-пространственную среду:
- экспонаты для выставки «Национальный костюм» (собранные и изготовленные руками педагогов детского сада и родителями воспитанников);
- оборудование для различных видов деятельности (двигательной,
изобразительной и др.);
- иллюстративный материал и демонстрационный материал, знакомящий с народами, населяющими Россию;
- музыкальный ряд, используя Интернет-ресурсы;
- детскую художественную литературу;
- картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек;
- цикл тематических бесед;
- подвижные игры разных народов, проживающих на территории города,
Краснодарского края, России;
- семейные фотоальбомы;
- серию мультипликационных фильмов, презентаций по теме проекта. - Создать благоприятный социально-психологический климат как основу формирования толерантного пространства.
- Провести родительское собрание по проблеме «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста» с целью освещения проблемы культуры общения детей в группе и ознакомления с моделью трех вопросов для того, чтобы родители имели представление :
- о направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка;
- о том, что дети уже знают и что хотят узнать;
- чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время;
- каких результатов можно ожидать;
- о чем можно поговорить с ребенком дома;
- какие материалы могут понадобиться. Т. е. с целью вовлечение родителей воспитанников в проектную деятельность.
Второй этап – Основной (10.11.2020-20.02.2021 год)
Воспитание любви и уважения к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям.
1. Познавательная деятельность ориентирована на развитие интереса к человеку, обществу, учёту личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта.
- создание мини-музеев: о народностях РФ, национальных костюмах, куклах-оберегах и т. д. ;
2. Игровая деятельность – игры и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
3. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.
4. Познавательно - исследовательская деятельность:
- создание мини-музеев: о народностях РФ, национальных костюмах, куклахоберегах и т. д. ; - мастер классы для детей и взрослых.
5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:
- «День вежливости»;
- «День прав ребенка»;
- «День добрых дел»;
- «Семья – всему голова»; - «Мы помощники».
6. Издание групповых тематических газет и плакатов совместно с родителями для детей и взрослых.
Выпуск папок-передвижек «Права и обязанности взрослых и детей», стенгазет, буклетов-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
– цикл тематических занятий по группам : «История моей семьи», «Моя страна и её соседи», «Генеалогическое древо семьи», «Мои друзья»; – развлечения с детьми: «Русские народные игры», «Игры разных народов»;
– игровой тренинг «Пойми меня»;
– деловая игра: «Суд идет». Тема: «Суд над толерантностью»;
– консультации для родителей : «Диалог с ребёнком», «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;
– семинар-практикум для педагогов «Не оценивать, а ценить» с элементами тренинга эффективного взаимодействия;
– конкурс народных игр (педагоги – дети – родители).
Третий этап – Заключительный (20.02.2021-05.03.2021 год)
В основу презентации положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал детей, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта :
- выставка детско-родительского творчества;
- совместные с сверстниками подвижных игр разных национальностей;
- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Школа меленького экскурсовода» и др. ; - участие в итоговых мероприятиях для детей детского сада, гостей и родителей.
В процессе своего выступления перед сверстниками, в совместных играх дети приобретают навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.). Взаимодействие специалистов детского сада:
1. Проводят анализ деятельности.
2. Обобщают результаты работы (составляют фотоальбом совместно с детьми «Как это было»). Организовывают итоговое мероприятие (концерт, участие в фестивале семей воспитанников).
3. Подводят итоги и организуют презентацию проекта (выступают на педсовете ДОУ, родительском собрании). Отмечают семьи воспитанников, принявших участие в проектной деятельности, дипломами и благодарственными письмами.
Вывод;
В целом проект помог детям не только приобрести представления о понятии толерантности, но и помог развить навыки совместной деятельности, способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию элементарных правил и культуры поведения.
В результате работы:
1. Дети усвоили нормы и ценности принятые в обществе, стали эмоционально отзывчивыми. 2. Умеют самостоятельно общаться.
3. Уважают чувства сверстников, определять и различать человеческие эмоции, чувства.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.