Лучший педагог года

Проект для старших дошкольников «Русская березка»

Пирозерская Ольга
Проект для старших дошкольников «Русская березка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №73

Проект на тему «Русская березка».

(старший дошкольный возраст)

Составила

Воспитатель:

Пирозерская

Ольга Владимировна

Ангарск, 2019г.

Оглавление.

1. Актуальность и проблема выбранной темы, цель и задачи проекта….3

2. Реализация проекта…. 4

3. Список литературы….7

4. Приложение….8

Публикация «Проект для старших дошкольников „Русская березка“» размещена в разделах

Проект для дошкольников.

Тема: «Русская березка».

Вид проекта : познавательный.

Сроки реализации: долгосрочный.

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Участники проекта : воспитатель, родители, дети старшей группы.

Актуальность: воспитание экологической культуры-это одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать интерес к ней, умение видеть красоту, своеобразие, неповторимость необходимо с малых лет, т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает русский народный фольклор. Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Целенаправленное и систематическое использование произведений русского фольклора в детском саду определяет успешность общего развития ребенка в период дошкольного детства. Гордостью русского народа считается красавица русских лесов-березка. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Хочется верить, что все то доброе, что мы стараемся посеять в душах маленького человека, прорастет и даст свои положительные всходы. А на них образуются крепкие и полезные плоды в виде осознанного отношения к природе, желания сделать свой вклад в ее сохранение и приумножение.

Проблема: недостаточные представления дошкольников о русской березке как символе русского народа и России, несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о русской березке как символе русского народа и России, формирование экологически грамотного поведения дошкольников в окружающей природе через использования русского народного фольклора.

Задачи:

1. Сформировать представления у детей о березе, как живом растении и символе страны.

2. Формировать навыки экологически правильного и осознанного поведения старших дошкольников в природе.

3. Развивать познавательный интерес.

4. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

5. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

Реализация проекта

Этапы работы:

1. Подготовительный.

Сбор информации, подбор художественной литературы, оборудования, обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

2. Основной.

Образовательные области Совместная образовательная деятельность Работа с родителями

«Речевое развитие» 1. Чтение сказки Л. И. Горошкина «Березка».

Рассказ» И. Соколов-Микитов «Береза».

Стихи: Н. И. Птухина «Ода березе», Л. М. Смирнова «Березка голову склоня», П. Воронько «Береза», С. Есенин «Белая береза», И. И. Бунин «Береза», А. Прокофьев «Люблю березку русскую», Л. Каваляка «За окном березки», И. Агеева «Белоствольная береза».

2. Загадки про березку

3. Пословицы и поговорки

4. Народные приметы 1. Помощь в подборе информации.

2. Оформление папки-передвижки «Березовое царство-лучшее лекарство», «Приобщение детей к русской культуре».

3. Совместное оформление альбома «Русская березка».

4. Привлечение родителей в акции «Сохраним березу здоровой».

5. Экскурсия семьи в березовую рощу «Наш воскресный выходной».

6. Рекомендации для родителей «Березкины слезки».

«Художественно-эстетическое развитие» 1. Хороводы: «В золоте березонька», «Ай, да березка»

2. Слушание: «Ах ты, береза» Раухвергера, «От чего так в России березки шумят», «Березовый сок».

3. Пение: «Во поле березка стояла»

4. Рисование на тему «Береза в зимнем уборе» (нетрадиционная техника) Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования, развивать образное мышление, воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке, развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание.

5. Конструирование из бумаги на тему «Березки».

Задачи: познакомить детей с символом России – березой; формировать умения детей конструировать березу из бумаги; развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; творческие способности детей; воспитывать любовь к природе.

6. Лепка с элементами аппликации «Русская красавица-березка». Задачи: закреплять приемы лепки (раскатывание, сглаживание); приемы аппликации - способ обрывания, вырезывания волнистых линий; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

«Социально-коммуникативное развитие» 1. Беседа на тему «Береза строить и жить помогает». Цель: познакомить детей с применением березы в наши дни.

