Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста»

Мельниченко Елена Геннадьевна
Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста»

ПРОЕКТ

«Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста»

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь 2017 – май 2020

Автор проекта: старший воспитатель Мельниченко Елена Геннадьевна

1 квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

4. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы

Россия всегда являлась многонациональным государством, а Кабардино-Балкарию, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной в поиске путей развития личности через взаимодействие культур.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов. Это - русские, кабардинцы, балкарцы, турки и т. д.

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю, закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном проекте идет через этнокультурную направленность образования.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательнымиучреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения,в частности:

• в законе Российской Федерации «Об образовании»;

• в Национальной доктрине образования Российской Федерации;

• в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образованияодними из своих принципов определяют:

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач,на которую направлен стандарт это: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В основе этнокультурного воспитания дошкольниковдолжен быть целый комплекс процессов: приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

• формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

Т. е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей

пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику Кабардино- Балкарию.

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Цель проекта: формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДО.

Задачи:

1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии (русского, кабардинского, балкарского, турецкого и др.)

2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.

3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т. д.)

4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДО.

5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитаники-семья.

6. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДО.

7. Организовать образовательное пространство ДО на основе традиций русского, кабардинского, балкарского и турецкого народов.

8. Привлечь внимание родительской общественности, различных социальных и общественных институтов к приобщению дошкольников к традициям русского, кабардинского, балкарского и турецкого народов.

9. Создать «базу» этнокультурных традиций Кабардино- Балкарии.

10. Повысить социальный статус ДО «Колокольчик», в целом системы дошкольного образования.

Сроки: сентябрь 2017 – май 2020

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в ДО и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо-культурной среды и т. д.

Основу реализации проектасоставили три концептуальных подхода:

Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность

Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению.

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:

1. Образовательные: знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства народов Кабардино-Балкарии;

2.Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;

3. Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.

Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.

Метод проектов

Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.

Проектирование - это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.

Метод проектовспособствует формированию следующих умений:

• анализировать ситуацию;

• обнаруживать противоречия и формулировать проблему;

• предлагать пути её решения;

• работать в команде;

• давать экспертную оценку ;

• выявить результативность;

• осуществить презентацию.

Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:

требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;

проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;

реализация проектов в ДО способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Технология сетевых и партнерских взаимодействий

Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- взаимодействие с образовательными учреждениями;

- взаимодействие с учреждениями культуры;

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

I этап подготовительный (организационный):

Задач:

1. Анкетирование родителей. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.

2. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России и Кабардино-Балкарии, оформляются тематические и образовательные стенды. При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.

3. Составление перспективного плана работы.

4. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т. д.

5. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.

6. Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.

7. Выработка системы взаимодействия педагогов, родителей ДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (Продуктивный)

Задачи:

1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.

2. Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности: декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.

3. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне датского сада, города.

4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т. д).

5. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

6. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДО и в процессе взаимодействия с социумом).

7. Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

III этап (заключительный):

Задачи:

1. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

2. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

3. Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).

4. Проектирование программы дальнейшей деятельности ДОУ.

4. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Формирование единого нравственно-патриотического и этнокультурного пространства воспитания и обучения в ДОУ

2. Воспитание у детей любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю. Обеспечение содержания и воспитания, направленных на социализацию

3. Эффективное использование инновационных технологий дошкольного образования, социального партнерства с родителями

4.Организация всего ресурсного обеспечения функционирования : нормативно-правового, педагогического, научно-методического и др.

Формы реализации проекта

1. Проведение Организованной Образовательной Деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов Кабардино-Балкарии.

2. Организация кружковой работы по декоративному творчеству.

3. Организация образовательногоразвивающего пространства в детском саду: макет «Казачье подворье», мини-музей «Кабардинская Сакля», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.

4. В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры русского, кабардинского и турецкого народов.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

• Тематические беседы;

• Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье - маше);

• НОД на основе метода интеграции с привлечением музыкального руководителя;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу;

Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;

• Экспериментирование с различными художественными материалами;

• Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду);

• Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;

• Экскурсии;

• Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• Использование народных игр, в том числе хороводов;

• Организация тематических вечеров;

• Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.

Формы работы с родителями по реализации проекта:

• Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;

• Консультирование родителей;

• Участие в сборе предметов народного творчества;

• Беседы;

• Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.

• Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;

• Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;

• Участие в тематическом вечере «Народные промыслы»;

• Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах;

• Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;

• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

• Просмотр итоговой презентации.

Формы работы с педагогами по реализации проекта:

• проведение консультаций;

• проведение мастер-классов, открытых занятий;

• участие в семинарах-практикумах;

• методическое обеспечение педагогической работы;

• дидактическое обеспечение педагогической работы;

• организация самообразования;

• участие в конкурсах педагогического мастерства.

5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Организационный

1. Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по направлению

2. Изучение теоретических вопросов по теме – самообразование

3. Подготовка нормативной методической документации (проекты и программы)

4. Разработка планов работы (перспективный, тематический, план работы с родителями)

5. Организация взаимодействия с социальными партнерами (музей, специалисты, мастера)

2 этап. Продуктивный

1. Разработка конспектов НОД по образовательным темам рабочих программ

2. Реализация плана-графика ООД

3. Реализация работы с родителями по проекту

муз. руководитель

4. Организация образовательного этнокультурного пространства в ДО (макет «Казачье подворье», мини-музей «Кабардинская сакля»)

5. Организация этнокультурной развивающей среды в группах

6. Наработка практического материала для педагогов

7. Реализация плановых взаимодействий с социальными партнерами (музеи, специалисты, мастера)

3 этап. Итоговый

1. Проведение итогового мероприятия

2. Составление отчета по результатам проекта

3. Выступление с обобщенным опытом на педагогическом и методическом советах

Организация образовательногоразвивающего пространства в детском саду:

Макет «Казачье подворье»

Цель: создание представлений об образе жизни казаков, организации быта.

Формы организации: создание макета казачьего дома (хаты, двора с наличием домашних животных.

Мини-музей «Кабардинская сакля»

Цель: создание представлений об образе жизни кабардинцев, организации быта, убранства.

Формы организации: создание мини-музея, оформленного в стиле убранства кабардинской сакли (стол, люлька кувшин, посудная утварь, кабардинская мужская и женская одежда, изделия народных умельцев края.)

Условия организации развивающей среды в группе:

наличие дидактических и развивающих игр;

создание папок с силуэтным моделированием;

разработка таблиц с элементами народных росписей;

создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);

наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

• Объединение усилий ДО и семьи в вопросах воспитания, развития, обучения детей в национальном колорите.

• Повышение психолого – педагогической компетентности родителей путем внедрения современных форм взаимодействия ДО и семьи.

• Развитие профессиональной компетентности педагогов ДО, овладение новыми, инновационными способами профессиональной деятельности.

• Формирование креативного, коммуникативного, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я», высокой познавательной активностью, потребностью в творческом самовыражении, знающего и принимающего этническую культуру русского, кабардинского, балкарского и турецкого народов, дошкольника - выпускника ДОУ «Колокольчик».

• Работа по дальнейшему развитию, способностей, интересов этнокультурных традиций в музыкально - театрализованной деятельности.

Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской, и региональной (кабардинской, балкарской, турецкой);

• Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах русского народа и народов Бабардино-Балкарии, умения различать изделия разных народных промыслов;

• Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре русского народа и народов Кабардино-Балкарии;

• Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;

• Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

• Созданание предметно – развивающей среды по этно-культурному образованию группах и в саду в целом.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 14:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Фотоотчет о посещении представления «Ми-ми-мишки: Елка будущего!»
Добрый день уважаемые коллеги! В новогодние каникулы очень много развлечений для деток и мы с моим внуком Романом которому три года тоже не сидели дома...
Стенгазета «15 января — день зимующих птиц России»
Мой предыдущий рассказ был о том, как мы с детьми готовили угощение для птиц в честь их «праздника». Но это было не единственное мероприятие в рамках...
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку»
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку» Прогулки в детском саду по режиму должны быть ежедневные. Они положительно сказываются на...