МААМ-картинки

Проектная деятельность «Использование малых фольклорных форм: пословиц и поговорок — в развитии речи старших дошкольников»

Ольга Беседина
Проектная деятельность «Использование малых фольклорных форм: пословиц и поговорок — в развитии речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ Семьянский детский сад № 7 «Белоснежка»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :

«Использование малых фольклорных форм : пословицы и поговорки в развитии речи старших дошкольников»

Подготовила:

Беседина О. И.

с. Семьяны

2021 г.

Актуальность данной темы обусловлена:

Публикация «Проектная деятельность „Использование малых фольклорных форм: пословиц и поговорок — в развитии речи старших дошкольников“» размещена в разделах

- недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сфрмирован ность фразы, связанного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса;

- недостаточный уровень человеколюбия (толерантности);

- недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольников

Цель: Необходимость использования развивающих возможностей малых фольклорных форм (пословиц и поговорок) для успешной работы по развитию речи старших дошкольниками.

Способствовать формированию осознанного отношения к пословицам и поговоркам, как к источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Познакомить с жанром устного народного творчества - пословицы и поговорки.

2. Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок.

3. Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.

4. Воспитывать желание справедливо оценивать свои действия и действия окружающих, желание радовать старших хорошими поступками.

5. Воспитывать интерес к пословицам и поговоркам, самостоятельность, инициативность, ответственность.

6. Формирование понимания многозначности слов, развития красочности и связности высказывания

Объект исследования: общее развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта : развития лексико-грамматических средств языка, развития самостоятельной развернутой фразовой речи, формирование произносительной стороны речи у детей средствами малых форм фольклора.

Гипотеза: Использование фольклорного материала (половиц и поговорок) может помочь сформировать правильное четкое произношение, сделать речь детей

более яркой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.

Для успешной реализации проекта, необходимо создать условия:

Оформить методические рекомендациями по применению пословиц и поговорок в разных режимных моментах и ситуациях в соответствии с возрастом детей.

• Подобрать художественные литературные произведения, отражающие смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей.

• Подобрать иллюстрационный материал, отображающий смысл пословиц и поговорок.

Оформить картотеку видов и форм работы с детьми по использованию пословиц и поговорок.

Оформить картотеку видов и форм работы с родителями по использованию пословиц и поговорок.

Сформировать картотеку пословиц и поговорок, отражающих смысл разных жизненных ситуаций из жизни дошкольников.

• Разработать и оформить дидактические игры по данной теме.

Оформить совместно с родителями альбом иллюстраций к пословицам и поговоркам, наиболее часто используемым в семье.

Технологии:

- компьютерные технологии (мультимедийные презентации);

- организационно-методический инструментарий, игровые технологии.

Приё мы:

- Обсуждение пословицы или поговорки;

- четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;

- правильное объяснение значения пословиц и поговорок;

- подбор сказки соответствующей пословице или поговорке;

- иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки;

- игровые;

- общественные: «Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей»;

- соревновательные: «Кто больше назовет пословиц о. ?»;

- личные: «Назовите поговорки, которые …».

Формы и виды работы с детьми

- Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам», «Продолжи пословицу»,

- Игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц, «Кто знает, пусть продолжает»- - Театрализованная деятельность «Делу – время, потехе - час»

- Продуктивные виды деятельности «За всякое дело берись умело» (лепка, оригами, рисование).

- Выставка рисунков «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

- Игры-соревнования: «Смелый боец – в бою молодец».

- Отгадывание загадок: «Ко всякому делу разумный подход».

- Физкультминутки: «Не говори, что делал, а покажи, что сделал».

День пословиц и поговорок

1. Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.

2. Рисование пословицы.

3. Разговор о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословицы.

Формы и виды работы с педагогами

- Консультация для воспитателей «Как учить детей понимать пословицы».

- Педагогическая копилка: «С миру по нитке – голому рубаха» (составление картотеки пословиц и поговорок).

- Выставка педагогических достижений: «Уменье везде найдёт примененье» (наглядные пособия) и др.

Формы и виды работы с родителями

- Творческая мастерская: «Мамины руки не знают скуки».

- Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает».

- Акция: «Без дела жить – только небо коптить». Привлекать родителей к оказанию помощи в изготовлении дидактических игр и пособий по данной теме.

- Информационный стенд для родителей : «Какова яблонька, таковы и яблочки».

- Семейный коллаж «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи» и др.

Ожидаемый результат:

У детей:

1. Повышение интереса к жанру устного народного творчества - пословицам и поговоркам.

2. Повышение уровня речевого развития всех компонентов речи : фонетики, лексики, грамматики.

3. Повышение уровня восприятия пословиц и поговорок, овладение значением слов и словосочетаний в них.

У педагогов:

1. Повышение уровня самообразования.

2. Расширение представлений о возможностях использования пословиц и поговорок в познавательно-речевом, социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.

3. Обоснование в методических рекомендациях возможности использования в речевой деятельности детей пословиц и поговорок.

4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.

У родителей:

1. Повышение интереса к использованию малых фольклорных форм в познавательно-речевом и социально-личностном развитии детей дома.

2. Подбор и совместное разучивание пословиц и поговорок, объяснение их смысла детям.

3. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей по иллюстрированию пословиц и поговорок дома.

4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам.

Срок реализации: среднесрочный – 2 месяца

Заключение

1. Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей и родителей, повысить уровень усвоения материала по данной теме.

2. Использование малых форм фольклора в работе с детьми позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности.

Перспективы дальнейшей работы:

- в углублении развивающих возможностей малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

ПЛАН реализации проекта

Подготовительный этап

1. Оформление папки с методическими рекомендациями по применению пословиц и поговорок в разных режимных моментах и ситуациях в соответствии с возрастом детей.

3. Подбор художественных литературных произведений, отражающих смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей.

4. Подбор иллюстрационного материала, уместно отображающего смысл пословиц и поговорок.

5. Создание картотеки видов и форм работы с детьми по использованию пословиц и поговорок.

6. Создание картотеки видов и форм работы с родителями по использованию пословиц и поговорок.

7. Взаимодействие с родителями в формировании правильной речи детей через использование пословиц и поговорок.

Основной этап

1. Знакомство с простыми пословицами и поговорками, обогащение словаря детей.

2. Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни.

3. Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.

4. Разучивание пословиц и поговорок.

5. Совместное изготовление с детьми схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.

6. Организация игр–инсценировок по пословицам и поговоркам.

7. Отображение в художественном творчестве детей содержания пословиц и поговорок :

рисование, аппликация, лепка.

8. Игры: «Угадай пословицу, поговорку», «Подбери слово», «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу».

9. Изготовление схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Картотека пословиц и поговорок об учебе, знаниях для начальной школы С самого детства человека сопровождают короткие и мудрые изречения - пословицы и поговорки. В них - народная мудрость. Они актуальны на.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Использование малых фольклорных форм: пословиц и поговорок — в развитии речи старших дошкольников»
Опубликовано: 19 октября 2022 в 21:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность «Использование малых фольклорных форм: пословиц и поговорок — в развитии речи старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Беседина (УИ 209229) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД