Проектная деятельность и важность проектной деятельности в дошкольном образовании

Эльмира Велиева
Проектная деятельность и важность проектной деятельности в дошкольном образовании

Основное образование и воспитание ребенок дошкольного возраста получает в семье и детском саду, это ни для кого не секрет. Дошкольные учреждения служат своего рода первой ступенью в образовании.

Проектная деятельность в таком случае играет очень большую роль, так как она помогает детям связать процессы обучения, воспитания и познания с событиями, которые происходят в жизни ребенка. Малыш заинтересовывается и увлекается этой деятельностью, потому что имеет непосредственное участие в ней.

Проектная деятельность положительно влияет не только на самих детей, но и на родителей и воспитателей, потому что во время реализации проекта, происходит объединение, дети учатся работать в коллективе, учатся проявлять себя, в них появляется уверенность.

Под понятием проект сегодня понимается метод изучения ребенком окружающей среды, который организован с педагогической точки зрения, который имеет определенные этапы и спланирован заранее. Производится практическая деятельность для достижения поставленных целей.

Также под проектом можно понимать самостоятельную или коллективную работу, творческой направленности, но которая обязательно имеет социально-значимый результат. В основу проекта ложится определенная задача, для ее решения нужен исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Понятие метода проектов включает в себя педагогическую технологию, основой которой является самостоятельная работа детей. Эта работа может быть любого направления - исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе ребенок познает окружающий мир и использует полученные знания. По сути своей метод проектов представляет собой организацию образовательного процесса таки образом, чтобы дети, которые участвуют в проекте, получали знания и умения, творческий опыт и т. д. А также очень важно, что дети могут выполнять постепенно усложняющиеся практические задания. Важно, чтобы ребенок понимал, что все, что он знает и умеет, он может где-то применить.

В методе проектов принято выделять три этапа.

1. Первый этап - подражательско-исполнительный, в основном он используется при работе с детьми в возрасте от 3,5 до 5 лет. При реализации проектов на этом этапе, дети имеют косвенное отношение к проекту, они действуют либо путем подражания взрослому, либо выполняют поставленную задачу на прямую.

2. Второй этап- развивающий, проектная деятельность этого этапа больше подходит для более старшего возраста, примерно 5-6 лет.

3. Третий этап - творческий, здесь задействованы дети 6-7 лет. В этот период очень важно поддерживать творческую деятельность и активность детей, создавать благоприятные условия для того, чтобы дети сами определили цель и содержание предстоящей деятельности.

При работе над проектом, задача воспитателя произвести правильную работу, чтобы она была максимально продуктивной.

Первым этапом в подготовке проекта является выбор темы для проекта. Тема должна отвечать на основные три вопроса, которые дети могут задать себе, в ходе выбора темы. " Что я знаю? Что я хотел бы узнать? Как я могу это узнать?"

Когда дети участвуют в выборе темы для проекта, это положительно влияет на их развитие в целом потому, что они таким образом познают собственные интересы, могут оценить имеющиеся знания, а также развивается речь и речевой аппарат, потому что им приходится отвечать на вопросы, поставленные педагогом, рассуждать на те или иные темы, отвечать полностью и развернуто. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Вторым этапом является сама реализация проекта, он может быть как долгосрочным, так и длиться не продолжительное количество времени.

В данном случае задачей является реализация детских замыслов в условиях группы. Реализация может происходить через разные виды деятельности - творческую, продуктивную, экспериментальную и т. д.

Третий этап представляет собой презентацию. Основа этой презентации должен быть материальный продукт, который имеет непосредственную ценность для самих детей. В ходе реализации и создания этого продукта, дети раскрывают свой творческий потенциал, применяют уже имеющиеся знания и получают новые знания, которые они смогут использовать уже в последующих проектах и различных мероприятиях.

Здесь перед воспитателем ставится задача таким образом, что условия должны позволять детям рассказать о своей работе, осмыслить свои результаты. В процессе выступления перед сверстниками, ребенок приобретает такие навыки как владение своими эмоциями и невербальными способами общения.

Четвертый заключающий этап, это этап рефлексии. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Последовательность работы педагога над проектом:

• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

• вовлекает дошкольников в решение проблемы;

• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

• обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

• вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;

• собирает информацию, материал;

• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,

• даёт домашние задания родителям и детям;

• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

• подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Примером проектной деятельности можно привести проект "Семья" в старшей подготовительной группе № 5 "Антошка" ГБОУ Школа 1454 "Тимирязевская" ДОП "Тимирязевская".

Проект являлся долгосрочным и длился на протяжении 2 лет. Перед проектом были поставлены определенные цели.

• Создание условий для формирования у детей желания и интереса к изучению истории своей семьи, ее традициям и обычаям

• Воспитание в детях любви и уважения к старшему поколению

• Привлечь родителей к совместной исследовательской деятельности и совместному творчеству.

• Укрепление связи между преподавателями ДОУ и семьей ребенка.

В ходе проекта, он был разделен на 4 части. В первое полугодие родители и дети должны были сделать "паспорт ребенка". Собой он представлял небольшую анкету с данными ребенка, его фамилию, имя, отчество, адрес, любимый цвет, любимое животное и блюдо, и само собой, имена мамы и папы, братьев и сестер, и небольшой рассказ о них.

Второе полугодие было посвящено традициям семьи. Дети должны были составить небольшой рассказ о традициях, которые сложились в их семье.

В третье полугодие родители совместно с детьми должны были нарисовать герб семьи, который бы максимально правильно охарактеризовывал их семью.

Заключительным этапом проекта стало составление генеологического дерева.

Этот проект очень сильно сблизил родителей и детей, помог воспитателям узнать много нового о семьях своих воспитанников.

Дети же получили уникальные знания о своей семье, своих родственниках, о их жизни в прошлом и настоящем

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно-ориентированный подход в дошкольном образованииЛичностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании по ФГОС Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании[/b] На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется.

Театрализованная деятельность в дошкольном образовании. Опыт работы воспитателя Я выбрала эту тему потому что, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка.

Проектная деятельность в ДОУ: типы проектов, этапы проектной работы Проектная деятельность - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо.

Консультация «Прогулки в дошкольном образовании» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. а) Основные задачи прогулки. Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей.

Роль ИКТ в дошкольном образовании Информатизация общества ставит перед педагогами задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. До.

Социальное партнерство в дошкольном образовании Социальное партнерство в сфере образования - добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач: • равноправие участников;.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании I.Обзор современных педагогических технологий в дошкольном образовании 1 слайд – Титульный 2 слайд: В дошкольном образовании педагогическая.

Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании» Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили.

Автор публикации:
Проектная деятельность и важность проектной деятельности в дошкольном образовании
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 00:53
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. День сюжетно-ролевой игры на МААМ

Игра является ведущим видом деятельности для детей. А в игре сюжетно-ролевой (на любую тему) как в зеркале, отражаются их представления об окружающем мире, о взаимоотношениях и профессиональных...

24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для...
«Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий в различных...
«Прочтите детям о войне». Стихи к 9 мая
Что такое День Победы А. Усачёв Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат. Что такое День Победы? Это...
Фотоотчёт о занятии по рисованию в подготовительной группе «Портрет папы»
Фотоотчёт о занятии по рисованию в подготовительной группе «Портрет папы» Назарова Т. А. Папа! Ты самый сильный. И всех на свете умней. Ещё ты самый...