Светлана Бычкова
Проект для детей старшей группы «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшей группы
(по ознакомлению детей с русской культурой)
Подготовили: воспитатель I категории
Бычкова Светлана Геннадьевна
2021 г.
Паспорт проекта
Тип проекта : комбинированный, познавательно-речевой, взросло-детский
Публикация «Проект для детей старшей группы „Русская изба“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : 1 месяц
Участники проекта : дети старшей-подготовмиеьной группы, родители, воспитатели группы
Генерация идей
1. Быт крестьян, атрибуты крестьянского быта, макет крестьянской избы.
2. Изба, интерьер, куколка (оберег) дома, красный угол, лавки, печь, чугунки, самовар, колыбель, прялка.
3. Крестьянское подворье – колодец - «журавль», гумно, амбар.
4. Традиции и праздники Пасха, куличи, яйца.
Актуальность проекта
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т. е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, игрушки.
Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к искусству, вместе восхищаться росписями по деревянным и глиняным изделиям, учить понимать многофункциональное назначение предметов, их лаконизм, красоту. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется укачивать малышей в люльке.
Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька, предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей.
Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т. д., выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на специальных занятиях и в свободной детской деятельности.
Дети нашего детского сада проявляют активный интерес к русскому быту, к устройству русской избы (к разнообразию старинных предметов домашнего быта, разделение труда в семье, к обычаям и культуре народа, носителями которых они являются.
Цель проекта. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа, формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре, посредством знакомства с основами русской избы.
Задачи проекта :
• познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;
• познакомить с крестьянским подворьем;
• познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
• воспитывать патриотические чувства.
Участниками данного проекта являются дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
Методы проекта : исследовательский, творческий.
- занятия
- наблюдения
- беседы
- чтение художественной литературы
- обобщение
- прогнозирование
- самостоятельная творческая деятельность
- оснащение предметно-пространственной среды
- игровые технологии
- работа с родителями
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы:
• с детьми в специально организованной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;
• с родителями в просветительской работе, в специально организованной совместной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
№ Тема
Подготовительный
1. Знакомство детей с русской избой
Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.
2. Чтение энциклопедий, литературных произведений. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
Цель: Познакомить детей с народным фольклором.
Основной
1. Рассказ воспитателя о русской избе
2. Рассматривание «Старинных предметов домашнего быта»
3. НОД: «Загадки о предметах быта»
4. НОД рисование «Русская печь»
Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.
5. НОД: «Как строили дом на Руси»
Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов традиционной русской культуры.
6. НОД: «История появления тряпичной куклы, её роль и место в крестьянском быту» (изготовление тряпичной куклы).
Цель: Знакомить детей с народно-прикладным искусством.
7. Слушание народных песен (аудиозапись).
Пение знакомых колыбельных песен.
8. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».
Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.
Заключительный
1. Изготовление макета старинной русской избы
Цель: Дать понятие «красный угол».
2. Оформление выставки «Русская изба»
3. Создание совместно с родителями выставки «Предметы русского быта»
4. «Светлая Пасха» - финальное мероприятие проекта
Цель: Знакомство с традициями проведения русского праздника.
Ресурсное обеспечение: конспекты НОД, наглядные материалы (альбомы, слайды, энциклопедии, материалы для творчества, предметы домашнего обихода (сундук, печь, лавки, ушат, люлька, посуда.
Работа с родителями:
• консультация «Как люди на Руси жили»;
• оказание родителями помощи в оформлении выставки.
Гипотеза проекта : Если не знать, не беречь традиции русской культуры, то русская культура навсегда исчезнет из нашей жизни.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве, крестьянского подворья и его элементов.
2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
4. Совместными усилиями детей и родителей создадим макет русской избы и подворья.
5. Будет создана выставка «Русская изба».
6. Проведение финальное мероприятие проекта «Светлая Пасха».
Методическое обеспечение
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Санкт-Петербург, 2002
2. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» М. А. Захарова, Москва, 2010 г.
3. https://50ds.ru/metodist/3046-kak-lyudi-na-rusi-zhili.html
4. https://50ds.ru/vospitatel/4760-krestyanskiy-dvor-maket.html