Чагова Ольга Васильевна
Проект «Здоровое питание. Фрукты и ягоды»
Проект: «Здоровое питание. Фрукты и ягоды»
Разработчик проекта воспитатель:
Чагова Ольга Васильевна
Тип проекта: познавательный
Продолжительность: 1 месяц
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Формы реализации проекта: занятия, беседы, игры, сотрудничество с родителями.
Актуальность.
Публикация «Проект „Здоровое питание, Фрукты и ягоды“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Ягоды садовые
- Темочки
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «любознайками и почемучками».
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания.
Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми. Но как этого добиться?
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности. Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, кириешек, чупа – чупсов и т. д. у детей формируются искажённые взгляды на питание. А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.
Таким образом, мы вместе с детьми, родителями в данном проекте попытались разобраться во всем, что касается правильного питания и особое внимание обратили на ягоды и фрукты.
Цель проекта: пропаганда здорового питания среди детей и родителей. Обогатить знания детей о пользе ягод и фруктов. Показать детям, что их здоровье и хорошее настроение во многом зависит от правильного питания; лучше съесть полезные и вкусные ягоды и фрукты, чем чипсы и шоколадки. Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
Обучающие:
• расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать только здоровые продукты;
• формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
• уточнить знания о процессе приготовления супов и других овощных блюд;
• дать детям понятие, что фрукты должны являться ежедневными продуктами питания;
• обогатить кругозор детей;
• обогатить познавательный опыт детей.
Развивающие:
• совершенствовать трудовые и практические навыки детей;
• совершенствовать навыки связанного высказывания;
• развитие внимания, памяти, мышления;
• развивать у детей способность к поисковой деятельности;
• развивать у детей любознательность.
Воспитательные:
• формировать представления детей, о правилах поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека;
• способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия;
• приобщать родителей к воспитанию детей через совместную деятельность;
• воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.
Проблема: определение значения ягод и фруктов для физического и эмоционального здоровья человека.
Планируемый результат:
Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, бережное отношение к народным традициям питания.
Повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, снижение уровня заболеваемости детей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях
В ходе реализации проекта, была проделана работа:
1. Этап. Подготовительный.
• Проведение анкетирования родителей с целью получения информации об их отношении к здоровому питанию.
• Обработка результатов анкетирования
• Анкетирование детей с целью получения информации о знаниях ягод и фруктов. Уточнение любимых ягод и фруктов детей
• Уточнить представления детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни человека.
• Подготовить методическое обеспечение проекта.
2. Этап. Основной.
• Беседа «Ягоды и фрукты, полезные продукты»
Цель: Закрепление представления детей о пользе для здоровья человека ягод и фруктов
• Работа с родителями
Совместно с родителями, мы решили создать наглядные пособия в виде красочных альбомов «Фрукты» и «Ягоды». Было дано домашнее задание, подготовить информацию о конкретном фрукте и ягоде с красочной иллюстрацией, в заданном формате.
Вот что у нас получилось: красивые, наглядные картинки
На оборотной стороне информация:
Дети с большим удовольствием презентовали свои работы друг другу: рассказывали о полезных свойствах фруктов и ягод, где и как они растут, выясняли, какие в них есть витамины.
• Речевая игра «Лесенка в саду».
Вместе с детьми придумывается как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, «яблоко» (груша, мандарин и пр.) — «Какое может быть яблоко?».
На ватмане нарисовано дерево. К кроне дерева, на магнит, крепятся нарисованные плоды. Рядом с деревом стоит лесенка (нарисована, только две параллельные линии. Подбирая слова к фруктам, рисуем ступеньки на лесенке и подбираемся к фрукту. Одно слово – одна ступенька. ПОДСКАЗКА (ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный)
Задача – добраться до верхушки дерева, а для этого нужно подобрать очень много слов!
• Речевая игра «Я знаю»
Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко.
Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша.
Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива».
Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?
Игра развивает внимание и память.
Советы по проведению игры:
Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.
• НОД «А что внутри?». Фрукты в разрезе и под микроскопом
На занятии рассматривали фрукты в разрезе (вдоль и поперек). А так же под микроскопом рассматривали кожицу и мякоть, яблока и апельсина. Детей было не оторвать от микроскопа).
Под микроскопом кожица фруктов казалась необыкновенной
Рассмотрели ВСЁ! Даже хвостик от яблока не остался без внимания!
• «Ягоды и фрукты: как их можно есть?»
Цель: Показать детям различные способы приготовления из фруктов и ягод.
3. Этап. Завершающий
• Развитие познавательного интереса всех участников проекта к продуктам здорового питания
• Обогащение детей знаниями о пользе ягод и фруктов
• Дети поняли, что ягоды и фрукты – полезные продукты на нашем столе