МААМ-картинки

Проект «Воспитание поведенческой культуры посредством знакомства с этикетом»

Лебедева Вера
Проект «Воспитание поведенческой культуры посредством знакомства с этикетом»

Лебедева Вера Борисовна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 44» г. Иваново

Проект

«Воспитание поведенческой культуры через знакомство с этикетом»

Тип проекта : групповой, долгосрочный.

Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители.

Цель: воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе этикетных правил.

Задачи:

- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;

Публикация «Проект „Воспитание поведенческой культуры посредством знакомства с этикетом“» размещена в разделах

- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;

- формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;

- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма,

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения,

- познакомить детей с азами этических норм;

- учить использовать «специальные слова» в речевом общении;

- помочь освоить нормы этикета.

Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта :

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметно-пространственной среды (оборудование группе психологического уголка (развитие навыков саморегуляции и понимания эмоциональных состояний окружающих); фотоматериалы, дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы этикета : разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Этапы овладения детьми правилами этикета :

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

Предполагаемый результат.

1. Сформированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.

2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.

3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.

4. Повышение уровня культуры детей и педагогической компетентности родителей.

Актуальность проекта

Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе : это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе.

Сегодня в условиях стремительно меняющегося мира, назрела необходимость в активизации художественно-эстетического воспитания. Переход на стандарты нового поколения придает особое значение многим процессам и явлениям социокультурной жизни, по-новому освещает их.

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой гармоничной личности. Начавшись в раннем возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные произведения. Художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах дошкольного возраста, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшем оптимальными средствами формировать личность ребенка. Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в детском саду, художественно-эстетическое воспитание развивает не какое-то отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом.

Немаловажным аспектом данной проблемы является воспитание культуры поведения, общения, т. е. привития ребенку определенных этикетных навыков. Наша задача – воспи-тать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т. е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потреб-ности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отноше-ния к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.

За основу своей работы мы берем три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.

Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. По тому, как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспи-тание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первона-чальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия :

1) как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;

2) как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами;

3)как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Одной из профессиональных обязанностей воспитателя является обучение ребенка правилам поведения за столом. Ведь умение вести себя за столом - одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше. Ребенку постепенно внушают разумность этих правил, а с 4-5 лет приступают к их осознанному обучению, постепенно, в игровой форме с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И если к 2-м годам для детей «высшим пилотажем» считается научиться правильно держать ложку, то с возрастом еда становится более «утонченной». Малыш начинает пользоваться вилкой, есть с бокового края ложки, есть-пить с закрытым ртом и беззвучно, пользоваться салфеткой по правилам, дети учатся сами сервировать стол. И к 5-6 годам основные правила культуры еды должны быть усвоены.

Мы использовали следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников :

• Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)

• Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа)

• Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, путаница)

• Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации)

• Использование театрализации (кукольный, настольный театр, этюды, сцены)

• Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни)

• Музыка

• Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни)

• Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сентябрь - «Наша группа»

• Папка-передвижка для родителей «Возрастные особенности детей среднего возраста»

• Беседы на тему «Правила поведения в группе»

Чтение художественной литературы: «Мойдодыр» К. Чуковского

• Дидактическая игра «Узнаем эмоции»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин»

Октябрь - «Мои друзья»

• Советы для родителей «Воспитание ребенка дома»

Беседы на темы: «Чтобы у меня было много друзей», «Кто такой друг?», «Что значит дружить?»

Чтение художественной литературы: «Пришла ко мне подружка» Е. Благининой

• Дидактическая игра «Назови друзей»

• Настольно- печатная игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

• Составление рассказов «Мой друг»

Ноябрь - «Этикет общения и культура речи»

• Рекомендации родителям «Дисциплина без слез»

• Беседы на тему «Вежливый собеседник»

Чтение художественной литературы: «Телефон» К. Чуковского.

• Дидактическая игра «Кто знает больше вежливых слов»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты».

• Лото «Хорошо или плохо»

Декабрь - «Культура поведения в общественных местах»

• Папка- передвижка для родителей «Правила поведения в общественных местах»

• Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»

Чтение художественной литературы: сказка «Торопыжка»; стих. И. Горюновой «Этикет для карапузов в транспорте»

• Дидактическая игра «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»

• Рассматривание дорожных знаков

• Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Январь - «Играем в гости и приглашаем гостей»

• Консультация для родителей «Вежливый хозяин»

• Беседа «Принимаем гостей»

Чтение художественной литературы: «День рождения вредного кота» (перевод А. Кочарова); стих.

• А. Усачева «Главное правило вежливости»

• Сюжетно-ролевая игра «Семья»

• Дидактическая игра «Вежливый кролик»

Февраль - «Раз, два – ложка, три, четыре – вилка»

• Консультация для родителей «Правила этикета»

• Беседа «А знаешь ли ты, как пользоваться ложкой и вилкой»

Чтение художественной литературы: «Былинная история»

• Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Март - «Едим красиво»

• Консультация для родителей «Формирование культуры трапезы»

• Создание психологического уголка

Дидактическая игра: «Чтобы гости не скучали»

• Игра «Всю фразу скажем сразу»

• Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Апрель - «Город чистой одежды»

• Консультация для родителей «Оставаться аккуратным в любой ситуации».

Чтение художественной литературы: стих. «В гости».

• Дидактические игры «Гости», «Уроки этикета»

• Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Май - «Город носовых платков»

• Игра «Кукла Маша простудилась»

Чтение художественной литературы: «Женина беда»

• Занятие «По правилам этикета».

• Сюжетно-ролевые игра «В гостях».

Июнь - «Давайте жить дружно»

• Слушание песни «Если добрый ты»

Игры: «Вежливо - не вежливо», «Потерялось словечко»

• П/и «Вежливые жмурки»

Чтение художественной литературы: р. н. сказка «Гуси-лебеди»

«Праздник Вежливости и дружбы» (к Дню друзей 9 июня)

Использованная литература:

Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М. 2005

Конкевич С. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете. СПб. 2013.

Метенова Н. М. Уроки вежливости. Практическое пособие. Ярославль 2016.

Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. 1989.

Фесюкова Л. Б. Воспитываем и учим. М. 2010.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воспитание поведенческой культуры посредством знакомства с этикетом»
Опубликовано: 2 марта 2020 в 10:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД