Проектная деятельность «Воспитание у младших дошкольников интереса к устному народному творчеству»

Екатерина Кулишова
Проектная деятельность «Воспитание у младших дошкольников интереса к устному народному творчеству»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:

Вызвать интерес младших дошкольников к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приемов.

Задачи:

Дать представление о различных видах русского фольклора: потешки, загадки, сказки. Вызвать интерес к русскому народному творчеству, желание играть в народные игры.

• Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизацию словаря.

• Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

• Создать необходимую предметно – развивающую среду

• Развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

ВИД ПРОЕКТА:

Практико- ориентированный, открытый.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

1 год

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети I младшей группы, родители воспитанников, муз. руководитель.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

В своей проектной деятельности я широко применяю малые формы фольклора с младшими дошкольниками. Известно, что дети младшего возраста чутко откликаются на потешки, приговорки, попевки. Умеют выслушивать сказки, прибаутки. Проявляют интерес к русским народным играм. Это забавляет, радует их, организует детское поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Поэтому я стараюсь подобрать потешки для детей с учетом возрастных особенностей. Побуждаю играть в русские народные игры, отгадывать загадки. Все это поможет мне развить у детей слуховое внимание, речь, память, расширять словарный запас.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В конце года дети младшейгруппы детского сада:

- иметь представления о видах русского фольклора (потешки, песнки)

- должны уметь рассказывать потешки наизусть.

ПРОЕКТСОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ:

1. Знакомство детей с потешками, песенками.

2. Заучивание потешек наизусть с показом атрибутов по теме.

3. Работа с родителями.

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1 ЭТАП:

Знакомство детей с потешками, песенками.

(октябрь – ноябрь)

ЗАДАЧИ:

- развивать интерес к потешкам, песенкам,

- развивать разговорную речь;

- активизировать словарь;

- развивать интерес к русскому фольклору.

Описание:

Октябрь – знакомство с потешками «Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай», «Тишина у пруда, Не качается вода», «Ай, качи, качи, качи, Улетели в лес грачи», «Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды».

Ноябрь - знакомство с потешками «Водичка серебристая, Струится из-под крана», «Как у нашего кота, шубка очень хороша», «Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку», «Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол» знакомство с песенками «Песенка про маму», «Песенка про бабушку», «Песенка про мишку», «Песенка про жука».

2 ЭТАП:

Заучивание потешек наизусть с показом атрибутов по теме.

(декабрь – январь- февраль)

ЗАДАЧИ:

- развивать память, внимание;

- учить детей правильно запоминать и произносить петешки;

- развивать разговорную речь;

- учить детей запоминать небольшие произведения;

- учить детей находить нужные атрибуты.

Описание:

Декабрь – заучивание потешек «Тишина у пруда, Не качается вода», «Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок», «Вот проснулся петушок, Встала курочка», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды».

Январь – повторить петешки «Как у нашего кота, шубка очень хороша», «Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок», «Вот проснулся петушок, Встала курочка», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды». Заучить новые «Из колодца принесла, Курица водицы», «А у нас есть ложки, Волшебные немножко». Учить подбирать атрибуты.

Февраль - повторить петешки «Из колодца принесла, Курица водицы», «А у нас есть ложки, Волшебные немножко». Закрепить умение подбирать атрибуты.

3 ЭТАП:

Работа с родителями.

(март – май)

ЗАДАЧИ:

- развивать интерес к малому фольклору

Описание 3 этапа:

Март:

1.Оформление папки передвижки по теме: «Знакомство с русским фольклором»

2.Консультация на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Апрель:

3.Провести конкурс рисунков совместно с родителями по теме: «Русский фольклор»

Май:

4. Подведение итогов конкурса.

5. Итоговое мероприятие занятие «В гости в забавушке» (с приглашение родителей)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Знакомство детей с русским народным творчеством под редакцией Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева 2009 год

2. Русские частушки автор Аверкин 2010год

3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2012г.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством.

Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2011г.

5. Народное искусство в воспитании детей под редакцией Т. С. Комаровой

2010год

.

Итоговое мероприятие

Занятие «В гости к забавушке»

В зале встречает детей забавушка.

Забавушка: Здравствуйте ребятки, маленькие котятки! Проходите, проходите! Рассаживайтесь поудобнее. Какие вы все маленькие! Прямо – такие как мой дружочек. Мы здесь с ним вместе живем.

Не хотите ли узнать, кто мой маленький друг?Отгадайте загадку: «мягкие лапки, а в лапках царапки».

Дети отвечают.

Забавушка: Правильно ребятки.

Слышится на печке «мау-мау».

Забавушка: А вот и он все на печке лежит греется!

Слезает котик с печки. Прохаживается. Маукает.

Забавушка: Как у нашего кота

Шубка очень хороша….

Вос-ль: Забавушка, а хочешь мы тебе сами расскажем про твоего котика?

Вос-ль вместе с детьми: Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Забавушка: Спасибо вам, ребятушки! Как вы меня порадовали! Котя-коток, а тебе понравилось?

Кот: Мау-мау!

Забавушка: А теперь давайте поиграем с моим котиком.

Игра «Кот Васька»

Дети сидят на лавке. Кот прогуливается перед детьми, идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево, маукает.

Вос-ль.и дети: Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький

А бежит стрелой….

Кот бежит и садиться на лавку, засыпает

Забавушка: Глазки закрываются-

Спит иль притворяется?

Зубы у кота-

Острая игла.

Вос-ль: Пойдемте, посмотрим, спит ли котик?

Забавушка: Только детки подойдут,

Серый Васька тут как тут.

Всех поймает он!

Кот догоняет детей, они убегают и садятся на лавку

Забавушка: Котя – коток! А что у тебя в сумочке?

Кот: Пирожок!

Забавушка: А где ты его взял?

Кот: Ходил котик на торжок,

Купил котик пирожок…

Вос-ль: Оля, а что было дальше?

Ребенок: Пошел котик на улочку

Купил котик Булочку….

Забавушка: Самому ли съесть

Либо деткам снесть?.

Кот: Я и сам укушу

И ребяткам отнесу.

Забавушка: Спасибо котик! Какой ты добрый, умный.

Котя, котя, котя-кошечка,

Не сиди ты на окошечке,

Приходи ты, котя, в гости к нам,

Я тебе сметанки вкусной дам!

Забавушка дает котику сметанку и он уходит.

Вбегают испуганные мышата.

Забавушка: Что с вами мышата? Почему вы испугались?

Мышата: Мы кота Ваську боимся! Спрячьте нас!

Забавушка: Не надо так его бояться! Кот Васька добрый, умный, он сейчас с моими ребятками играл. Скажите лучше маленьким гостям как вас зовут?

Мыши: Круть! Верть!

Забавушка: Не хотите ли поиграть с нами?

Игра «Огуречик, огуречик»

Дети идут за воспитателем и говорят:

Огуречик, огуречик

Не ходи на тот конечек!

Там мышки живут,

Тебе хвостик отгрызут.

Дети убегают от мышек. Рассаживаются на лавке, мыши убегают

Забавушка: Понравилось вам детишки быть у меня в гостях?

Дети отвечают

Забавушка: Мне очень приятно, что вы были у меня в гостях. Я буду с не терпением еще ждать вас в гости к себе.

Забавушка угощает всех пирожками.

Публикации по теме:

«Пословицы и поговорки — педагогический гений народа» Гений, дух, характер народа проявляется в его пословицах. Фрэнсис Бэкон Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проектная деятельность «Воспитание у младших дошкольников интереса к устному народному творчеству»
Опубликовано: 10 января 2015 в 20:19
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 марта. Праздник бантиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен милому украшению, без которого не обходится ни одна девочка. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей завязывать бантики и с их...

6 марта. Международный день зубного врача

Международный день зубного врача приурочен ко дню рождения стоматологической бормашины. Она была сделана с ножным приводом, сделанным из колеса прялки. Как хорошо, что в наше время стоматологами уже...

Оформление помещения группы в ДОУ к 8 марта
К празднику 8 Марта пришла идея оформить в группе небольшую фотозону: цифра восемь и корзинка с цветами. Цифра восемь сделана из бумаги, размер...
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами весны»
Цель прогулки:Формировать представления детей о марте как о месяце пробуждения природы;закреплять знания о времени года;развивать умение замечать новые...
Конспект занятия по аппликации «Радужные цветы маме»
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по аппликации «Радужные цветы маме» в подготовительной группе. Цель занятия:...