2. Составление описательных рассказов о березе. Цель: Закреплять знания о березе, развивать связную речь детей, воспитывать бережное отношение.

«Познавательное развитие» 1. Просмотр презентации «Люблю березку русскую». Цель: продолжать формировать знания о березе, как символе страны, расширять кругозор детей.

2. Цикл наблюдений «Встреча с русской красавицей», «Наблюдение за березой в ветреную погоду», «Сравнение березы с другими деревьями», «Береза зимой», «Наблюдение за березой с составлением сказок и рассказов».

3. Д/ игры: «С какого дерева листок», «Найди дерево по описанию», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки».

4. Беседы на тему «Береза-символ России». Цель: приобщать детей к социально-культурным ценностям.

«Целебные свойства березы». Цель: формировать представления о пользе и целебных свойствах березы; активизировать внимание и память детей.

5. Исследование бересты под лупой. Рассматривание картин русских художников И. Э. Гребаль «Февральская лазурь», И. И. Шишкина «Березовая роща», И. И. Левитана «Березовая роща». Цель: показать детям красоту русской природы.

«Физическое развитие» Подвижные игры «Раз, два, три-к березе беги», «Кто быстрее соберет березовые почки».

Игра м/п «Хорощо -плохо». Цель: закрепить знания детей о значимости березы; выделять хорошие и плохие стороны дерева.

3. Заключительный.

Оформление альбома «Русская березка». Вернисаж детских работ. Проведение праздника «День березки».

Вывод. Таким образом, через использование народного фольклора в экологическом образовании у детей сформировались представления о березе, как символе страны, навыки правильного и осознанного поведения в природе, повысился интерес к устному народному творчеству, а также появляется желание беречь природу, понимать и любить ее.

Список литературы

1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н. В. Елкина, О. В. Марничева, популярное пособие для родителей и педагогов-Ярославль: «Академия развития», 1997.

3. Интернет ресурсы:www.MAAM.RU/Mail.ru.

4. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество/Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. -М. : Высшая школа, 1983.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С. Н. Николаева. -М. : Академия, 2005.

6. Рыжова Н. «Наш дом-природа» : Об экологических пособиях для детей 5-7 лет.

7. Соколова Л. Воспитание ребенка в русских традициях/ О. Е. Антонов, Л. В. Левитана-М. : Айрис-пресс, 2003.

8. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ Г. А. Лапшин-2-е изд. -Волгоград: Учитель. -2008.

9. Чернякова Н. «Экологическая работа в ДОУ». Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.

10. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва, 2010.

Приложение

Цикл наблюдений в природе за березкой.

«Встреча с русской красавицей».

Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей? Почему? Представление о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнем строении, жизненных функциях (питании, дыхании, рот, размножение).

«Наблюдение за березой в ветреную погоду».

Цель: формировать у детей умения видеть состояние дерева в разную погоду; воспитывать наблюдательность.

«Сравнение березки с другими деревьями».

Цель: продолжать формировать умения детей сравнивать различные деревья, различать их; воспитывать наблюдательность.

«Береза зимой».

Цель: формировать представления о приспособлении березы к зимним условиям; воспитывать бережное отношение к растениям.

«Наблюдение за березой с составлением сказок, рассказов».

Цель: формировать умения детей выражать свое отношение к растительному миру в слове; воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Пословицы и поговорки о березе :

Бела береста – да деготь черен.

Для врага и береза – угроза.

Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

Береза ума дает (о розгах).

Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

По мне, хоть бела берёза расти! (не забочусь)

Где дубняк, там и березняк.

Ель да береза, чем не дрова?

- Берёза не только лесная красавица, но она и лесная целительница.

Народные приметы

• Берёзу хорошо посадить рядом с домом для благополучия семьи, защиты от молнии.

• Если берёзовые ветки бросить на огородные грядки – не будет гусениц на капусте.

• Если стегать захворавшего ребёнка берёзовым прутом, болезнь тут же его отпустит.

• Берёза – это благословленное дерево, некогда укрывшее Богородицу и Христа от непогоды.

• Как лист берёзы развернётся полностью, так можно сажать картофель.

• Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.

• Если в августе листья на берёзах желтеет снизу – ранний сев будет хорош.

• Коли лист с дуба и берёзы упал чисто – лёгкий год, не чисто – к суровой зиме.

• Если из берёзы течёт много соку, то быть лету дождливым.

• Если берёза распустится раньше ольхи и клёна – жди сухого лета.

• Если листья берёз начали желтеть сверху, быть весне ранней, если листья желтеют с нижних ветвей, быть весне поздней.

Березовое полено закапывают под порогом новой конюшни, чтобы велись кони, а также бросают после выпечки хлеба в печь, чтобы ягнята были большими.

Сценарий праздника «День березки».

Цель: продолжать приобщать детей к ценностям народной культуры; создать радостное настроение; воспитывать бережное, заботливое отношение к березе.

Действующие лица: ведущая, Березка, леший, Заря-зяряница.

Под музыку дети выходят на площадку, садятся на места

Ведущая. Ребята вот и пришли мы в гости к берёзке - главному и любимому дереву на Руси. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси. В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях, наступало время весёлого и красивого древнего, русского праздника - Зелёных святок, по – другому, Троица. Праздник Троица любимый праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. В праздник на Троицу в особом почёте была Берёзка.

Ведущая. Заведём хоровод, чтоб радостным и весёлым был весь год.

Дети водят хоровод вокруг берёзки «Во поле береза стояла»

Ведущая. В старину много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.

1-й реб. Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

2-й реб. С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную!

Раздаётся стук по дереву.

Ведущая. Ой, что за стук? Не дятел ли это стучит?

Леший. Нет это я старичок - Леший! (идёт к берёзе, любуется)

Ай да, берёзка, ай, да красавица! Молодцы ребята! Давно я не видел хороводов на поляне. У вас так весело, что и мне захотелось с вами поиграть. А вы ребята, уважите меня старого, поиграете со мной?

Игра «Разбегиши»

Ход игры:

Леший стоит в центре круга, дети взявшись за руки, идут по кругу. Все говорят хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят.

( Леший со словами: «Раз. Два, три - беги!» догоняет детей, а они убегают от него, кого поймает Леший тот становится в центр круга, и будет догонять. Игра повторяется несколько раз)

Леший. Ну, вот я с вами наигрался. А позову ка я сюда свою внучку, пусть тоже на берёзку полюбуется, да с ребятами позабавится.

(Леший играет на металлофоне. Появляется девица в красном сарафане)

- Я Заря - заряницу,

Красная девица!

Леший. Это внучка моя Зоренька! (Заря вокруг берёзки обходит, любуется)

- А какая она у меня затейница! Сколько она игр знает да потех!

Игра «Заря – заряница»

Дети стоят по кругу. Леший держа за ручку Зарю, ходит по кругу и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца завитые-

За водой пошла…

(С последними словами, Заря осторожно кладёт руки на плечи одному из игроков. После этого игрок убегает от зари по кругу и становится на своё место. Она его ловит, если поймала, то игрок становится Зоренькой. Игра повторяется несколько раз)

Заря. Вижу, играть вы умеете.

Ведущая. Конечно Зоренька. А сейчас бери красивые ленточки и становись с нашими ребятами на веселый танец.

Танец «Танец с ленточками»

Леший. Ну, ребята порадовали вы нас, да позабавили! Загадаю вам загадку и послушаю отгадку.

- В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (береза)

Заря. Правильно, берёза!

- Тише, тише, тишина

Кто-то к нам спешит сюда

Это Березка к нам идет

И сюрпризы всем несет.

(Входит Березка)

Березка : Это я, Березка в новом сарафане!

Хочется мне дети, веселиться с вами

С праздником вас дети, всех я поздравляю!

Счастья вам, веселья, радости желаю!

- Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие! Очень я к вам спешила, ведь сегодня такой замечательный праздник - Троица.

Ведущая: Милости просим к нам. Березонька белая, березка кудрявая, а наши ребята ждали тебя.

Березка : Ребята, а я не с пустыми руками пришла, принесла для вас загадки.

Жаркий шар на небе светит

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя,.

(солнце)

Он поплачет над садами -

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний.

(дождик)

Длинные ушки, быстрые лапки,

Серый, но не мышка.

Кто это?.

(зайчишка)

Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться может.

Конечно, это…

(ёжик)

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?.

(лиса)

Березка : Вот какие умненькие ребята в вашем детском саду, все загадки отгадали.

Березка : Берёзонька скрипела, добрых гостей созывала: «Приходите детишки ко мне гулять! Меня белую берёзу украшать», обещала сама согнуться, сама в веночки завиваться.

3 реб. (девочка) - Одарю берёзку алой ленточкой,

Да переленточкой.

А ещё шёлковым платком,

Да лазаревым венком.

Березка : Девочки, подружки мои милые, становитесь в круг скорей, будем березу украшать, лентами атласными повязывать.

(Березка, Заря и девочки украшают берёзку ленточками)

Березка : А теперь скажу вам я, что прощаться нам пора…

Праздник весёлый удался на славу,

Мы думаем, всем он пришёлся по нраву!

Леший. Прощайте, прощайте, все счастливы будьте!

Здоровы, послушны и нас не забудьте!

(герои уходят)

Ведущий: Сегодня у березки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Но и нам пришла пора прощаться.

5 реб. Улыбнулись сонные березы,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

6 реб. Становись честной народ

Нынче русские березки

Затевают хоровод.

Дети становятся в хоровод и уходят в группу.

Публикации по теме:

«Русская березка». Интегрированное занятие для детей старшей группы«Русская березка». Интегрированное занятие для детей старшей группы «Русская березка!» Интегрированное занятие для детей старшей группы. Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви.

Конспект занятия по аппликации «Русская березка»Конспект занятия по аппликации «Русская березка» Цели и задачи: -Познакомить с березой – самым любимым и почитаемым деревом русского народа, особенностями ее строения и внешними признаками.

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша — кормилица наша» Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша – кормилица наша» Задачи: *пробуждение у детей интереса к народным традициям,.

Презентация занятия «Русская красавица березка» Презентация «Русская красавица березка».НОД ОО «Познание», «Развитие речи», «Художественно- эстетическое развитие» в старшей группе. Тема:.

Проект для старших дошкольников «День Победы»Проект для старших дошкольников «День Победы» Актуальность. В настоящее время достаточно остро стоит вопрос воспитания патриотов России, граждан, способных к социализации в условиях гражданского.

Проект для старших дошкольников «Огород на окне» Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе имеет выращивание растений.

Проект для старших дошкольников «Синяя сказка» Проект для старших дошкольников «Синяя сказка» Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, особенно важно уделять время для развития.

Проект «С песней по жизни» для старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию долгосрочный проект "С песней по жизни" Проблема - Можно ли объединить в единое целое радость, пение и дыхание?.

Конспект занятия для детей старшей группы «Русская березка — символ России» Конспект занятия для детей старшей группы «Русская березка-символ России» Цель: Познакомить детей с символом России- березкой. Задачи:.

Творческий проект по ИЗО для старших дошкольников «Портрет человека»Творческий проект по ИЗО для старших дошкольников «Портрет человека» РОЕКТ «ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА" МКДОУ Савинский детский сад №2, воспитатель старшей группы Рогожина Ю. Н. 2019 гг. Творческий проект по ИЗО.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для старших дошкольников «Русская березка»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 12:55
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД