Лариса Ветрова
Проект в старшей группе «Вода-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе «Вода-водица» с провидением экспериментов.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Публикация «Проект в старшей группе „Вода-водица“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Для детей очень важно познание. Познавательно-исследовательская деятельность, прежде всего, даёт возможность ребенку найти ответы на многие вопросы.
Паспорт проекта :
По доминирующему методу: познавательно-исследовательский.
По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.
По характеру участия ребенка в проекте : участник, исполнитель.
По количеству участников: старшая группа и воспитатель.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя).
По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.
Актуальность темы: Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Объект исследования: В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:
• Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.
• Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.
• С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т. к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.
Цель проекта : формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Вода-это бесценный дар природы, который надо бережно охранять.
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Словесные игры: «Придумай предложение», «Какая вода»(подбор прилагательных).
Беседы: Какая вода? имеет ли она запах и цвет?
Чтение художественной литературы: Чтение стихотворения Т. Маршалова «Капля дождевая», «Трудолюбивая вода» В. Иванова
Физическое развитие: П/игры «Море волнуется раз», «караси и щука».
Художественно-эстетическая деятельность: рисование с элементами аппликации «на морском дне».
Познавательное развитие:
Опыт 1 «Танцующая медуза»
Цель: привить интерес к новому, провести опыт, показать, что воздух который внутри туловища медузы, помогает всплыть.
Материалы:
Прозрачная пластиковая бутылка с крышкой, заранее сделанная медуза, (трубочка коктейльная, скрепка, глазки) вода.
Набираем воду в прозрачную пластиковую бутылку, устранив этикетку, чтобы медуз было хорошо видно. Погружаем фигурку внутрь, прямо в воду, закрываем крышку. И теперь начинается время экспериментов. Нажимая на бока бутылки с водой, отпуская их, вы увидите, насколько высоко прыгают фигурки. Вот такой творческий эксперимент удалось реализовать, используя самые простые материалы.
Опыт 2 «Музыкальная вода»
Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Материалы: поднос, разные бокалы и стаканы, вода в миске, половник, палочки, карандаш, линейка, вилка, удочка.
Дети наливают воду в разные стаканы, все слушают как звенят стаканы с водой. (на звон влияет количество волы, звуки получаются разные).
Опыт 3 «Подушка пены»
Оборудование: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Ребята делятся на пары, с помощью поролоновой губки делают пену, и каждый проверяет тонет ли предмет.
Опыт 4 «Радуга в стакане»
Оборудование: 5 стаканов, три краски (красная, жёлтая, синяя, салфетки.
Выставить в ряд стаканчики по числу красителей. Первый оставить пустым, во второй положить одну ложку сахара или соли, в третий – 2, в четвертый – 3 и так далее.
Добавить во все стаканчики по 45 мл теплой воды и растворить в ней содержимое. Главное не перепутать порядок.
Ввести пищевые красители или гуашь и перемешать. В ёмкость с самым большим количеством сахара добавить пару капель красного цвета, в следующий – оранжевого, жёлтого и так далее.
С помощью шприца аккуратно наполнить разноцветными жидкостями пустой стакан по порядку. Разная плотность не даст им перемешаться.
Опыт 5. Плавает ли лёд? Лёд и соль.
Нам понадобятся:
Форма для льда, кусочек пластилина, зубочистка, цветная бумага, большая ёмкость для воды, соль.
Ход эксперимента:
Давайте узнаем, может ли лёд плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закреплённый на дне пластикового стаканчика. Нальём в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замёрзнет, вытащим лёд из стаканчика – у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.
Опустите его в ёмкость с водой – он будет плавать!
Ход эксперимента: (лёд и соль) Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лёд. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы “проедает” в нем дырочки и червячные ходы.
Результаты: В результате работы над проектом дети расширили свои знания о воде, узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.