Першина Наталья
Проект в первой младшей группе «Адаптация детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация детей раннего возраста»
Первая младшая группа
Участники проекта :
1. Дети и родители первой младшей группы (2 -3 лет)
2. Воспитатели: Першина Н. Г., Ахмедчина Л. Д.
Проект долгосрочный – 4 месяца, сроки реализации проекта сентябрь 2021– декабрь 2021.
Публикация «Проект в первой младшей группе „Адаптация детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Срок реализации: (На сроки проекта влияют следующие факты – индивидуальность ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.)
Актуальность проекта :
Детский сад-новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребёнок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режима дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми; к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Дети 2-х лет не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.
Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, напряженный голос.
Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: и ребенок тоже начинает испытывать страх и тревогу.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации к детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду.
Поэтому мы решили использовать этот проект.
Цель:
Создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада
Задачи проекта : - создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям Д С.
- сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;
Формы работы с детьми:
Цель: помочь детям справиться с напряжённой стрессовой ситуацией в период привыкания.
• Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
• Развитие культурно-гигиенических навыков.
• Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
• Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
• Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.
Этапы проекта :
1. Организационный этап:
• Составление перспективного плана мероприятий проекта;
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, презентаций, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно - развивающей среды групп раннего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка.
• разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.
2. Основной этап:
реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
* анализ проведенной работы;
* диагностика адаптации детей к условиям детского сада
* презентация проекта для педагогов и родителей;
Совместная деятельность воспитателя и детей :
Коммуникативные игры: «Давайте познакомимся», «Как тебя зовут?», «Найди игрушку», «Раздувайся пузырь», «Подбери по цвету», «Собери бусы»и т. д.
Развитие культурно-гигиенических навыков. - Приучение детей к самообслуживанию через игры занятия. (Или помогают нам игры –занятия).
Сюжетно-ролевые игры: «Знакомство с куклами», «В гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в детский сад», «Готовим для кукол обед», «Купание кукол», «Уложим куколку Катю спать».
Подвижные игры:, «У медведя во бору»,«Огуречик, огуречик Не ходи на тот конечик», «Зайка серенький сидит», и т. д.
Пальчиковые игры: «Ладушки, ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Я пеку, пеку, пеку…», «Буду маме помогать», и т. д.
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и т. д.
Использование сказки в адаптационный период детей раннего возраста к условиям д. с. оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей (у них снижается уровень эмоционального напряжения, уменьшается агрессивные проявления); происходит снижение тревожности, боязни остаться одному без родителей.
А также
Чтение потешки «Кто из нас хороший», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Кран, откройся, нос, умойся
Чтение стихотворений А. Барто «Мои игрушки», З. Александрова «Катя в яслях», О. Клименко «В раздевалке шкафчик мой.», И. Гурина «Мой любимый детский сад!», Т. Патракеева «Игрушки», Л. Воронкова «Маша-растеряша», С. Питиримов «Детский сад», Г. Шалаева «Второй ваш дом»,
В период адаптации, необходимо создать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность. Вызвать желания играть. Самая лучшая игрушка для детей это песок и вода. Играя с песочком и с водой, ребенок может позволить себе просто быть собой, творить, фантазировать.
Игры с кинетическим песком, игры с водой «Белые кораблики»
Так же на протяжении всего времени велась индивидуальная работа с детьми:
Игры с пирамидкой-изучение основных цветов.
Игры с кубиками и т. д.
Ожидаемый результат:
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
* Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
* Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду
*Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
* Становление партнёрских, доверительных отношений между воспитателями и семьями воспитанников.
Литература:
1. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. Интегрированный подход. – М; «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2019 – 152с.
2. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М. : Просвещение, 2003.3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М. : Просвещение, 2007.4. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. — Дошкольное воспитание №8, 2005.
5. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.
6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1-3 года. – М. : Мозаика-синтез, 2016. – 56с.
Спасибо за внимание!