Получи документы

Проект «Учимся говорить вместе»

Елена Раевская
Проект «Учимся говорить вместе»

ПРОЕКТ

«Учимся говорить вместе»

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста в организации коррекционной деятельности.

Автор проекта :

Раевская Елена Анатольевна

учитель –логопед

Название проекта : «Учимся говорить вместе»

Тема: Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста в организации коррекционной деятельности.

Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: 1 год (сентябрь 2020 - май 2021).

Публикация «Проект „Учимся говорить вместе“» размещена в разделах

Участники проекта : учитель-логопед ДОУ, воспитанники и их родители, воспитатели.

База реализации: старшая группа компенсирующей направленности (с нарушением речи) 5-6 лет.

Руководитель проекта : учитель-логопед Раевская Е. А.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательных отношений: учителя-логопеда, ребенка и родителей. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому логопедическое просвещение родителей является важной задачей учителя-логопеда. К наиболее эффективным формам взаимодействия с семьей относится совместная деятельность родителей с детьми под руководством специалиста. В процессе этой деятельности родители обучаются владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.

На основании нормативной документации и адаптированных программ детского сада, рекомендаций МПМПК и запросов от родителей, в ДОУ разработан проект «Учимся говорить вместе»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Статья 79, п. 2 – «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».

ФГОС ДО учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррекционно-развивающее направление включает: выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учётом особенностей развития.

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР МБДОУ детского сада № 14 от 01.09.2016 Приказ №73.

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР МБДОУ детского сада № 14 от 18.04.2019 Приказ№56.

Наличие коррекционных групп в ДОУ.

Реализация рекомендаций МПМП

Запрос родителей.

Для оказания квалифицированной логопедической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимо разработать и внедрить в практику дошкольных образовательных организаций эффективную модель взаимодействия учителя-логопеда с семьей в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее становление личности ребенка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : оказание помощи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекции речевого развития детей с ОВЗ, посредством использования различных форм взаимодействия.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

привлечь родителей к совместной деятельности по коррекции и развитию речи детей;

оказать родителям квалифицированную помощь, повышать их компетентность в вопросах речевого развития ребёнка;

обучение родителей практическим методам и приёмам коррекции речевых нарушений.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА :

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями будет способствовать созданию единого коррекционно-развивающего пространства ДОУ и семьи, даст положительный результат в коррекции речи дошкольника.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Повышение компетентности родителей и включение их коррекционно-развивающую работу.

Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы и обеспечение единства коррекционно-педагогических воздействий ДОУ и семьи как результат согласованных действий учителя-логопеда с родителями.

Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда в вопросе работы с родителями.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

уровень педагогической компетентности родителей;

уровень вовлеченности в реализацию проекта педагогов, родителей;

положительные отзывы партнеров и участников проекта;

новые формы сотрудничества семьи и ДОУ;

уменьшение количества детей с нарушениями речи;

Обратная связь

1. Анкеты

2. Консультации по запросу

3. Рефлексия мероприятий

4. Составление плана работы с учетом уровня речевого развития детей и запросов родителей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Диагностическая работа (выявление уровня осведомленности родителей в вопросах развития и коррекции речи у ребёнка)

2. Просвещение родителей (с целью повышения коррекционно-педагогической культуры; проведение с участниками образовательных отношений целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции);

3. Практически-действенное (обучение родителей практическим приёмам и упражнениям по развитию и коррекции компонентов речевой готовности к школе; знакомить с играми, развивающими речевые способности и познавательные процессы; представить практический опыт игрового партнерства с детьми; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержке ребенка; повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела.)

4. Рефлексия (анализ проведенных мероприятий, оценка уровня речевого развития ребёнка, перспектива дальнейшей работы).

Проект реализуется в три этапа: информационно-аналитический, практический, оценочный.

Информационно-аналитический этап (1 месяц – сентябрь) предполагает сбор и анализ сведений о ребенке и его семье (общего речевого развития, речевого окружения и т. п., их трудностей и запросов. Выявление, раскрытие и поддержка положительных личностных качеств не только ребёнка, но и родителей, что необходимо для успешного взаимодействия со своим ребенком.

В ходе практического (второго) этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с участием родителей и педагогов ДОУ.

Методы и формы взаимодействия с родителями:

Родительские собрания: круглый стол, консультации и т. д.

Логопедические пятиминутки (Непосредственный контакт с родителями во время приёма и ухода детей).

Индивидуальная консультация.

Ознакомление родителей с достижениями ребенка.

Практикумы-семинары, мастер-классы для родителей (Обучение родителей практическим приёмам и упражнениям развития и коррекции речи, выполнению с ребёнком заданий логопеда).

Заключительный этап реализации проекта.

В мае подводятся итоги работы над проектом, анализируется эффективность сотрудничества с родителями в течение учебного года по вопросам речевого развития ребёнка.

План реализации проекта

План реализации Пути решения

1. Информационно-аналитический этап

Сбор и анализ сведений о ребенке и его семье 1. Обследование ребенка логопедом на предмет определения уровня его речевого развития.

2. Изучение медицинской карты ребёнка, рекомендации МПМПК.

3. Выявление готовности семьи к взаимодействию с дошкольным учреждением, учителем-логопедом.

2. Практический этап работы

Педагогическое просвещение и

наглядное информирование родителей 1. Возрастные нормы развития речи дошкольников.

2. Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.

3. Значение совместной работы логопеда и родителей в формировании правильной речи ребенка.

Осуществление практического взаимодействия семьи и ДОУ 1. Создание условий для делового общения с родителями.

2. Групповые формы работы с родителями – это занятие-консультация, семинары-практикумы, тренинг по развитию речевого дыхания, беседы, которые могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, обмен опытом родителей по выполнению домашних речевых упражнений по заданию логопеда.

3. Индивидуальные формы работы – индивидуальные консультации и беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей.

3. Заключительный этап

Итоги В мае подводятся итоги взаимодействия учителя-логопеда с родителями, родительская встреча по итогам коррекционно-развивающей работы с детьми.

Практический (второй) этап (октябрь- май).

Тематическое планирование взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Тема Форма проведения Участники и ответственные Сроки

1 2 3 4

1. Определение степени ответственности родителей за воспитание детей. 1. Опросник для родителей «Достаточно ли вы уделяете внимания своему ребенку»

2. Анкета для выявления уровня заинтересованности родителей речевым развитием ребенка.

3. Самодиагностика родительского отношения к детям. Психолог, учитель-логопед, родители

сентябрь

Уровень речевого развития ребенка. Индивидуальные беседы по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования детей Психолог, учитель-логопед, воспитатели, родители

сентябрь

«Пальцы помогают говорить» Семинар-практикум по развитию мелкой моторики Родители, воспитатели, учитель-логопед

октябрь

«Учимся говорить правильно» Занятие-консультация с элементами игры по проведению артикуляционной гимнастики и развитию речеслухового внимания у детей. Родители, воспитатели, учитель-логопед

ноябрь

«Как правильно выполнить домашнее задание» Круглый стол. Обмен опытом родителей: домашние упражнения по заданию логопеда. Родители детей старшей группы, воспитатели, учитель-логопед

декабрь

«Динамика и пути дальнейшей коррекционно-развивающей работы» Родительская встреча по результатам коррекционно-развивающей работы за полугодие Родители, воспитатели, учитель-логопед

Февраль

«Развитие фонематического слуха у детей» Семинар практикум с презентацией и элементами обучающей игры Родители, воспитатели, учитель-логопед

Март

«Дышим правильно – говорим легко Совместный тренинг для родителей и детей по обучению дыхательной гимнастике и развитию речевого дыхания. Родители, дети, учитель-логопед

апрель

Заключительный этап.

Тема Форма проведения Участники и ответственные

1 2 3

Сбор и анализ сведений о ребенке и его семье 1. Опросник для родителей «Достаточно ли вы уделяете внимания своему ребенку»

2. Анкета для выявления уровня заинтересованности родителей речевым развитием ребенка.

3. Самодиагностика родительского отношения к детям. Психолог, учитель-логопед, родители.

Уровень речевого развития ребенка. Диагностика речевого развития ребёнка на конец учебного года. Учитель-логопед, дети.

«Учимся играя» игра - соревновоние Открытое занятие с детьми и родителями. Родители, воспитатели, дети, учитель-логопед

«Отчёт по проектной деятельности» Обобщение результатов. Учитель-логопед

«Отчёт об эффективности профессиональной деятельности» Выступление на педагогическом совете с презентацией опыта годовой работы. Учитель-логопед

Литература

1. Маркина Т. С. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями. Журнал «Логопед в детском саду», 2014 г., № 4.

2. Жеребнова В. П. Консультативно-просветительская работа как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй. Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 9 .

3. Космалева Л. Л. Личностно-ориентированные формы взаимодействия логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи. Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 3 .

4. Семья и проблемы воспитания. Журнал «Дошкольное воспитание», 2010 г. № 1, 2.

5. https://www.vseodetishkax.ru

6. https://schools.mccme.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Синонимы, антонимы, омонимы» Уважаемые коллеги! Продолжаю работать над информационным проектом, пополняя свою и вашу копилку по развитию речи. Тема сегодняшнего блока:.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Наречие» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел в работе над развитием речи. Называется он «НАРЕЧИЕ». Ребенок очень часто использует.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Что лучше?… Кто какой?» Уважаемые коллеги! Закончить раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» хочу двумя темами. Это «ЧТО ЛУЧШЕ?» и «КТО КАКОЙ?» Первая тема будет представлена одним.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Какой? Какая? Какое? Какие?» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел – «Прилагательное. Какой? Какая? Какое? Какие?» Игры, представленные в этом разделе,.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Я придумал слово» Уважаемые коллеги! Продолжаю работу над информационным проектом для создания дидактического материала по лексическим темам. Предлагаю вашему.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Синонимы, антонимы, омонимы» Уважаемые коллеги! В этом разделе я предлагаю вам продолжить работу над частью речи, которая называется СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, но расширить это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Учимся говорить вместе»
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 12:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД