Юлия Баландина
Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный стандарт ориентирует нас на индивидуально – личностный принцип образования. В нашем ДОУ индивидуально – личностный подход осуществляется через АОП. Группы для детей с ОНР реализуют Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой, в которой спроектирована модель индивидуально – коррекционной работы с детьми с ОНР разных уровней речевого развития.
Публикация «Проектирование и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей работы в условиях логопедической группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Общая наполняемость моей группы -14 человек. Из них 12 детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, 2 детей с ОНР, 2 уровень речевого развития.
У детей с ОНР, 2 уровня речевого развития резко снижено познавательное развитие. Такие дети требуют индивидуального подхода не только по речевому развитию, но по формированию и развитию психических процессов.
Для такой группы детей Н. В. Нищевой рекомендована «Индивидуальная программа развития».
Оптимальный вариант разработки и реализации программы для воспитанника составляет один год.
Программа состоит из:
Пояснительная записка.
1. Целевой раздел:
Общие сведения о ребенке
Подробное логопедическое заключение
Организация индивидуальной образовательной деятельности
2. Содержательный раздел:
диагностика (начало, середина, конец года).
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью педагога
- не выполняет
План взаимодействия с родителями
(срок исполнения, ответственный исполнитель)
3. Организационный раздел:
Режим дня
Индивидуальный план на неделю
Условия для развития ребенка (РППС в соотв. с ФГОС ДО).
Методическое обеспечение
К программе Нищевой Н. В. полностью подобран методический комплект. Основными являются 5 книг, 6 пособие по развитию речи не является обязательным. Но мне лично книга очень понравилась. В январе я была на авторском семинаре Н. В. Нищевой в Нижнем Новгороде на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста», где ее и приобрела. Полный комплект к Комплексной программе Нищевой состоит из примерно 150 книг и пособий.
Задачи коррекционной работы могут быть понятны и поставлены только на основе полной
1).Диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, поэтому мною проводятся тщательное обследование каждого ребенка в рамках своей деятельности. Речевое обследование осуществляется по речевой карте Нищевой Н. В.
2). Далее, составляется ИПР (рекомендованная Нищевой Н. В., а я как учитель-логопед подбираю педагогическиетехнологии.
3). Проведение индивидуальных занятий с ребенком
Индивидуальный подход реализуется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Например, на подгрупповых занятиях, я могу попросить ребенка повторить что-то за более сильным ребенком, либо вместо 3-5 предложений, составить рассказ и 2-3 предложений.
В программе Н. В. Нищевой диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года, то есть первичная и итоговая. Я же, в рамках осуществления индивидуального подхода, провожу промежуточную диагностику с детьми с ОНР, 2 ур. речевого развития, чтобы наметить путь дальнейшего развития ребенка и понимания, правильно ли были подобраны педагогические технологии и какой они дали результат. Так же мне необходимо понять, готов ли ребенок по итогам диагностики в конце года, в условиях 2-го года обучения, обучаться по программе для детей с ОНР, 3 уровень речевого развития.
В соответствии с программой я выделила следующие направления индивидуальной работы :
1. Развитие мыслительные процессов и сенсо-моторное развитие.
• «Лабиринты»,
• «Путаницы»,
• «Раздели на группы»,
• «Назови одним словом»,
• «Найди лишнюю картинку»,
• Рисование на песке или песком на дне песочнице (по наглядному образцу, по словесной инструкции, по задуманному самостоятельно плану).
Игры в песочнице помогают решить немало образовательных и психологических задач, направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями. Многие дидактические игры возможно проиграть в песочнице, используя вместо картинок наборы миниатюрных фигурок для песочной терапии.
2. Развитие внимание и памяти
• «Парные картинки»
• «Что исчезло?»
• «Что изменилось?»
• «Опиши спрятанную в песок игрушку»
• «Составь 2 квадрата из 7 палочек»
• «Убери 4 палочки так, чтобы из 5 квадратов осталось 3»
• «Цепочка действий»
3. Формирование понимания речи
• Покажи, убери, найди нужный предмет или картинку
• Назови одним словом
• Четвёртый лишний
4. Активация речевых функций: накопление словаря (предметного-существительные; глагольного – что делает?; словарь признаков – словарь признаков –прилагательные).
• Один – много
• Назови ласково
• Какой предмет лишний
• Что бывает зимой (весной, летом, осенью)
5. Развитие фонематики и звукопроизношения
• Прошагай слово
• Поднимись по лесенке
• Веселый поезд
6. Формирование грамматического строя речи
• Четвертый лишний
• Звуковая мозаика
• Обозначь место звука в слове
7. Развитие связной речи
• Серия сюжетных картинок
• Рассказ по сюжетной картине
Данные педагогические технологии обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие ребенка.