Валентина Охрименко
Проект «Волшебный мир бабочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Волшебный мир бабочек».
Аннотация: Проект «Волшебный мир бабочек» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о загадочном мире самых красивых насекомых: бабочек.
Актуальность: Программа «От рождения до школы» не предполагает углублённого изучения темы о разнообразии бабочек. Детям второй младшей группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми откроются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Мир бабочек очень красочен, ярок, но напрямую недоступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой НОД выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Публикация «Проект „Волшебный мир бабочек“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Обоснование необходимости проекта :
По результатам мониторинга выявилась проблема (на уровне ребенка) : недостаточный запас знаний о самых красивых насекомых нашей планеты: бабочках.
Проектная идея, на решение которой направлен проект – Кто они и как появляются на свет?
Цель: Обобщить и расширить знания о бабочках.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Формировать у детей представления о бабочках как о насекомых, радующих наш взор.
• Формировать понимание детей о строении бабочек, их происхождении на свет, способах передвижения, их разнообразии.
• Способствовать развитию познавательного интереса к бабочкам.
Развивающие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
• Обогащать и активизировать словарь детей; развивать связную речь, побуждать свободно мыслить, фантазировать.
• Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность.
• Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем насекомым.
Тип проекта : групповой, познавательный, краткосрочный
Сроки реализации проекта : 2 недели (с 1 по 20 июня 2016 г.).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Участники проекта :
Воспитатели, дети второй младшей группы «Пчёлки», родители, инструктор по физической культуре.
Ожидаемый результат:
• Имеют представление о самых красивых насекомых: бабочках.
• Владеют понятиями, кто такие бабочки.
• Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Знают о взаимосвязи с другими обитателями.
• Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
• Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
• Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный.
№ Мероприятия Цель Результат Ответственные
1
Выявление субъективного опыта:
«Что мы знаем о бабочках?»,
«Что вы хотите узнать о бабочках?»,
«Где мы можем найти информацию?»,
«Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?». Уточнить объем знаний детей по теме: «Волшебный мир бабочек»
У детей недостаточный запас знаний о бабочках
Воспитатель
2 Диагностика Уточнить объем знаний детей по теме:
«Волшебный мир бабочек» Начало проекта :
Низкий- 40%
Средний- 60%
Высокий- 0% Воспитатель
3
Разработка проекта Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы Воспитатель
4
Создание предметной среды в группе по теме проекта Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. Работа над созданием мини-библиотеки, альбома по теме проекта, выставка разных предметов с изображением бабочек. Воспитатель,
родители.
2 этап – основной.
1 Познавательное развитие:
НОД:
1.«Самые красивые насекомые нашей планеты: бабочки!» (первая неделя)
2. «Путешествие в загадочный мир бабочек»
(вторая неделя)
3. ФЭМП:
Закрепление цвета, формы.
Геометрические фигуры
4. Развитие познавательно – исследовательской деятельности:
«Волшебница вода» (первая неделя)
«Песок» (вторая неделя)
5. Беседы с детьми:
«Строение бабочек»
«Значение бабочек» «Многообразие бабочек»
«Развитие бабочек»
«Поведение бабочек»
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением бабочек.
Углубить знания детей о внешнем виде, питании, строении и размножениибабочек.
Расширять знания о разнообразии бабочек
Расширили знания о цветах, форме.
Расширять знания о геометрических фигурах:
круг, квадрат, треугольник.
Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: - источник жизни.
Познакомить детей со свойствами песка: показать, как сделать бабочку из песка.
Совершенствовать знаний о строении, значении, поведении и многообразии бабочек.
Пополнить объем знаний о том, что они переносят пыльцу с цветка на цветок.
Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; обогащать речь детей
Сформированы представления об общей характеристике бабочек, особенностях внешнего строения, питании и размножении.
Составление альбома: «Бабочки-красавицы».
Дети имеют представления
о разнообразии бабочек.
Составление альбома:«Бабочки-красавицы»
Дети имеют представление о цвете и форме.
Дети умеют различать геометрические фигуры.
У детей сформированы представления о свойствах воды и ее значении в жизни
У детей сформированы
представления о свойствах песка.
Расширены и систематизированы знания детей о бабочках.
Обогатили и совершенствовали речь детей.
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель,
дети.
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель
2 Речевое развитие:
1. Чтение сказки «Про бабочку»(первая неделя)
2. Разучивание стихотворения С. Богдан «Бабочка-красавица» (вторая неделя)
3. Чтение художественной литературы
«Про бабочку» (источник интернет,
«Сказка о принцессе-бабочке, паучке и мечте»,
«Сказка про бабочку» (источник интернет,
«Сказка о Бабочке и Корове» -Т. Потапенко,
Т. Нестерова- «Дотронуться хотела я руками…»,
С. Богдан - «Бабочка-красавица»,
Н. Шумов - «Я ребята, бабочка,
Г. Ряскина- «На лесной полянке чудо…»,
Н. Капустюк «Хорошо мне на лугу»,
М. Блинникова
«Над травой порхает бантик»,
Н. Шемякина
«У красотки бабочки»
Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на заданные вопросы.
Формировать интерес к поэзии на примере
стихов; рассматривание иллюстраций, книг, фотоальбомов закрепить знания о бабочках.
Развивать любознательность, кругозор
Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения.
Имеют навыки слушания. Отвечают на вопросы по сказке.
У детей сформированы навыки заучивания стихотворения.
Используют в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаются на прочитанные произведения.
Воспитатель
Воспитатель, дети
Воспитатель
3 Художественно – эстетическое развитие:
1. Рисование:
«Великолепные бабочки»
2. Лепка: «Бабочки на цветочной поляне»
3. Конструирование из салфеток (техника мятой бумаги) «Разноцветные бабочки»
4. Аппликация: «Бабочка летит к цветочку»
5. Ручной труд:
«Бабочки из фантиков»
Учить создавать выразительный образ бабочки гуашью, используя нетрадиционные методы рисования: пальчиками, губкой и ватными палочками.
Совершенствовать умение и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Развивать мелкую моторику: скатывать бумагу в шарики и наклеивать их на лист.
Закрепление цветов: синий, красный, жёлтый.
Создавать бабочку из геометрических фигур.
Умение правильно располагать детали на листе бумаги, наносить клей и аккуратно прикладывать.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус
и творческие способности.
Учить сгибать пополам лист бумаги, правильно пользоваться ножницами.
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Воспитатель,
дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель,
дети
4 Социально – коммуникативное развитие:
1. Сюжетно ролевые игры:
«Путешествие на полянку»,
«Лепидептирологи»
2. Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Собери целое», «Собери бабочку», «Да – нет», «Найди отличие», «Подбери пару», «Мозаика»-разноцветная бабочка.
3. Беседы о безопасном поведении в природе.
Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности.
Учить детей обобщать и классифицировать.
Учить из четырёх частей собирать целое.
Развивать у детей внимание, память, воображение.
Формировать навыки безопасного поведения в природе.
Совместно с воспитателем
организовывают игры
У детей сформированы знания по теме проекта
Сформированы навыки безопасности
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети, родители
5 Физическое развитие
Подвижные игры: «Бабочки»,
«Поймай бабочку»,
«Бабочка на цветочке».
«Ловля бабочек».
Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание
Научились играть в новые подвижные игры.
Воспитатель, дети
6 Взаимодействие с родителями:
Изучение энциклопедий
Беседа с детьми о бабочках.
Просмотр телепередач о бабочках.
Совместное творчество родителей и детей: «Этот загадочный мир бабочек»
Создание выставки: «Чудесные бабочки в наших домах».
Изготовить совместную работу из различных материалов
Принести различные предметы: посуда, картинки и т. д. с изображением бабочек.
Готовая выставка
Воспитатель, дети, родители.
3 этап – заключительный.
1 Выставка совместных работ «Этот загадочный мир бабочек» Формировать умение использовать разнообразный материал и навыки работы с ним, способствовать развитию сотрудничества родителей с детьми воспитывать доброжелательность и самостоятельность. Выставка работ Родители, дети.
2 Итоговая диагностика по проекту Выявить знания детей по проведённому проекту Низкий- 0%
Средний-47%
Высокий- 53% Воспитатель
3 Подвести итог проекта Обработка и оформление материалов проекта Презентация проекта перед родителями и воспитанниками. Воспитатель
Результаты проекта :
• Дети освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения бабочек, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Узнали о взаимосвязи с другими обитателями.
• Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• Овладели расширенным словарным запасом;
• У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе;
• Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Волшебный мир бабочек»;
• Оформлена выставка совместных работ детей и родителей;
• Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
• Созданы альбомы: «Бабочки-красавицы», «Сказки, стихи, рассказы про бабочек»
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Заключение:
Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о бабочках; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Волшебный мир бабочек» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А,Васильева. Комплексные занятия по программе «Ор рождения до школы» для второй младшей группы. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2013.
3. Т. И. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей ДОУ.
4. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. –М., Мозаика-Синтез, 2015.
5. Л. Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. – М., Мозаика-Синтез-2012.
6. Т. С. Комарова. Художественное творчество. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
7. Э. Я. Степаненкова. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. – М., Мозаика-Синтез-2012.
8. Л. В. Куцакова. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М., Мозаика-Синтез-2012.
9. Перевод В. Лаптева, И. Лебедева. Большая энциклопедия для дошкольников. - Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
10. 150 идей как занять ребёнка. - ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
11. Н. М. Конышева. Мастерим, размышляем, растём.
12. Е. О. Хомич, М. Н. Якушева. Детская энциклопедия.
13. Интернет-ресурсы.