МААМ-картинки

Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста». Кабардино-Балкария

Мельниченко Елена Геннадьевна
Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста». Кабардино-Балкария

ПРОЕКТ

«Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста»

Вид проекта : социальный, практико-ориентированный, долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь 2017 – май 2020

Автор проекта : старший воспитатель Мельниченко Елена Геннадьевна

1 квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

4. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Публикация «Проект „Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста“, Кабардино-Балкария» размещена в разделах

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы

Россия всегда являлась многонациональным государством, а Кабардино-Балкарию, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной в поиске путей развития личности через взаимодействие культур.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов. Это - русские, кабардинцы, балкарцы, турки и т. д.

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю, закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном проекте идет через этнокультурную направленность образования.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности:

• в законе Российской Федерации «Об образовании»;

• в Национальной доктрине образования Российской Федерации;

• в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является : обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов: приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

• формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

Т. е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей

пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику Кабардино- Балкарию.

Вид проекта : социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Цель проекта : формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДО.

Задачи:

1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии (русского, кабардинского, балкарского, турецкого и др.)

2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.

3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т. д.)

4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДО.

5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования : педагог-воспитаники-семья.

6. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДО.

7. Организовать образовательное пространство ДО на основе традиций русского, кабардинского, балкарского и турецкого народов.

8. Привлечь внимание родительской общественности, различных социальных и общественных институтов к приобщению дошкольников к традициям русского, кабардинского, балкарского и турецкого народов.

9. Создать «базу» этнокультурных традиций Кабардино- Балкарии.

10. Повысить социальный статус ДО «Колокольчик», в целом системы дошкольного образования.

Сроки: сентябрь 2017 – май 2020

Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в ДО и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо-культурной среды и т. д.

Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода:

Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность

Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению.

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:

1. Образовательные : знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства народов Кабардино-Балкарии;

2. Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;

3. Воспитательные : воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.

Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.

Метод проектов

Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.

Проектирование - это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.

Метод проектов способствует формированию следующих умений:

• анализировать ситуацию;

• обнаруживать противоречия и формулировать проблему;

• предлагать пути её решения;

• работать в команде;

• давать экспертную оценку ;

• выявить результативность;

• осуществить презентацию.

Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:

требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;

проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;

реализация проектов в ДО способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса : от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Технология сетевых и партнерских взаимодействий

Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- взаимодействие с образовательными учреждениями;

- взаимодействие с учреждениями культуры;

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

I этап подготовительный (организационный) :

Задач:

1. Анкетирование родителей. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.

2. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России и Кабардино-Балкарии, оформляются тематические и образовательные стенды. При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.

3. Составление перспективного плана работы.

4. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т. д.

5. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.

6. Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает : внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.

7. Выработка системы взаимодействия педагогов, родителей ДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (Продуктивный)

Задачи:

1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.

2. Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности : декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.

3. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне датского сада, города.

4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т. д).

5. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

6. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДО и в процессе взаимодействия с социумом).

7. Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

III этап (заключительный) :

Задачи:

1. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

2. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

3. Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).

4. Проектирование программы дальнейшей деятельности ДОУ.

4. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Формирование единого нравственно-патриотического и этнокультурного пространства воспитания и обучения в ДОУ

2. Воспитание у детей любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю. Обеспечение содержания и воспитания, направленных на социализацию

3. Эффективное использование инновационных технологий дошкольного образования, социального партнерства с родителями

4. Организация всего ресурсного обеспечения функционирования : нормативно-правового, педагогического, научно-методического и др.

Формы реализации проекта

1. Проведение Организованной Образовательной Деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов Кабардино-Балкарии.

2. Организация кружковой работы по декоративному творчеству.

3. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: макет «Казачье подворье», мини-музей «Кабардинская Сакля», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.

4. В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры русского, кабардинского и турецкого народов.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта :

• Тематические беседы;

• Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье - маше);

• НОД на основе метода интеграции с привлечением музыкального руководителя;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу;

Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;

• Экспериментирование с различными художественными материалами;

• Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду);

• Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;

• Экскурсии;

• Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• Использование народных игр, в том числе хороводов;

• Организация тематических вечеров;

• Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.

Формы работы с родителями по реализации проекта :

• Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;

• Консультирование родителей;

• Участие в сборе предметов народного творчества;

• Беседы;

• Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.

• Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;

• Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;

• Участие в тематическом вечере «Народные промыслы»;

• Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах;

• Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;

• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

• Просмотр итоговой презентации.

Формы работы с педагогами по реализации проекта :

• проведение консультаций;

• проведение мастер-классов, открытых занятий;

• участие в семинарах-практикумах;

• методическое обеспечение педагогической работы;

• дидактическое обеспечение педагогической работы;

• организация самообразования;

• участие в конкурсах педагогического мастерства.

5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Организационный

1. Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по направлению

2. Изучение теоретических вопросов по теме – самообразование

3. Подготовка нормативной методической документации (проекты и программы)

4. Разработка планов работы (перспективный, тематический, план работы с родителями)

5. Организация взаимодействия с социальными партнерами (музей, специалисты, мастера)

2 этап. Продуктивный

1. Разработка конспектов НОД по образовательным темам рабочих программ

2. Реализация плана-графика ООД

3. Реализация работы с родителями по проекту

муз. руководитель

4. Организация образовательного этнокультурного пространства в ДО (макет «Казачье подворье», мини-музей «Кабардинская сакля»)

5. Организация этнокультурной развивающей среды в группах

6. Наработка практического материала для педагогов

7. Реализация плановых взаимодействий с социальными партнерами (музеи, специалисты, мастера)

3 этап. Итоговый

1. Проведение итогового мероприятия

2. Составление отчета по результатам проекта

3. Выступление с обобщенным опытом на педагогическом и методическом советах

Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:

Макет «Казачье подворье»

Цель: создание представлений об образе жизни казаков, организации быта.

Формы организации: создание макета казачьего дома (хаты, двора с наличием домашних животных.

Мини-музей «Кабардинская сакля»

Цель: создание представлений об образе жизни кабардинцев, организации быта, убранства.

Формы организации: создание мини-музея, оформленного в стиле убранства кабардинской сакли (стол, люлька кувшин, посудная утварь, кабардинская мужская и женская одежда, изделия народных умельцев края.)

Условия организации развивающей среды в группе:

наличие дидактических и развивающих игр;

создание папок с силуэтным моделированием;

разработка таблиц с элементами народных росписей;

создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);

наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

• Объединение усилий ДО и семьи в вопросах воспитания, развития, обучения детей в национальном колорите.

• Повышение психолого – педагогической компетентности родителей путем внедрения современных форм взаимодействия ДО и семьи.

• Развитие профессиональной компетентности педагогов ДО, овладение новыми, инновационными способами профессиональной деятельности.

• Формирование креативного, коммуникативного, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я», высокой познавательной активностью, потребностью в творческом самовыражении, знающего и принимающего этническую культуру русского, кабардинского, балкарского и турецкого народов, дошкольника - выпускника ДОУ «Колокольчик».

• Работа по дальнейшему развитию, способностей, интересов этнокультурных традиций в музыкально - театрализованной деятельности.

Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской, и региональной (кабардинской, балкарской, турецкой);

• Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах русского народа и народов Бабардино-Балкарии, умения различать изделия разных народных промыслов;

• Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре русского народа и народов Кабардино-Балкарии;

• Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;

• Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

• Созданание предметно – развивающей среды по этно-культурному образованию группах и в саду в целом.

Публикации по теме:

«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет«Этнокультурное воспитание». Фотоотчет "Этнокультурное воспитание". Фотоотчет. Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период.

Дидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возрастаДидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возраста Дидактические игры на образование нового числа. «Ученье – свет, а неученее – тьма», «Учиться – всегда пригодится», «Учение – путь к умению»,.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Проект «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей старшего дошкольного возраста» Тема духовно - нравственного становления личности посредством воспитания интереса и уважения к культурам разных стран и народов была выбрана.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Этнокультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста». Кабардино-Балкария
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 14:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД