МААМ-картинки

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русская изба»

МАРИНА КЛЕПИКОВА
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русская изба»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мини-музей «Русская изба»

Клепикова Марина Юрьевна.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мини-музей «Русская изба»

Проект

«Мини-музей «Русская изба»

Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Русская изба“» размещена в разделах

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Одно из направлений такой работы является мини-музей.

Мини-музей рассказывает о быте и жизни наших предков, о традициях и культуре. Макет колодца, деревянная мебель под старину — все выдержано в едином стиле, это способствует развитию эстетического восприятия и художественного вкуса у детей.

Метод музейной педагогики, используемый в процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ, способствует реализации этих задач и развитию бескорыстной познавательной активное каждого ребенка.

С целью приобщения детей к духовной культуре в нашем ДОУ был реализован проект «Мини-музей «Русская изба».

Аннотация

Проект «Русская изба» направлен на приобщения детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.

В проекте представлены :

- этапы создания и основные направления работы мини-музея;

- формы работы с детьми;

разработаны:

- Положение о мини-музее

- примерные темы экскурсий и занятий для детей

- перспективный тематический план работы в мини-музее

Гуманистическая направленность работы мини-музея позволит педагогам, опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, учесть разный темп развития детей и реализовать личностно-ориентированный подход по их приобщению к традиционной национальной культуре, воспитать у них уважение и любовь к своей малой родин

Введение в проект

Актуальность проекта

В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

У воспитанников нашего ДОУ нет возможности посещать выставки народного искусства, краеведческие экспозиции в музеях.

Одна из форм ознакомления детей с родным краем. Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт, то есть музей поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Гипотеза реализации проекта Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре.

Вид проекта – познавательно-творческий

Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители и представители старшего поколения села.

Цель проекта

Становление гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры через приобщение детей к её истокам

Основные задачи проекта

• Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.

• Пробуждать чувство любви к Отечеству

• Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества

Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

• обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

• активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

• пробуждение национального самосознания;

• отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей

• активизация и систематизация краеведческих знаний;

• участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

• проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов

• пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

• разработка методического материала по проекту «Русская изба»;

• создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Вводный этап.

Цель:

Сбор информации, материала для изучения традиционной отечественной культуры.

Создание условий и обстановки, которые средствами яркой образности и наглядности обеспечивали бы детям особый комплекс ощущений и эмо- циональных

переживаний в реализации желания познавать традиционную отечественную культуру своего народа.

Содержание.

1. Постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников ДОУ (педсовет, общее и групповые родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации)

2. Поисковая деятельность участников проекта по сбору экспонатов – «предметов старины»

3. Организация акций: «Бабушкины руки», «Ярмарка мужских профессий»

4. Оформление мини-музея «Русская изба»

5. Разработка Положения о краеведческой комнате - «Русская изба».

Предполагаемый результат.

Накопление и систематизация информации по проблеме.

Обогащение предметной среды ДОУ, становление целостных представлений участников проекта о культуре и традициях своего народа, о своей национальной принадлежности.

Воссоздание в условиях ДОУ традиционной обстановки

сельского жителя.

Основной этап:

Цель:

Передача детям нравственных и эстетических ценностей народа

Обогащение представлений у участников проекта о традиционной культуре русского народа.

Содержание.

Проведение занятий-посиделок, занятий-путешествий в историю отдельных вещей и традиционного быта, занятий, инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей ДОУ по темам:

1- устройство русского дома

2- «Как жили наши предки»

3- народный русский календарь

4- «Народные традиции»

5- музыкальный и поэтический фольклор

6- народные промыслы и ремёсла

7- народный костюм

8- «Музыкальные народные инструменты наших предков»

9- «Народная песня-источник вдохновения»

Предполагаемый результат:

Расширение сведений у детей об обычаях, традициях, жизни по народному календарю, народных промыслах и ремёслах русского народа.

Погружение ребёнка и действенное проживание им атмосферы устного народного и декоративно-прикладного творчества, праздников и обрядов.

Итоговый этап.

Цель:

Сохранение и преумножение духовных, нравственных, культурных ценностей и традиций русского народа

Содержание:

1. Описание истории создания «Русской избы» в фотолетописи.

2. Участие детей в фольклорных и этнографических конкурсах и фестивалях

Предполагаемый результат:

Пробуждение чувства любви, радости, гордости и бережного отношения к истории своего народа

Обогащение эмоциональной сферы участников проекта

Становление национального самосознания, гражданско-патрио-тического поведения у всех участников проекта

Перспективный тематический план работы

с детьми в мини-музее «Русская изба»

Подготовительная группа.

1. Экскурсия в мини-музей

Быт русского народа (мебель)

Утварь деревенского дома

Русская кухня (национальные блюда)

2. Любят в праздники рядиться наши русские девицы

Русский национальный костюм

Русский национальный головной убор (ж. и м.)

Русская национальная обувь (сапожки, валенки)

Посиделки.

3. Беседа «Что я знаю о родном селе»

Дидактические игры «Заешь ли ты своё село?», «Узнай Новороманово по фотографии.

4. Твоя улица, твой дом, твой двор

Конкурс творческих работ «Вот мой дом родной»

Сады и рощи моего села

5. Места отдыха в селе

В доме культуры

У реки

Родные рощи и луга

Библиотека и читальный зал

Народные музыкальные инструменты.

6. Выставка рисунков «наши дети рисуют родное село»

Клуб знатоков села

Кукла-скатка

Старшая группа.

1. Экскурсия в мини-музей

Рассказ об устройстве русской избы

Без печи изба – не изба

Мебель в деревенском доме.

2. Посуда деревянная

Посуда глиняная

Щи да каша – пища наша

Русская пища

Посиделки.

3. Вот в какой чудной одежде ходили люди прежде

Праздничная русская женская одежда

Мужская русская (праздничная и повседневная) одежда

4. Женские и мужские головные уборы

Лапти – лапоточки

Дети, в гости наряжайтесь

Празднование Нового года на Руси

5. Игрушки наших бабушек

Мои любимые игрушки

Игры – забавы с домовёнком

6. фольклор (потешки, колыбельные)

Чтение казачьей сказки

Кукла-кисточка

Реализация проекта

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям, начиная с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы - “погружение в культуру”. Под “погружением” понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере той культуры, услышать голоса предков. Это постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру, примерка ее нарядов и ее “образа мыслей” стало возможным благодаря реализации проекта «Русская изба» в МКДОУ детский «Теремок»

На подготовительном этапе реализации проекта проходил сбор старинных предметов, утвари в наших семьях. Педагогический коллектив с интересом встретил эту идею. Большинство экспонатов было собрано благодаря энтузиазму воспитателей.

Следующий этап – оформление старинного интерьера русской избы.

Для погружения в культуру наших предков педагогами ДОУ были разработаны занятия, связанные с старинным бытом, с народным фольклором, с праздниками старины.

Таким образом, мы видим, что приобщение дошкольников к культуре дает детям возможность испытать полноту бытия. Культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это - та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами и образами.

Публикации по теме:

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы наследники Победы» Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию на тему: «Мы наследники Победы» Авторы проекта: Машковцева Светлана.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Малая Родина»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Малая Родина» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24 г. Благовещенска» Проект «Моя малая Родина». (кружок «Дошколёнок –.

Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшем дошкольном возрасте «Русская изба» Содержание 1. Паспорт проекта 2. Актуальность проекта 3. Программа проекта 3.1 Цель, задачи 3.2 Гипотеза 3.3 Предполагаемый результат 4.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Юрга вчера, сегодня, завтра!» Информационно - творческий проект Тема: «Юрга вчера, сегодня, завтра!» Цель проекта: воспитание гражданина России, патриота малой родины,.

Проект по нравственно патриотическому воспитанию «Моя семья — мое богатство» Проект «Моя семья – мое богатство» Методический паспорт проекта Тема: Нравственно - патриотический проект «Моя семья – мое богатство».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» в первой младшей группе Проект по Нравственно-патриотическому воспитанию (первая младшая группа) Тема: «Моя родина» Автор: Тартышная Мария Викторовна Организация:.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" Старшая группа Долгосрочный (март-май) Цель. Формирование представления.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Южа — маленькая Русь» Гипотеза: Система народного образования призвана обеспечить воспитания патриотов России, граждан правового демократического, социального.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 «Малышок» общеразвивающего вида Щелковского муниципального.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя!» Введение В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русская изба»
Опубликовано: 15 октября 2019 в 07:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД