Оксана Чмурак
Проект в средней-старшей группе «Пасха светлая идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Пасха светлая идет».
Выполнила:
Воспитатель средней и старшей группы
Чмурак Оксана Сергеевна
Апрель 2017 года
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (2 недели).
Публикация «Проект в средней-старшей группе „Пасха светлая идет“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта — воспитатель.
Дети и родители средней и старшей группы.
Актуальность проблемы:
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье».
Задачи работы с детьми:
• Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
• Развивать интерес к русской национальной культуре.
• Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
• Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.
• Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.
• Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.
• Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.
Задачи работы с родителями:
• Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.
• Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.
• Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности).
• Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
Комплекс мероприятий:
• Беседа на тему «Что такое пасха?»
• Беседа на тему «Чему радуются в праздник пасхи?»
• Беседа на тему «Народные забавы во время пасхальных праздников: игры, хороводы, катание яиц, потешки»
• Чтение «Почему мы красим яйца?»
• Пасхальные игры: «Перенеси яйцо в ложке», «Ручеёк».
• Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца», «Пасхальный кулич»
• Аппликация с элементами рисования «Сундучок для пасхального яйца».
• Лепка «Вербочка».
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха», информировать о теме, целях и задачах актуального проекта.
• Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
• Привлечение родителей к созданию выставки работ детей совместно с родителями по теме «Пасха светлая идет».
Итоговое мероприятие: выставка работ детей и совместных работ с родителями.
Этапы реализации проекта.
1. Беседа на тему «Что такое пасха?»
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
16 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Беседа «Чему радуются в праздник Пасха?»
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному -пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
Чтение легенды «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний. У Христа была верная ученица – Мария Магдалина. Когда Мария узнала, что Христос воскрес, рассказывала об этой радости всем людям. Пришла она в Рим к императору Тиберию и сказала:
– Христос Воскрес!
Император завтракал. Он сказал:
– Ты хочешь, чтобы я поверил в невозможное. Это всё равно, что это белое яйцо станет вдруг красным.
И тут же белое яйцо стало алым, как кровь. Потрясённый император воскликнул:
– Воистину Воскрес!
У христиан сложился обычай красить яйца на Пасху в красный цвет – символ праздника Пасхи.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие
Игры:
- Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.
- Игра «Ручеёк»
2.
Решение поставленных задач с детьми.
Чтение художественной литературы: «Народные забавы во время пасхальных праздников: игры, хороводы, катание яиц, потешки»; Чтение стихотворений: «Пасха», «Христос Воскрес», «Вербочки».
Продуктивная деятельность.
1) Пасхальные игры: «Перенеси яйцо в ложке»», «Ручеёк».
2) НОД – художественное творчество (рисование) – «Украшаем пасхальные яйца», «Пасхальный кулич».
3) НОД – художественное творчество (аппликация) – «Сундучок для пасхального яйца».
4) НОД – художественное творчество (лепка) – «Вербочка»
3. Выставка детских работ и совместных работ родителей с детьми.
Рекомендуемая литература для чтения детям:
Александр Блок – "Вербочки"
Александр Куприн - "Пасхальные колокола"
Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко. "
Аполлон Майков - "Христос воскрес!"
Аполлон Майков - "Вербная неделя"
Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая. "
Василий Никифоров-Волгин - "Плащаница"
Василий Никифоров-Волгин - "Светлая заутреня"
Василий Никифоров-Волгин - "Канун Пасхи"
Вильгельм Кюхельбекер - "На Воскресение Христа"
Владимир Бенедиктов - "Воскресная школа"
"Великая суббота"
Иван Шмелёв - "Лето Господне" (Отрывок)
Константин Бальмонт - "Вербы"
Константин Бальмонт - "Красота Благовест"
Константин Роше - "Христос воскрес! "
Константин Фофанов - "Под напев молитв пасхальных. "
К. Р. "Тебе, Воскресшему, благодаренье. "
Лев Зилов - "Легенда о Христовом жаворонке"
Лидия Чарская - "Колокола"
Милий Стремин - "По утрам еще морозит. "
Михаил Лермонтов - "Молитва"
"Молитва"
Семён Надсон - "Сила любви"
Сергей Городецкий - "Солнце плыло из-за утренней зари. "
Сергей Есенин - "Сохнет стаявшая глина. "
5. Подбор иллюстраций
Н. Рерих «Русская пасха».
Н. Пимоненко «К заутрене».
С. Жуковский «Пасхальный натюрморт».
Н. А. Кошелев «Дети катающие пасхальные яйца».
С. Ф. Колесников «Пасха»
Б. Кустодиев «Христосование»
Результат проекта:
• У детей и родителей повысился интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
• Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.
• Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
• Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
• Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.
Использованная литература:
1. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.
2. Антонова Г. А., Ельцова Е. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. СПб:. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012