Наталья Алексеевна Макеева
Проектная деятельность «Изобретайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Изобретайка»
(подготовительная группа)
"И поверьте, не для шутки.
Говорим мы вам всерьёз,
Не теряя ни минутки,
Создадим "ракетовоз"!
Пусть сегодня на бумаге,
С проволокой, из пузырьков…
Завтра мы поднимем флаги:
"изобретатель, будь готов!"
Воспитатель: Макеева Н. А
Вид проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя познавательную, исследовательскую и творческую деятельность.
Публикация «Проектная деятельность „Изобретайка“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : краткосрочный - 1 неделя (08-12 февраля)
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5 - 6лет.
Образовательные области:
• познавательное развитие
• социально - коммуникативное развитие
• речевое развитие
• художественно-эстетическое развитие
• физическое развитие
Проблема
Мы живём в современном мире - мире техники, нас окружают различные машины, механизмы, компьютеры. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активный познавательный интерес к техническому миру. И часто задают вопросы: «А из чего сделаны машины?», «Как летаю самолеты? Уже в дошкольном возрасте дети интересуются различными механизмами, знают названия автомобилей, самолётов, танков, кораблей. Дошкольников волнует вопрос «Кто же все это придумал, изобрел?», «Откуда появляются все эти сложные механизмы?» Придумывают и выполняют эту сложную работу - изобретатели, конструкторы и исследователи. В России ежегодно отмечают праздник День детских изобретений – 17 января. В детском саду это событие остаётся незамеченным. Поэтому в группе «Капитошка» решили подготовиться к этому празднику.
Актуальность
Согласно новому ФГОСДО необходимо обеспечить: формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструирование, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои конструкции, модели, проявляя интерес.
Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста развиваются конструкторские способности, техническое мышление, происходит процесс познания окружающей действительности. Это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей, несложных технических объектов. Техническое моделирование – это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Очень интересно мастерить игрушки из не нужных предметов и материалов. Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир, так простая коробка может превратиться в робота, в домик, в машину, или во что-то иное. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Таким образом, появилась необходимость создать проект «Мы фантазеры и изобретатели», который знакомит детей с миром технического моделирования и конструирования из бросового материала. Так как техническое моделирование является наиболее доступным и интересным занятием для детей.
Цель проекта : практическое внедрение творческо-исследовательской деятельности, как средство развития познавательной активности детей подготовительной группы.
Задачи проекта для детей :
Образовательные
• продолжать развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; формировать исследовательские навыки;
• закреплять умение создавать различные фигуры из природного и бросового материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Волшебная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение;
• расширить и закрепить знания детей об изобретателях и изобретениях.
Развивающие
• формировать навыки творческой, исследовательской деятельности;
• развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь, расширять кругозор;
• развивать внимание, логическое мышление, умение делать выводы.
Воспитательные
• развивать творческое отношение к рукотворному миру;
• закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Задачи проекта для родителей :
• ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
• обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов;
• поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
• привлекать родителей к совместной с детьми творческой деятельности : организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей;
• обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : выставка
Название итогового мероприятия проекта : «День изобретателя»
Продукты проекта для детей :
1. Выставка творческих работ на тему «Мы изобретатели».
2. Фото - презентация «Наши фантазии».
Продукты проекта для родителей :
1. Выставка поделок «Чудесное превращение бросового материала»
2. Выставка семейного художественного творчества «День изобретателя»
3. Консультация для родителей «Фантазеры, фантазеры!»
4. Стенд «Кулибин И. П. - механик, инженер и изобретатель»
Ожидаемые результаты по проекту для детей :
• интересуются исследовательской деятельностью, исследуют, с желанием познают новое;
• создают различные поделки из природного и бросового материалов;
• фантазируют, интересуются другими изобретениями;
• рассказывают о своих изобретениях, делают небольшие умозаключения.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей :
• у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;
• родители принимают активное участие в выставках семейного художественного творчества;
• занимаются совместной с детьми творческой деятельностью;
• помогают развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
1 этап – подготовительный.
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и определение задач.
• Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
• Подбор познавательной и художественной литературы.
• Подбор наглядного, дидактического материала.
• Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – основной. Реализация проекта (08-12 февраля)
Содержание деятельности :
Дата
проведения Мероприятие
08.02 Коммуникативная деятельность. Беседа на тему «Мы изобретатели».
Восприятие худ. литературы. Загадки об изобретениях И. Кулибина.
Продуктивная деятельность. «Чудесные превращения из конструктора»
Познавательная деятельность. Игра - путешествие «Откуда пришел к нам предмет?» Появление колеса.
Сотрудничество с родителями. Стенд для родителей «Кулибин И. П. - механик, инженер и изобретатель»
09.02 Коммуникативная деятельность. Беседа «Дети-изобретатели» Речевая деятельность. Обсуждение пословиц и поговорок. Продуктивная деятельность. «Лаборатория изобретателей». Поделки из бросового материала. Восприятие худ. литературы. В. Сутеев «Разные колеса».
Сотрудничество с родителями. Консультация для родителей «Фантазеры, фантазеры».
10.02 Коммуникативная деятельность. Беседа «Откуда что берется?»
Исследовательская деятельность. «А что, если. ?»
Двигательная деятельность. Физминутка: «Что произойдет?» Игровая деятельность. Дидактическая игра «Изобретения человека» Восприятие худ. литературы Н. Носов «Фантазеры»
11.02 Коммуникативная деятельность. Беседа «Кто такие инженеры».
Игровая деятельность. Игра «Собери велосипед» (разрезные картинки)
Продуктивная деятельность. Рисование «Мои фантазии».
Восприятие худ. литературы Заучивание стихотворения «Изобретения» Е. Ефимовский.
Сотрудничество с родителями. Выставка поделок «Чудесное превращение»
12.02 Познавательная деятельность. Презентации «Что умеют роботы?»
Продуктивная деятельность. Коллективная работа «Робот».
«Лаборатория изобретателей». Опыты «Вулкан», «Рисование на молоке», «Радуга из конфет М-М»
Восприятие худ. литературы. Н. Носов «Приключение Незнайки в Солнечном городе» (отрывок как Винтик и Шпунтик изобрели пылесос).
Сотрудничество с родителями. Выставка семейного художественного творчества «День изобретателя». Выставка рисунков и изобретений детей.
Заключение.
Таким образом, подводя итоги работы над проектом, мы пришли к выводу:
Наша проектная деятельность позволяет заложить основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о противоречиях окружающего мира.
У детей появилась самостоятельность в выборе тем для игр.
Дети проявляли фантазию, воображение и творчество в продуктивной деятельности, развивали конструктивные навыки через изобретение построек из конструктора, природного и бросового материала.
Дети научились: сравнивать, анализировать, обобщать.
Знания приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Дети-исследователи, изобретатели, фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа. Родители стали активными участниками творческого процесса.
Видео: https://www.youtube.com/embed/1x4rp8_psQIhttps://youtu.be/KxPhbSZ1uN4