Ольга Карнаухова
Проект «Сказки с берега Байкала» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «ЦРР- д/с № 12 «Золотая рыбка»
Название проекта «Сказки с берега Байкала»
Автор проекта : Воспитатель старшей группы «Пчелка» Карнаухова Ольга Юрьевна.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : 2 недели.
Участники проекта : дети старшей группы «Пчелка», воспитатель, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Сказки с берега Байкала“ в старшей группе» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Основанием для моей работы послужила тематическая неделя: «Моя малая Родина – священное море славный Байкал». В течении всей недели мы изучали с детьми флору, фауну озера Байкала, а также животные эндемики замечательного озера, которыми заинтересовались ребята нашей группы.
Байкал несомненно является уникальным объектом природы. И знакомство с животным и растительным миром Прибайкалья дает возможность формировать у детей представления об их обитателях, особенностях строения и приспособлениях к условиям жизни, расширять кругозор.
Во время изучения о животном мире озера Байкала у ребят возник вопрос: - «Зачем нерпе когти?». И тут я вспомнила, что у меня есть книга «Экологические сказки с берега Байкала» автором, которой является Софья Бунтовская. В этой книге есть сказка, которая может помочь детям ответить на интересующий их вопрос. Она так и называется «Для чего нерпе когти». Мы с ребятами прочитали эту сказку. Сказка так понравилась нашим ребятам, что в конце недели, когда у нас проходит театральная пятница, они решили обыграть сказку с помощью театра. Мне эта идея очень понравилась, потому, что на мой взгляд театр – это самое доступное средство для детей дошкольного возраста, с помощью которого мы можем решать целый ряд задач разных образовательных направлений, связанных с речевым, социально – коммуникативным, познавательным, художественно - эстетическим развитием ребенка. И здесь у нас работа закипела! Мы написали сценарий, распределили роли, родители помогли в изготовлении масок, костюмов.
Проблема: Однако на репетициях, у многих детей возникли трудности речевого развития. К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами. На сегодняшний день эта проблема очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Детям в моей группе было трудно говорить монолог от лица сказочного героя, в четком произношении слов– дикции, в совместных диалогах друг с другом. Некоторые дети не всегда полно и доступно могут выразить свои мысли, не находят достаточно слов. Поэтому Цель работы по данному проекту : развивать связную речь старших дошкольников через театральную деятельность.
Задачи проекта :
1 - Расширять знания детей о животном мире озера Байкал, через фольклорные, авторские литературные произведения;
2 - Развивать связную речь старших дошкольников, через театральную деятельность используя сказки Прибайкалья;
3 – Приобщать родителей к совместной с детьми театральной деятельности.
Предполагаемые результаты проекта :
- У детей расширятся знания о флоре и фауне озера Байкала; обогатится и активизируется словарь по теме;
- Дети познакомятся с авторскими сказками про озеро Байкал; легендами; стихотворениями; загадками;
- Ребята освоят средства образной выразительности (смогут передавать характер сказочного героя, с помощью мимики, жестов, интонации);
- У детей появится умение использовать свою связную речь в обращении к зрителям (монолог) и строить со сверстником диалог.
- У родителей появится интерес к совместной с детьми театральной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1 этап проекта – «Подготовительный».
- На этом этапе происходил подбор познавательного материала про флору и фауну озера Байкал (энциклопедии, видеофильмы, иллюстрации);
- подбор фольклора про озеро Байкал (авторские сказки, легенды, стихотворения, загадки про Байкал);
- изготовление масок, атрибутов костюмов к сказке;
- создание сценария по авторской сказке Софьи Бунтовской «Для чего нерпе когти»;
- вовлечение родителей к совместную с детьми театрализованную творческую деятельность, анкетирование «Ребенок и театр» Цель: выяснить отношение родителей к театру и желание вовлечь ребенка в мир театрализованной деятельности; консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома»
2 этап проекта – «Практический»
- На этом этапе проекта я проводила с детьми беседу про озеро Байкал : «Чудо озеро Байкал» Цель: развивать познавательный интерес к животному миру озера Байкала.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий про озеро Байкал;
- Чтение и пересказ авторской сказки Софьи Бунтовской «Для чего нерпе когти?», «Сказка про меткую нерпу», «Нерпенок», сказка «Желтый, белый и лиловый». Легенды: «Легенда о богатыре Байкале», «Ангарские бусы», «Чайка необычайка», «Легенда об огненном драконе»
- Творчество детей: рисунки, аппликации, лепка
- Заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов, обыгрывание, мини-сценок по сказке «Зачем нерпе когти?»;
- Технологические карты «Викторина по сказкам Байкала для детей старшего дошкольного возраста»,.
3 этап проекта – «Заключительный – творческий»
- Оформление альбома «Сказки озера Байкала». В него я поместила авторские сказки Софьи Бунтовской «Сказка про меткую нерпу», «Нерпенок», сказка «Желтый, белый и лиловый», легенды о Байкале «Легенда о богатыре Байкале», «Ангарские бусы», «Чайка необычайка», «Легенда об огненном драконе», «Легенда о появлении скалы Хобот», стихотворения, загадки, пословицы, поговорки про Байкал, а также познавательный материал про животных озера Байкал и интересные факты про само озеро. Беседа с детьми «Чудо озеро Байкал», викторину по сказкам озера Байкал детские рисунки. Для родителей: консультация «Играем с детьми в театр дома», анкеты «Ребенок и театр».
- театрализованное представление по авторской сказке Софьи Бунтовской «Для чего нерпе когти?» с привлечением родителей.
В работе с детьми я использовала следующие методы и приемы:
- Рассматривание картин, фотографий, иллюстраций о флоре и фауне озера Байкал;
- Чтение энциклопедий, авторских сказок, легенд, стихотворений, просмотр видеофильмов про озеро Байкал;
- Загадывание и отгадывание загадок про флору и фауну озера Байкала;
- В рисовании, лепке, аппликации создавали объекты живой и неживой природы озера Байкал;
- Беседы про озеро Байкал, Д/и, П/и.