Получи документы

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Волшебный лотос»

Юлия Рябцева
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Волшебный лотос»

Конспект НОД в старшей группе №9 по познавательному развитию

Тема: «Волшебный лотос»

Подготовила воспитатель Рябцева Юлия Александровна

Цель: Познакомить детей с реликтовым растением - лотосом - Комарова; дать представления о его особенностях.

Задачи:

- Сформировать у детей представления о лотосе как представителе растений,

занесенных в Красную книгу;

Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию „Волшебный лотос“» размещена в разделах

-Развивать познавательный интерес к растениям нашего края,

коммуникативные навыки (умение внимательно слушать вопрос, рассуждать,

делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой

информации);

- Совершенствовать навыки работы с бумагой в изготовлении цветка лотоса.

-Способствовать эмоциональному восприятию образа цветка лотоса через

художественную деятельность;

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и чувство гордости

за свой край.

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»

Образовательная область. Познание развитие - Формирование целостной

картины мира, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие.

Региональный компонент «Мой любимый край»

Методы и приемы:

словесные: беседа, объяснение, обобщения, ситуативный разговор, чтение

стихов;

наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов о лотосе;

практические: физкультминутка «Цветы», пальчиковая гимнастика «Лотос»,

изготовления лотоса из бумаги; методами моделирования и рефлексии.

Использование презентации «Волшебный лотос»; использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Материал к занятию:

Демонстрационные: панорама озера; иллюстрации: цветы лотоса.

Раздаточные: цветная бумага; ножницы; клей.

Оборудование: ноутбук; фонограмма спокойной музыки.

Алгоритм проведения НОД.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Доброе утро длиться до вечера!

Воспитатель: Ребята, вот и наступила весна. Природа нашего края богата и

разнообразна, на ней есть много удивительных по красоте уголков природы.

Красота природы Хабаровского края привлекает туристов, да и местные жители не отказывают себе в удовольствии попутешествовать по родному краю. Я знаю, что вы очень активные, любопытные, а поэтому, уверена, любите путешествовать. Да?

Дети отвечают.

Воспитатель: Где вы путешествовали, с кем? Что понравилось? Почему?

Вы были у озера, оно какое? Что вы там видели? А как вы думаете, какие

растения растут у озера, на дне и на поверхности озера?

Дети отвечают.

Воспитатель: А хотите, я вам покажу озеро, на котором растут необычные,

удивительные цветы. Это озеро находится в нашей крае. В нашем прекрасном крае, где тишина звучит, как самая волшебная музыка, а воздух слаще, чем мёд, раскинулось Волшебное Озеро. Над лазурной гладью воды на тонких сильных стеблях каждое утро раскрывались, приветствуя, мир и друг друга, чудо - цветы. Каждый из них был неповторим и по-своему великолепен. Волшебное Озеро с удовольствием отражало их в своей воде. Эти цветы имеют свои секреты.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок.

Влево вправо повернись

И у озера очутись.

2. Проблемная ситуация.

Подходят к панораме озера.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а озеро то без цветов. Что могло случиться,

я не вижу не одного цветка. Озеро грустное, тревожное. Как вы думаете, мы

можем помочь озеру вернуть цветы? А вы хотите помочь озеру?

Дети отвечают.

Воспитатель: Но прежде чем помочь, нужно нам узнать, что за волшебные цветы росли на нем. Как мы можем узнать о них? Как нам это сделать?

Обсуждение проблемы.

Дети: Можем спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, посмотреть

телевизор…

Воспитатель: Все верно! Сейчас мы постараемся как можно больше узнать об

этих необыкновенных цветах.

Дети садятся на стульчики.

3. Открытие нового знания.

Показ презентации «Волшебный лотос»

Цветок лотоса – это один из древнейших символов на нашей планете.

Этот цветок — сплошной клубок противоречий, он очень нежный и ранимый,

он по-прежнему остается одной из самых главных загадок современности.

Во всем мире эти цветы считаются исконно тропическими и крайне

теплолюбивыми растениями. Главная уникальность лотоса в том, что они

встречается и у нас на Дальнем востоке. Своё название дальневосточный лотос носит в честь выдающегося ботаника Владимира Леонтьевича Комарова.

Называется – Лотос Комарова.

В Приамурье самые большие плантации лотосов растут в Хинганском

заповеднике. За сезон в заповедник со всего Дальнего Востока приезжают

сотни туристов, чтобы полюбоваться на цветок. Людей издавна изумляла,

радовала и притягивала красота цветков лотоса.

Секрет уникальности – морозостойкий.

Выживать и развиваться в непростых природных условиях им позволяет большая глубина ила в местных озерах.

Этот цветок совместил в себе несовместимое, пережил даже ледниковый

период. Семена растения не замерзают при сильных холодах, а впадают в

анабиоз. При этом биологические процессы замедляются, и цветок выживает.

Лотос Комарова является самым холодолюбивым.

Лотос — это символ чистоты.

Духом светел и чист

не подвластен ни грязи, ни илу,

лотос в тёмном пруду - и не диво,

что жемчугами

засверкала роса на листьях.

Лотос растет в мутной воде и поднимает над ее поверхностью свой

необыкновенно красивый цветок. Грязь не делает цветок лотоса нечистым, и

поэтому он символизирует чистоту сердца и ума. Цветок лотоса также

символизирует долголетие, здоровье, честь и везение. У лотоса нет соперников по красоте.

Цветущий лотос изумительно красив, цветы меняют свой цвет в течении дня

от белого до розового. Только что распустившиеся бутоны ярко-розового цвета, а лотосы постарше имеют более бледный оттенок. Обладают очень нежным, приятным ароматом, интенсивность которого меняется в течение дня. Наиболее сильный запах в полдень.

Цветы постоянно обращены к солнцу, и, поворачиваясь вслед за его

движением по небосклону, великолепный розовый лотос расправляет изящные лепестки, приветствуя солнце, и капельки воды отсвечивают перламутром, переливаясь в солнечных лучах. Из самой глубины стремится он увидеть дневное светило, радуя и нас своей красотой.

Лотос на ночь закрывает цветок, и опять раскрывает его утром.

Удивительный факт обнаружили ученые, ночью, перед тем как распуститься

лотос нагревается, чем с успехом пользуются некоторые пчелки или жуки,

прячась в бутонах на ночь.

В середине сентября в цветоложе похожей на перевернутый конус, созревают

семена от 20 до 35 орешков в каждой, поэтому его иногда относят к виду

орехоносный.

Так выглядит коробочка с орешками на только что отцветшем лотосе.

А это – уже выросшие и созревшие (те, что потемнели) коробочки. Если же

орешки никто не съел, то они (когда коробочка высохнет) падают в воду, где

могут прорасти.

Листья лотоса крупные, покрыты тончайшим восковым налетом,

предохраняющим листья от смачивания. Под лучами солнца они светятся и

переливаются, как перламутр. Капли воды, словно шарики ртути,

перекатываются по листьям.

Все растение съедобно и применяется в лекарственных и пищевых целях.

Лотос всегда кормил и лечил людей. В наше время из семян и корневищ

лотоса изготовляют муку, крахмал, сахар и масло. Корневища лотоса готовят в качестве гарнира, как картофель. Засахаренные ломтики его корневищ,

напоминающие мармелад, продают в кондитерских Китая. В корневищах

лотоса много крахмала, а также сахара, жиров, витамина С. Молодые листья

употребляют в пищу наподобие спаржи. Семена едят сырыми и засахаренными как лакомство. Едят даже тычинки и стебли.

Лотос – интереснейшее растение, привлекающее к себе внимание и

окруженное мифами и легендами.

Поэты продолжают сочинять о нем стихи.

Там, где дорога уходит в поля,

Озера синий платок.

Розовой прелестью, словно заря,

Манит всех лотос цветок.

Лотос – загадочной древности цвет,

Он, как лампада, горит.

Древних веков посылает привет,

Тайны Востока хранит.

Лотоссимвол прохождения через все стихии: корнями он в земле,

растёт в воде, цветёт на воздухе, а питают его огненные лучи Солнца.

Священный цветок лотоса, символ вечной жизни, чистоты и красоты является

свидетелем далекого прошлого.

Сорвать — значит уничтожить. Не все знают — сорвать лотос все равно, что его уничтожить. В течение всего пары часов растение утрачивает все признаки жизни и привлекательности. Его стебель и корни, оставшись в воде, также гибнут и больше никогда не смогут радовать глаз новыми бутонами.

Сорванные цветы лотоса погибают очень быстро, чаще их не

успевают даже довезти с водоёма. Сорванные бутоны лотоса - не распустятся

никогда.

За свою уникальность Лотос Комарова внесен в Красную книгу Амурской

области и России.

Сохраним лотос вместе. Ведь для одних, лотос – диковинка, а для

других – целая религия. Считается, что человек, увидевший цветение лотоса, становится счастливым.

Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы лотосы.

(Под спокойную музыку проводится физминутка.)

Раз, два, три – выросли цветы

(сжимать и разжимать кисти рук).

К солнцу тянут лепестки.

(поднять руки через стороны вверх, сложив ладошки в виде «бутончика»)

Солнцу улыбнулись, за ним повернулись.

(повороты туловища в стороны, руки с «бутончиком» вверху).

Лучик лепестков коснулся - лотос миру улыбнулся!

(медленно открывать «бутон» и опустить руки через стороны вниз)

4. Решение проблемной ситуации.

Воспитатель. Вам понравились цветы? Почему? Что вы о них узнали? Какие

секреты есть в лотосах? Назовите их.

Дети отвечают…

Воспитатель. Вот сколько секретов у лотоса. Теперь мы знаем, какие цветы растут на озере. Готовы помочь озеру? Как мы можем это сделать?

Дети отвечают…

Воспитатель: Сейчас подготовим наши пальчики к работе – проведем

гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Лотос»

(Пальцы сжаты, ладони соединены пальцами кверху, локти в упоре на столе.)

Лотоса нежные цветки

Распускают лепестки.

(Медленно разводим пальцы и ладони, руки от локтя до запястья прижаты

друг к другу.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Дети легко дуют на пальцы (не раздувая щек). Покачивание руками влево

вправо.)

Перед дождиком цветки

Закрывают лепестки,

(Медленно сжать пальцы и сомкнуть ладони.)

Головку наклоняют,

Как будто засыпают.

(Наклонить руки со сжатыми ладонями вперед. _

Дети работают под спокойную музыку. Воспитатель проводит

индивидуальную работу по необходимости.

Аппликация: изготовление лотоса.

Воспитатель: Какие красивые получились лотосы. Опустим их на наше озеро

и будем любоваться.

Воспитатель под спокойную музыку читает стихотворение:

Как символ нежной чистоты

В природе лотос расцветает…

От его дивной красоты

Вдруг все как будто замирает…

Подует легкий ветерок,

Бутоны лотоса качнуться,

И в мире звездно-голубом

От длительного сна проснутся.

Прелестно голову склонив,

На воду лепестки роняют,

Как розовые мотыльки

Они над озером летают.

Божественная благодать,

В душе покой и безмятежность…

И чудный лотос дарит вам

Свою любовь, добро и нежность.

6. Рефлексия.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель. Как вы думаете, озеро успокоилось? Почему? Какое оно стало?

Мы смогли помочь озеру?

Дети отвечают…

Воспитатель: Вы молодцы. Сегодня вы многое узнали. А что бы, не забыть

все новое, вот книга «Легенды лотоса», стихи и иллюстрации. Как вы

думаете, мы можем поместить их в нашу Красную книгу? Почему? Какие это

цветы? Можно ли их рвать? Почему? Молодцы!

Я думаю, что вы расскажите своим родителям о волшебном лотосе Хабаровского края, и сможете съездить на озеро которое находиться у нас около села Галкино и неподалеку от села Николаевка, что по Биробиджанской трассе.

Вместе с родителями составьте рассказы или сказку о лотосах.

(Предложить самостоятельно или совместно с родителями сочинить сказку

о лотосе)

Воспитатель: Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи, выполнять движения по тексту.

Обратно в детский сад

Попасть совсем легко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок-

Влево вправо повернись

И в детском саду очутись.

Закончились чудеса –

откройте поскорей глаза.

Воспитатель: Вы после путешествия устали. Предлагаю идти погулять, а вечером нарисовать волшебный лотос.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Твори добро»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Твори добро» Червонцева Елена Петровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Ефремов МКДОУ №21. Алтухова С. Ю. конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект НОД по математическому и сенсорному развитию в старшей группе Воспитатель: Кирилаха Е. А. Тема: «Путешествие на корабле» Цели:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект по познавательному развитию «Письмо само никуда не пойдёт» Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Яблочный Спас»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Яблочный Спас» Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 36»Конспект НОД в старшей группе «ЯБЛОЧНЫЙ СПАС» Подготовила.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Служба 01» Образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни; учить действовать во время.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный снеговик» Цель: Расширить представления детей о снеге; помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Учить детей анализировать,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: Знакомство с профессией – Продавец. Цель: Познакомить дошкольников с профессией продавец. Задачи: 1. Вызывать у детей интерес к окружающему.

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Свойства воды» Дать представления о значении воды в нашей жизни: с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями и состоянием воды.

Методическая разработка НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Математическое путешествие в волшебный лес» Методическая разработка по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Математическое путешествие в волшебный лес» Подготовила:.

Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Волшебный лотос»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 09:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД