Папки-передвижки

Долгосрочный проект «Юный исследователь»

ЕЛЕНА ОБЕДКОВА
Долгосрочный проект «Юный исследователь»

Вид и тип проекта

Познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта с 15.09. по 15.07.20… г.

Образовательная область: Познавательное развитие – основная. Интегрируется со всеми образовательными областями.

Актуальность проблемы:

Публикация «Долгосрочный проект „Юный исследователь“» размещена в разделах

В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

С помощью STEM-подхода дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.

Задачи:

1. Образовательные:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

Формировать познавательные действия, становление сознания

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать воображение и творческую активность.

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе;

Предполагаемый результат: Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря.

План реализации проекта «Юный исследователь»

№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные

Подготовительный этап

1 Формирование цели и задач

создание необходимых условий для реализации проекта

1 неделя сентября Воспитатель

2 создание необходимых условий для реализации проекта

1 неделя сентября Воспитатель

3 перспективное планирование проекта

Сбор информации, материала для реализации проекта, подборка методической литературы Разработка конспектов ООД, дидактических игр и пособий. 2 неделя сентября Воспитатель

4 Подбор оборудования для организации экспериментальной деятельности по проекту 2 неделя сентября Воспитатель

5 Проведение бесед, консультаций с родителями по теме проекта. 1-2 недели сентября Воспитатель

Основной этап

Консультация для родителей - "Природа вокруг нас"

3 неделя сентября Воспитатель

совместная работа по созданию картотеки опытов - экспериментов для детей дошкольного возраста 1 неделя октября Воспитатель

проведение цикла наблюдений с детьми по ознакомлению с объектами неживой и живой природы 2 неделя октября Воспитатель

6 Опытно-экспериментальная деятельность:

Знакомство детей с лабораторией по экспериментированию.

Знакомство с новыми для детей предметами для опытов

Знакомство со свойствами воздуха

Опыт 1. Опыты с воздухом. Дать представление о свойствах воздуха.

Опыт 2. «Человек. Звук и слух»(«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»)

Знакомство со свойствами земли

Опыт 1. Опыт: «Какая бывает земля?»

Опыт 2. Свойства песка

Опыт 3. Глина. Рассматривание, определение ее свойства.

Знакомства со свойствами воды. Формирование представлений о свойствах воды.

Опыт 1. «Что в шарике» Формировать представление о свойствах воды и воздуха.

Опыт 2 «Потребность живой природы в воде» Формировать представление о важности воды для жизни живой природы

Опыт 3. «Цветные льдинки» Знакомство со льдом, снегом и его свойствами. Рассматривание снежинок с помощью лупы.

Опыт 4. «Капельки» Закреплять представления о свойствах воды.

Знакомить со способом получения теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей

Опыт 5. «Таяние снега»

Знакомство со свойствами предметов

Опыт 1. «Тонет не тонет»

Опыт 2. «Волшебные камни» Рассмотреть камни, определить из свойства.

Учить классифицировать по видам.

Знакомство с магнитом

Опыт 1. «А ну магнитик притяни»

Опыт 2. «Достань монетку из воды»

Знакомство с живой природой «Семена»

Опыт 1. «Семена и плоды»

Опыт 2. «Зачем нужна вода семенам»

Опыт 3. «Что же вырастит»

Опыты с электричеством

Формировать представление о статическом электричестве Длительность опыта

1 неделя

2 недели

4 недели

2 месяца

3 недели

1 месяц

1 месяц

2 месяца

2 недели

Воспитатель

7 Тематические беседы с детьми:

«Безопасность в уголке экспериментирования», «Наши помощники для опытов», «Что ты знаешь о воде», «Для чего нужен воздух», «Морской песок»

Весь период проекта Воспитатель

8 Восприятие художественной литературы:

Весь период проекта Воспитатель

9 Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Мой помощник- магнитик», «Что изменилось?», «Найди по описанию», «Живое неживое»,, «Найди такой же», «Чего не стало», «Найди, о чем расскажу», «Большие и маленькие»,».

Весь период проекта Воспитатель

10 Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:

Весь период проекта Воспитатель

11 Организация выставок:

изготовление фотоколлажа с иллюстрациями: «Юные исследователь»

Весь период проекта Воспитатель родители

12 Взаимодействие с родителями:

- оформление информационного стенда с консультациями для родителей: «Экспериментирования для детей»

-Консультация для родителей «Природа вокруг нас" Формировать представление у родителей об экспериментальной деятельности с детьми.

- оформление фоторепортажей о ходе реализации проекта в информационном уголке для родителей

- привлечение родителей к созданию совместных творческих работ с детьми для выставок

Весь период проекта Воспитатель

Заключительный этап

13 Подведение итогов проекта :

-создание уголка экспериментирования «Юный исследователь»

- статья о ходе реализации проектной деятельности на официальном сайте учреждения

- отчёт о реализации проекта на педагогическом совете по итогам летнего оздоровительного периода

- презентация опыта работы по проекту на региональном мероприятии

Август Воспитатель

Информационное (методическое) обеспечение

Литература:

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

7. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

12. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.

15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.

17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.

18. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

19. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

21. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.

22. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2010. – 230 с.

23. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.

24. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

25. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «Что за прелесть эти сказки…» Тип проекта: творческий, долгосрочный. Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители. Сроки проекта: сентябрь 2016 по май2017. Актуальность:.

Долгосрочный проект «Дом пуговки» Проект «Дом пуговки» (долгосрочный) Средняя группа Филимонова Е. В. Октябрь, 2016 – май 2017 г Цели проекта «Дом пуговки»: Сформировать.

Долгосрочный проект «Красная книга РФ»Долгосрочный проект «Красная книга РФ» Вид проекта:Познавательно - образовательный, творческий. Продолжительность: долгосрочный, октябрь 2015г. – май 2016г. Цель проекта:Формировать.

Долгосрочный проект «Наш огород»Долгосрочный проект «Наш огород» Актуальность. Самое лучшее открытие- это то открытие, которое ребенок делает сам. В нашем современном мире, а тем-более в городах, экологическое.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Фотоотчет «Юный исследователь»Фотоотчет «Юный исследователь» Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование.

Фотоотчёт о неделе «Я — юный исследователь»Фотоотчёт о неделе «Я — юный исследователь» Вторая неделя января в нашей группе была посвящена теме «Я – юный исследователь». В процессе этой недели мы знакомились с детьми с разными.

Фотоотчёт об участии в краевом конкурсе исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь»Фотоотчёт об участии в краевом конкурсе исследовательских работ детей старшего дошкольного возраста «Юный исследователь» В апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей Маргаритой Ивлевой участвовали в заочном, а затем и очном муниципальном этапе краевого конкурса.

Познавательный проект «Маленький исследователь на огороде» Актуальность темы проекта: Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого.

Проект «Мои занятия спортом» в рамках конкурса «Я — исследователь» Тема проекта: «Мои занятия спортом» Тип проекта: исследовательский Цель проекта: сформировать у воспитанника знания о разных видах спорта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Юный исследователь»
Опубликовано: 19 октября 2021 в 21:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД