Вера Моргуленко
Проект «Юные туристы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Юные туристы»
Старшая группа №10
Паспорт проекта
Тема: «Юные туристы»
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта : дети, педагоги, педагог-психолог, родители.
Вид проекта : познавательный - творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Форма проведения: (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни)
Публикация «Проект „Юные туристы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.
Срок реализации: 29.09 -30.09. 2021г.
Проблема. Проектная деятельность разворачивалась в проблемной ситуации. Идея проекта возникла в ходе беседы с детьми о летнем отдыхе, в ходе которой один ребёнок рассказал о том, как они всей семьёй ходили в поход. У некоторых детей сразу возник вопрос «Что такое поход?». Дети стали спорить, что поход это не отдых, что в поход отправляются только спортсмены. Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотез.
Цель проекта :
Расширять и закреплять знания детей о понятии туристы, туризм, походное снаряжение, правила безопасного поведения в природе.
Задачи проекта :
Способствовать через практическую игровую деятельность:
- созданию условий для позитивной социализации детей, формированию нравственных
качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, сплоченности и дружелюбия;
- объединению всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов;
- формированию познавательного интереса родному детскому саду, окружающей природе;
- формированию понятий у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут,
карта, важных туристических правил, гуманного и безопасного поведения в природе;
- формированию интереса к здоровому образу жизни у детей.
Оборудование: туристическая палатка, коврики, спальные мешки, рюкзаки, котелок, термос, карта маршрута, мяч.
Ожидаемый результат проекта :
• овладение знаниями о детском туризме;
• знают правила безопасности в туристическом походе;
• сформированные такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;
• имеют представления, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и организованнее.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы:
• Словесные (занятия, беседа, чтение художественной литературы, рассказ).
• Наглядные (наблюдения, практические занятия, демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков,
Под туристической прогулкой понимается непродолжительный по времени (1,5 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории дошкольного учреждения в целях отдыха и познания.
Структура похода:
• Сбор и движение до первого привала (5-15 минут).
• Остановка, привал (5-15 минут). Природоведческая деятельность.
• Комплекс игр и упражнений (10-20 минут).
• Самостоятельная деятельность детей (5-10 минут)
• Сбор детей и возвращение в детский сад (5-15 минут).
Этапы проекта :
I. Организационный:
- Разработка проекта. Подготовка необходимой литературы, снаряжения.
II. Практический.
Реализация проекта :
- «Юные туристы» основы туристской и общефизической подготовки.
- Природа родного края – рассказы, целевые прогулки.
- Безопасность в походе – беседы.
- Туристический поход на экологическую тропу.
III Заключительный.
Пути реализации проекта : Ведущим способом организации является игра: игра-тренировка, игра-соревнование, игра-путешествие.
2. Основная часть.
1 день. Тема: «Туризм и туристы»
Цель: Способствовать формированию понятий: туризм, туристы, туристические походы, маршрут, карта. Создание психологического настроя детей на новый вид деятельности.
Способствовать развитию естественных видов движений и обогащению двигательного опыта детей.
Беседы: Кто такие туристы, туризм и его разновидности, знакомство детей с туризмом как видом спорта, туристические походы – маленькие путешествия.
Знакомство с картой детского сада. Составление маршрута прогулки. (Участок по циклограмме, нахождение на карте.).
Упражнения на осанку и равновесие «На вершине горы». (Сохранение равновесия при прохождении по обозначенной узкой тропе с разным положением рук)
Чтение отрывков из Детской энциклопедии о великих путешественниках.
Экспериментирование - опыт. «Где лучше и дольше храниться хлеб?» (Пищевая пленка, фольга, полиэтиленовый мешочек, марля, воздух).
Разучивание речё вки: «Мы – туристы»
Игра - тренировка д/и «Мы собираемся в поход», «Рюкзачок туриста» (Бег с переносом предметов). П/и «Трудный маршрут.
Подготовка туристического похода. 3
2 день. Итоговый туристический поход – соревнование «Мы - туристы».
(Прохождение маршрута по заданной карте – схеме).
Цель: Способствовать закреплению знаний, умений и навыков по туристско-экологической деятельности у детей, развитию физических качеств детей.
Игра – путешествие «Мы - туристы» по участку детского сада.
Беседы: «Правила поведения в природе».
Наблюдение за погодой и выбор снаряжения.
Подведение итогов эксперимента по хранению хлеба.
Поход по заданной схеме с рюкзаками, препятствиями, играми и соревнованиями по участку детского сада, с закреплениями всех полученных знаний и навыков на практике.
Сюрпризный момент сладкие призы и награждения.
Впечатления детей о прошедшем походе.
III. Заключительный:
• Опрос детей по теме;
• Оформление фото - выставки в группе «Путешественники»;
• Конструирование «Плот для переправы».
Итог:
Через практическую игровую туристическую деятельность было достигнуто:
- объединение всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов;
- стремительно развивается самостоятельность и инициатива детей;
- все познавательные умения и навыки дети получали не через занятия, а в интересной развивающей деятельности, инициаторами которой они сами являются, учились оценивать свои действия и действия других, формировались их навыки поведения в социуме и природе;
- приобрели новые навыки и умения в физическом развитии, формах проведения активного здорового отдыха. По итогам туристического похода создан фото альбом «Всемирный День туриста», который выставлен в группе сообщества нашего детского сада и получил положительную оценку.
Беседы:
1. «Знакомство с туризмом и кто такие туристы»
Цель: способствовать формированию у детей понятий: туризмом, виды туризма, развитию интереса к туризму.
ПРОФЕССИЯ - ГЕОЛОГ.
Цель: способствовать формированию понятия у детей о профессии геолог.
Беседа «Камни бывают разные»
Цель: расширить представления детей о разнообразии камней, их свойствах и особенностях, их применении в жизни человека.
«Знакомство с профессией метеоролога»
(подготовительная группа)
Цель: Развивать у детей представление о профессии метеоролога и о работе
метеорологической станции. Развивать связную речь, логическое мышление.
Плот для переправы (конструирование)
Цель: Познакомить детей с новой поделкой; формировать умение мастерить
плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине; развивать глазомер,
точность движений; закрепить навыки анализа образца игрушки, представленного в виде модели, умение схематично изображать последовательность работы и пользоваться наглядным планом в ходе изготовления поделки; воспитывать товарищеские взаимоотношения в труде.
Словарь терминов
Деятельность – Занятие, труд.
Знаток – Человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь.
Маршрут – Путь следования.
Привал – Остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.
Рюкзак – Заплечный вещевой мешок с карманами.
Туризм – Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.
Турист – Человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия.
Сотрудничество с родителями:
• сбор информации о безопасном поведении на природе;
• сбор туристического снаряжения;
• фото семейных путешествий.
Результативность работы
Как результат нашей работы у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью; ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура. Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазания, ползания по наклонным поверхностям, спортивным комплексам на спортивной площадке. Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.
Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами детского туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха; получили знания о простейших навыках безопасного туризма, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического воспитания дошкольника, научились проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком.
Список используемой литературы:
1. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических
работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2004.- 116с.
2. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста, АРКТИ, 2003;
3. Вавилова Е. Н. Укрепление здоровья детей М. : Просвещение, 1986 Гранильщипов Ю. В. Семейный туризм М. : Просвещение, 2008 г.
4. Гаврючина Л. В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие, Сфера, 2008г
5. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, 2004
6. Кузнецова С. В. Туризм в детском саду, Москва, Обруч, 2013 год.
Интернет-ресурс:
1. Стихи для экологического воспитания детей. https://zanimatika.narod.ru/
2. Стихи о лесе, автор Анатолий Орлов. https://lujayka.com/stihi_detyam/
3. Стихи для детей. Владимир Степанов. https://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/
4. Туризм в детском саду. https://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashihvospitateley/